Доклад и презентация по теме Проблемы переходного возраста

доклад и презентацию готовила для выступления на областном семинаре ,который проводил региональный центр " Шыгыс" областного управления образования,  который занимается вопросами воспитательной работы.Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выбора, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап счи...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы переходного возраста.


Я не верю, что жизнь человека

предопределена его детством.

Я думаю, что существует ещё очень

важные периоды: Отрочество, юность…

Ж.-П. Сартр.

Подростковый период - важный и трудный этап в жизни человека, время выбора, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток? Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д.

В толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как "дитя на подросте" - 14-15 лет.

На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Иногда к тинэйджерам относят подростков от 13- 19 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Слайд 1.

Подростковый возраст знаменуется не только бурным физическим развитием, но и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости Слайд 2

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни. Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности Слайд 3

За что и против чего ведет борьбу подросток в переходном возрасте?

1. За то, чтобы перестать быть ребенком.

2. За прекращение посягательств на его физическое начало, непри­косновенность.

3. За утверждение среди сверстников.

4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Поэтому так велика в это время роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Наблюдение за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность. Слайд 4.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

В результате возникает кризис подросткового возраста.

Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

В подростковом возрасте меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я». Слайд 5.

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним.

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д. Слайд 6,7

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.

Слайд 8,9

Самый главный вопрос подросткового возраста - половое созревание. В это время формируются сексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом». Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы. Слайд 10.

Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо. Слайд 11.

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из - за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Слайд 12.

Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка развивает у него новые, взрослые критерии личностного развития. Слайд 13.

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах - старые разрушены, новые ещё не созданы. Слайд 14.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Мы взрослые порой не замечаем или не понимаем таких неровностей поведения, нас одинаково обескураживают и непомерный азарт, и необъяснимая усталость подростков. Слайд 15.

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У многих отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков. Слайд 16.

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголь и наркотики тесно вплетаются в структуру девиантного поведения подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся потому, что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно.

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости. Подростки не хотят заниматься изучением истории, математики и искусства, фотографией, конструированием, их все больше затягивает паутинная сеть интернета, виртуальные игры, виртуальные герои, айподы и айфоны. Слайд 17

В подростковый период ребенок становится более агрессивным. Причины агрессии у подростков кроются в специфике подросткового возраста. Подросток обычно ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим людям, причём агрессия может проявляться как в физической, так и в вербальной форме. Подростки не учитывают мнение взрослых, воспринимают своих родителей как врагов, могут сознательно причинять боль другому человеку. В этом возрасте для ребёнка велика роль группы сверстников, в которой он находится, ему важно заслужить их уважение. Поэтому насилие, агрессия по отношению к аутсайдерам, к людям из другой подростковой группировки - это способ самоутвердиться, показать личный героизм и преданность группе.

Почему подростки становятся агрессивными?

1. Одной из важных причин агрессии у подростков является конституциональная предрасположенность. Основные черты характера подростков, имеющих тенденцию к агрессивному поведению,- раздражительность, подозрительность, замкнутость, тревожность, боязнь общественного мнения, склонность испытывать стыд, а не чувство вины.

2.В формировании агрессивного поведения ведущую роль играет негативное влияние журналов, газет, Интернета, компьютерных игр, телевизора. Слишком много фильмов, мультиков, статей, сайтов, компьютерных игр основным содержанием которых являются жестокость, насилие, криминал.

3. Семья, в которой живёт и воспитывается подросток, также может стать причиной агрессии подростка. Непонимание в семье, оскорбления, эмоциональное непринятие ребёнка, гиперопека, излишняя избалованность ребёнка, отсутствие эмоциональности в детско-родительских отношениях создают почву для агрессивного поведения. Наблюдая за агрессией, ребёнок невольно начинает подражать образцам такого поведения, а в будущем начнёт их воспроизводить.

4. Употребление алкоголя и наркотиков также могут привести к агрессивному поведению. В алкогольном и наркотическом опьянении подросток раскрепощён и не до конца понимает, что делает.

