Классный час на тему Жить с достоинством

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час для учащихся 9 класса

«Жить с достоинством - это значит?»


Цель: раскрыть очень важное нравственное понятие «достоинство» и на конкретных

примерах показать, что значит - жить с достоинством.

Материалы: написанные на доске название классного часа, определение

понятия «достоинство», высказывание И. Канта «Жить с нравственным законом в душе»,

карточки с высказываниями выдающихся деятелей.

План

1. Вступление. Анализ понятия «достоинство».

2. Основная часть. Анализ ситуаций. Дискуссия. Игра «Что угодно для души».

Выбор изречений, суждения о них.

3. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Ход классного часа.

Добрый день гости, присутствующие на нашем классном часе. Добрый день ребята, те,

которые устали; те, которые ждут лета; добрый день тем, кто пришел на наш классный час

и готов к откровенному разговору.

Друзья мои! Есть на свете такое понятие: человеческое достоинство, им собственно и

определяется, чего стоит человек. Каков он? Какова трактовка понятия «достоинство»?

- У вас было домашнее задание: отправиться в научную командировку - в библиотеку, в

Интернет для работы с толковым словарем Даля, Ожегова С.И., словарем по этике (под

редакцией И.С. Кона).

Послушаем ребят.

- Словарь по этике (под редакцией И.С. Кона, М. 1983г.) «Достоинство» - категория этики,

которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к

нему со стороны общества, в котором признается ценность личности».

- Словарь Ожегова С.И., М. 1982 г.«Достоинство» - совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а

также осознание ценности этих слов и уважение к себе».

Что общего в этих трактовках?

(высокие моральные, ценные качества личности, которые предусматриваются как в

отношении человека как к самому себе, так и к окружающим и со стороны окружающих).

Теперь оперируя этим понятием, попробуйте определить, что означают слова - «Чувство

собственного достоинства» - что это такое?

Послушайте стихотворение Б. Окуджавы и попробуйте дать к нему комментарии.

Чувство собственного достоинства -

вот загадочный инструмент:

Созидается он столетиями, а утрачивается в момент.

Под гармошку ли, под бомбежку ли,

под красивую ль болтовню,

Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства -

вот загадочная стезя,

На которой разбиться запросто, но

обратно свернуть нельзя,

Потому что без промедления, вдохновенный,

чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

человеческий образ твой.

Итак, кто желает высказаться? (речь идет о нравственном выборе, перед которым ставит

каждого из нас жизнь: дома, в стенах школы, в общественных местах, наедине с собой и

т.п. и мы порой сами не замечаем как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не

заметил тяжелую сумку в маминых руках или старушку, которая не может перейти

дорогу, можно позволить себе первым протиснуться к автобусу или к прилавку в

магазине; подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую

собаку или котенка, прочитать чужое письмо, рассказать чужой секрет, не вступиться за

товарища. Спрятаться за чужую спину, а можно поступить честно, даже в ущерб себе).

- От чего зависит этот выбор?- Зависит ли он от ситуации? Какое чувство мы должны поставить в центр?

(верно, это чувство «себя», своего «я». Позволяя себе маленькую ложь, маленькое

предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки,

мы идем на сделки со своей совестью, разрушаем свою личность).

- А что главное в этом чувстве? Какова его основа?

(правильно, самоуважение. Но оно не должно быть преувеличено, не должно

доминировать над нравственностью, над моральными принципами).

- Итак, самоуважение, на чем оно должно быть основано? Только ли на отношении к себе

или …

(да, на уважении к другому. Только уважая другого, можно требовать уважения к себе).

- А теперь проанализируем две ситуации:

Ситуации пренебрежения и неуважения других.

Ситуация 1.

Саша пришел в новую школу в 9 класс. Скоро стало ясно: ровный его характер,

доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших

минут интересного общения с этим молодым человеком. Как - то сразу все потянулись к

нему. Но прошел месяц - другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это

обстоятельство педагоги почти не обращали внимание. Ну вот однажды на уроке после

захватывающего ответе о философском значении теории относительности, учитель

предложила ему подготовить доклад об этом. Саша отказался. Сам отказ не смутил

педагога, время подготовки к выпускным экзаменам, возможно, ее предложение

нарушило Сашины планы. Но желая смягчить отказ, он сказал: «Я не понимаю, какой

смысл в таком докладе?!» Именно, вы, учитель уже представляете мои возможности, а им,

- он кивнул в сторону класса, - это ни к чему. Каждый может и должен искать сам…»

Ситуация 2.

В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек.

Собралось много гостей, и все долго не садились за стол, дожидаясь его. Но он опаздывал.

Так и не дождавшись, утомившиеся гости, наконец, заняли свои места. Юноша явился

спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу -

Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и

заболтался. Потом он, с трудом протискивался между мебелью и, причиняя неудобство

гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел

себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти

не давал и рта раскрыть; говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

- Похожи ли эти ситуации? Чем?

- Да верно, герои очень ценят себя, уважают как личность, но пренебрежительно

относятся к тем, кто их окружает.

