Эффективность коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении

Дети с задержкой психического развития различного генеза составляют самую крупную группу в среде детей с ограниченными возможностями к обучению. В медицинском диагнозе неспроста подчёркивается определение задержка, что свидетельствует о возможном преходящем характере интеллектуальных нарушений. В принципе, благоприятный прогноз мог бы наблюдаться во многих случаях. Успех возможен при комплексном подходе к нивелированию задержки, где, кроме медикаментозных мер велико значение педагогических возде...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективность коррекционно - развивающей работы

в образовательном учреждении

Одним из ведущих направлений психолого-педагогического сопровождения учащихся нашей школы является работа с классами коррекционно-развивающего обучения.

В школе обучается 48 учащихся, с ограниченными возможностями здоровья. Из них, 15 человек обучаются в классах VIII вида и 21 - в классах VII вида, 12 учащихся в классе компенсирующего обучения.

МБОУ г. Астрахани «ООШ №3» имеет лицензию на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах VII и VIII вида.

В данных классах учебная деятельность осуществляется согласно организационно-педагогическим и психологическим условиям обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:

- щадящий режим;

- меньшая наполняемость классов;

-соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности;

- использование специальных образовательных программ.

Целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития личности в целом.

Дети с задержкой психического развития различного генеза составляют самую крупную группу в среде детей с ограниченными возможностями к обучению. В медицинском диагнозе неспроста подчёркивается определение задержка, что свидетельствует о возможном преходящем характере интеллектуальных нарушений. В принципе, благоприятный прогноз мог бы наблюдаться во многих случаях. Успех возможен при комплексном подходе к нивелированию задержки, где, кроме медикаментозных мер велико значение педагогических воздействий на ребёнка и школа должна занимать здесь свою нишу, свойственную только ей, выполнять свою часть реабилитационных мероприятий. Однако на практике мы столкнулись с тем, что школа выступает чуть ли не единственным местом, где к ребёнку с задержкой психического развития относятся адекватно:

медицинская составляющая реабилитационных мероприятий ничтожно мала в силу самых разных причин, в том числе из-за противодействия родителей;

по причине низкого культурного и образовательного ценза многих родителей, их сложной адаптации к социуму, сложно говорить о реабилитационном характере семейного воспитания;

в силу соматической ослабленности, неадекватного поведения детей и низкого социального статуса родителей, дети с задержкой психического развития крайне редко посещают городские кружки и секции.

При осложнённых диагнозах, при выпадении каких-либо составляющих в реабилитации, нет смысла говорить о сведении на нет задержки, речь может идти только об удержании состояния. Сохранить, не усугубить состояние ребёнка выходит на первый план в работе школы в такой ситуации.

Одним из основных направлений в работе с особыми детьми является коррекционо-развивающее сопровождение процесса обучения и воспитания.

Целью коррекционно-развивающей работы является создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;

  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  1. Диагностическое направление - заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.

  2. Коррекционно-развивающее направление - предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.

  3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление - обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, по возможности, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

  4. Организационно-методическое направление - включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется поэтапно:

Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.

Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.

Основное содержание работы первого и второго этапов:

  • совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;

  • развитие зрительной и слуховой памяти;

  • развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;

  • формирование положительного отношения к школе, к учебе.

Третий этап - ориентирован на развитие коммуникативных умений.

Содержание работы третьего этапа обучения:

  • формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;

  • развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;

  • развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

  • создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.

Рассмотрим один из методов коррекционно-развивающей работы- групповые коррекционно-развивающие занятия.

Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:

  1. Системность и последовательность.

  2. Индивидуально-дифференцированный подход - все задания подобраны от простого к сложному.

  3. Максимальное использование игровых методов обучения.

  4. Психологическая безопасность.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Для детей эти занятия очень важны - принципы построения позволяют ощутить успех практически каждому, а значит, ребенок чувствует себя в безопасност - не будет ситуации : «опять двойка!»; нестандартные задания, игровая форма заданий, непринужденный характер - это повышает мотивацию выполнения задания; реально ощутив успех, дети начинают просить поставить им отметку, несмотря на безоценночность занятий. Таким образом, незаметно для детей, мы осуществляем главную задачу коррекционных занятий - исправление нарушенных высших психических функций, связанных с задержкой психического развития, иногда с органическими дефектами учеников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и школьной адаптации.

Коррекционные занятия носят интегрированный характер, позволяющий решать несколько разноплановых задач. При этом важно подчеркнуть, что содержание этих задач в рамках каждого занятия опережает уровень актуального развития детей, но соответствует границам зоны их ближайшего развития.

Эффективность коррекционно-развивающей работы:

В заключение, некоторые итоги психолого-педагогического сопровождения классов VII вида за прошедшие годы:

  • 100 % учащихся классов VII вида при 100% успеваемости ежегодно переходят в следующий класс;

  • всего было сделано четыре выпуска девятиклассников из классов VII вида, в одном выпуске класс VII вида был соединен с общеобразовательным и дети успешно адаптировались (большая часть из них закончила ПТУ, девять человек закончили среднюю школу, высшее образование пока не получил никто) ;

  • результаты психолого-педагогических наблюдений и ежегодное анкетирование учащихся свидетельствуют о том, что дети комфортно чувствуют себя в школе и переходить в другую не хотят.

Система классов VII вида в нашей школе существует давно. Казалось бы, какие могут существовать нерешённые проблемы. Однако они есть:

  • самой большой проблемой было и остаётся социальное положение многих семей;

  • отсутствие специальных учебников, программ, методических рекомендаций, слабая обеспеченность современными пособиями;

  • мы до сих пор наблюдаем предвзятое отношение к этой педагогической системе.

Эффективность же коррекционной работы в школе зависит от создания целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии - это сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях школы коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, состоящем из педагогической, психологической коррекции, а также медицинского сопровождения.


© 2010-2022