5. На появление агрессии влияет специфичность окружающей обстановки и состояние самого общества. Так, повышенный уровень шумов и радиации, неблагоприятная экология, переизбыток информации создают предпосылки к агрессивному поведению. А экономические кризисы, неурегулированные законы вместе с ощущением раздражения и безнадёжности способны вызвать у подростка чувство протеста и желание выразить этот протест в виде агрессии.

Процессы, которые происходят в мозгу с началом периода полового созревания, приводят к нарушению обработки информации и правильной оценки возникающих социальных ситуаций. Как утверждают неврологи, работавшие под руководством Роберта Мак Гиверна (Robert McGivern) из Го-сударственного университета Сан-Диего, у ребенка в этом возрасте резко снижается способность понимать чужие эмоции.

Специалисты исследовали способность различать эмоции, изображаемые картинками и словами, у людей в возрасте от 10 - 22 лет. Они обнаружили, что к 11 годам скорость распознания чувств, таких как гнев или радость, снижалась до 20 процентов. С каждым годом показатель улучшался и достигал нормы в 18 лет. По словам Мак Гиверна, в момент встречи с непривычными ситуациями мозг "перестраивается".

Он рассказал, что изменения в мозгу подростков, вступивших в период половой зрелости, влияют на понимание социальных связей и на планирование и контроль собственного поведения в обществе. "В результате они воспринимают эмоциональные ситуации более запутанными, что ведет к раздражительному, вздорному поведению, так характерному для подростков", - добавляет Мак Гиверн."

Остается только надеяться, что родители и педагоги сумеют найти подход к ребенку, который пытается доказать всем, что он уже вырос. Только любовью, пониманием и уважением можно нейтрализовать излишнюю тревожность и агрессивность у подростка и помочь ему преодолеть этот сложнейший период в жизни. Слайд 18.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав - полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность с взрослыми. Слайд 19.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении. Слайд 20.

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. По результатам анкетирования родителей 7-10 классов в нашей школе 25 % родителей написали, что знают о своём ребёнке всё. 31% родителей знают, по их мнению, друзей своих детей. Слайд 21.

Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании.
Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность.
Ситуация, создающая « кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. Слайд 22.

Пути решения проблемы.


1. Нужно формировать круг интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей.

2. Максимально сокращать его свободное время - «время праздного существования и безделья».

3. Нужно включать подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Слайд 23.

Проблемы переходного возраста подростков у нас такие же как и везде, но в виду того что наша школа находится в сельской местности, в райцентре все организации расположены очень компактно, школа часто является центром всевозможных мероприятий и мы имеем возможность сократить свободное время своих подростков. Из 422 учеников, 217 заняты дополнительным образованием. (Дом творчества, районный ДК, спорткомплекс, стадион, футбольное мини - поле, музыкальная школа, кружки и секции в школе). Занятия ребят в различных секциях, участие в соревнованиях, флешмобах, КВНах, днях самоуправления, в мероприятиях патриотического, духовно - нравственного направления: Вахты Памяти в День Победы, участие в открытии мемориалов, сборах ОСОЛа, ВОЦ «Казахстанский путь», историко - этнографический музей школы, тимуровская работа, участие в различных акциях районного масштаба, мероприятия в школе: классные часы, беседы, акции, встречи, праздники, тренинги, конкурсы помогают нам занимать свободное время детей и подростков и решать проблемы переходного возраста. Слайды 24-32

Занятия в спортивных секциях по гиревому спорту, борьбе, боксу, помогут дать выход энергии, пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, чтобы агрессия не накапливалась в них подобно статистическому электричеству. Слайд 33.

В школе есть психологическая служба, она играет очень большую роль в помощи ученикам, педагогам и родителям. Привычными стали тренинги для ребят, например по профилактике вредных привычек, профилактике суицидального поведения, возрастные тренинги для подростков, « посвящение в старшеклассники». Проводим тренинги для педагогов, по особенностям переходного периода, на них мы учимся не предъявлять подросткам завышенные требования, не подтверждённые их способностями, честно указывать на их удачи и неудачи, причём удачи объяснять их способностями, а неудачи - недостаточной подготовкой, не захваливать подростка. Учитель должен учиться быть вместе с подростком учиться понимать его.