Что вы посоветовали бы героям?

-Кто решает, как определить, что достойно, а что нет?- Почему мы все с вами увидели, что поступки юношей недостойны?

- Да, ценность деяний человека определяет опыт предыдущих поколений, многовековая

культура.

Так возникла и этическая культура, как образ жизни, достойный или недостойный

наивысших ценностей бытия.

Поэтому не случайно существует выражение: общечеловеческие ценности:

-Мы говорим: «Он вышел из этой ситуации достойно!», «Он не достоин этого звания»,

или «Он достоин большего».

Жизнь каждой отдельной личности должна быть достойна нравственных ценностей.

-А как вы понимаете, что значит - жизнь с достоинством? Жить достойно?

- Жить достойно - жить по заповедям. Я думаю, как нигде уместны заповеди Иисуса

Христа (их 10). Вот некоторые из них, которые отвечают сегодняшней теме:

1. - Возлюби ближнего как самого себя.

2. - Почитай отца и мать;

3. - Не укради;

4. - Не лжесвидетельствуй (т.е. говори правду);

5. - Не убий;

6. - Не возжелай из ближнего своего (т.е. не проси);

7. - Чти день воскресный.

Таким образом, жить с достоинством - это значит, как говорил известный философ Кант

«С нравственным законом в душе».

- Что же важно для нашей души?

- Какие нравственные качества вы бы выделили особо?

Проводится игра «Что угодно для души?»

Игре предшествуют слова:

В этой маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть,

Выбирая не спеши:

Бери, что важно для души.

(Ребятам предлагается учителем импровизированная корзинка. Ученики вынимают

листок в виде ромашки и заполняют его, выбирая желаемое нравственное качество). (Прикрепить на доске листочки в виде ромашки, пояснить, почему именно это качество

выбрали).

- Видите, все названные вами качества являются нравственными ценностями человека.

Жить, ориентируясь на эти ценности, - это и значит, жить с достоинством.

- Существует еще ряд родственных со словом «достоинство» выражений («он вышел из

этой ситуации достойно»).

- Помогите мне продолжить эту цепочку выражений.

- Достойно проигрывать (необходимо научиться спокойно отказывать себе, без сожалений

принимать собственные поражения, реально смотреть на самих себя и окружающих,

учиться проигрывать и не приписывать масштабы трагедии, а наоборот, превращать свои

поражения в ступени личностного роста, неуклонно двигаясь к цели).

- Достойно спорить;

- Быть достойным большего;

-Видеть достоинство в людях;

- Пример достойный для подражания;

-Умереть с достоинством…

- Обратимся еще к одной ситуации:

В 7 классе пропал журнал. Начались поиски. Все это было очень тревожно, потому что

это случилось перед окончанием учебного года и журнал необходим для подведения

итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и

тут к учителю подошел юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал.

Педагог, подумав, ответила:

- Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.

- Какой ценой? - остолбенел юноша.

- Ценой вашего падения.

- Что больше всего ценил учитель в своих учениках?

- Достоин ли уважения данный ученик?

- Почему?

- Ребята! Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять очень

важны в жизни.

Не случайно напутствия нам всем давали влиятельные люди: философы, писатели,

критики.

-Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений, объясните свой выбор

(Изречения напечатаны на компьютере и разложены на столах учащихся). Наиболее полно и концентрированно выражается воспитанность и нравственная культура

человека в том, чтобы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и

чужое достоинство. (Ф. Бэкон).

Один из высочайших принципов истинной нравственной ценности заключается в

уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде

всего за то, что он - человек, а потом уже за его личные достоинства.

(В.Г. Белинский).

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного

достоинства. ( Ф.М. Достоевский).

Большая ошибка - мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь.

( И. Гете).

От недостатка уважения к себе происходит сколько и от излишнего к себе уважения.

( М. Монтень).

Сочинение в своем достоинстве - малодушное самоуважение.

( У. Шекспир).

Подведение итогов.

- Наш разговор подошел к концу.

- Какой вывод вы сделали для себя?

Заключительное слово педагога.

В наше сложное время, когда компьютеры и машины выполняют сотни операций и

заменяют десятки людей «нравственный закон души» становится первоочередной

проблемой. Это конечно, очень странно звучит… Вдруг рядом со словом «проблема» мы

должны ставить слова: «нравственность», «уважение», «добро», «теплота», «милосердие»,

но к сожалению, особенно сейчас стало необходимо чаще задумываться над этим, ибо

надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо

людей, зовущих на помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию,

забывают о том, что живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых

нужно думать, с которыми необходимо считаться.

- Ребята, в романе Ч. Айтматова «Плаха» есть хорошие слова: «Человек - сам судья и сам

творец каждого дня вашего».

_- Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы

осудим в себе, что одобрим.

Анализируя, мы должны помнить с вами, то, что направленно на благо других, достойно

одобрения.И очень хотелось бы, чтобы вы каждый поступок свой оценивали с позиции самоуважения

и уважения к людям.

© 2010-2022