Слайды 34-36.

Что делать педагогам, чтобы установить доверительные отношения

с подростком?

1. Не следует видеть в самостоятельности подростка угрозу Вашему авторитету.

2. Помните, что подростку нужна не столько самостоятельность, сколь­ко право на нее.

3. Чтобы подросток выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

5. Не создавайте в классе конфликтную ситуацию, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

6. Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподоба­ющих поступках».

Советы для учителей:

• помочь подростку найти компромисс души и тела;

• все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не ис­пользовать ярлыков;

• подробно познакомить подростка с устройством и функционирова­нием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;

• необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа Слайд 38

Памятка педагогу «Как надо говорить с подростком …»

Если Вы

слышите…

Обязательно

скажите…

Не говорите…

«Ненавижу - школу!»

«Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать?»

«Когда я был в твоем возрасте... Да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным.

Что толку?»

«Иногда мы чувствуем себя подавленными…

Давай подумаем, какие у нас проблемы и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь».

«Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе!»

«Всем было бы лучше без меня…»

«Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?»

«Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом…»

«Вы не понимаете меня!»

«Скажи мне, как ты чувствуешь себя: я действительно хочу это знать!»

«Кто же может понять подростка в наши дни?»

«Мама, я совершил скверный поступок!»

«Давай сядем и поговорим об этом».

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«Что, если у меня не получится…»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное!»

«Если не получится, это будет из-за того, что ты недостаточно постарался!»

Слайд 39

Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуальным и внутри семьи по мере взросления ребенка. Поэтому должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

"Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине".

"Вечером родители только успевают спросить: "Как дела в школе?" А нам на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не интересует... Мы часто, поэтому не понимаем родителей, а родители нас..."- эти высказывания приведены из сочинения, которые дети писали на уроке русского языка, по теме: " Понимают ли меня мои родители

А для этого родителям необходимо учиться слышать и понимать, своих детей. Этому стараются помочь, психологи и педагоги школы, проводя родительские собрания в необычной форме, используя групповые формы работы. Тренинги взаимодействия детей и родителей дают возможность снять ощущение единственности, собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и от взрослых, и от детей и взглянуть на проблемы с иной точки зрения.

Слайд 40

Памятка для родителей

1. Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

3. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

4. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с ва­шей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

5. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.

6. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

7. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте вни­мание на любые изменения в поведении своего ребенка.

8. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается. Слайд 41

Подростковый возраст - в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.

Учите подростка отвечать за свои поступки. Начните это делать, прежде всего, с собственных установок на ситуацию.


Закончить выступление хочется фрагментом из стихотворения « Взрослые дети» Юрия Маковцева

Вместе с детьми вырастают проблемы,
Горести их нам страшнее своих.
Мучают их уже взрослые темы,
Взрослая жизнь наступает у них.

Хочется их от ошибок сберечь,
Право, оставив решать им самим.
Будет за них всегда сердце болеть,
Сколько бы лет не исполнилось им.


Взрослые дети с проблемами взрослыми,
В жизни справляться желаете сами.
Мы же не против, одно только просим:
Хоть иногда разделите их с нами!






Литература



1.Божович Л.И. « Личность и ее формирование в детском возрасте » Москва 1968г

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4.

« Детская психология» Под ред. Д.Б. Эльконина М-

Педагогика1984г

3.Дубровина И.В. «Формирование личности старшеклассников»

Москва, 1987г.

4. Дубровина И.В. «Формирование личности в переходный период

от подросткового к юношескому возрасту» Москва, 1987г

5. Кулагина Н.Ю.» Возрастная психология» Москва 1998г.

6. Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста». -

СПб: Издательство «Питер», 2000. - 624 с.

7.Фельдштейн Д.И. «Психологические особенности развития

личности в подростковом возрасте» Вопросы психологии.1988. - 6.

8.Фурманов И.А, Аладьин А.А., Амелишко Е.М. «Психология

общения в учебно-педагогическом процессе»

Методическое пособие для учителей. - Мн. 2000.


© 2010-2022