Программа дополнительного образования Хочу быть успешным

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пономарёва Анжелика Александровна,

педагог-психолог, МАОУ «СОШ №4»,

г.Губкинский, ЯНАО


Программа дополнительного образования «Хочу быть успешным»

Пояснительная записка

Программа курса «Хочу быть успешным» разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4), созданной кандидатом психологических наук О.В. Хухлаевой в 2008 году.

Актуальность программы: Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, что является актуальным на современном этапе образования. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, нежелательных черт характера, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, сопереживать окружающим. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, его успешной адаптации к социуму. Предлагаемый курс «Хочу быть успешным» разработан для учащихся 1-х классов, объём курса 33 часа. Режим занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью 40 минут.

Курс психологических занятий направлен на формирование следующих умений и способностей [7, с.2]:

- осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- умение адаптироваться;

Цель курса психологических занятий: сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни и социуму.

Задачи:

  • Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь.

  • Повышать творческую активность, учебную мотивацию, самооценку.

  • Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

  • Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

  • Формировать адекватную установку в отношении жизненных трудностей - установку преодоления.

  • Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и взрослыми.

  • Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

  • Формировать терпимость к мнению собеседника.

  • Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

Структура тренинговых занятий:

1. Приветствие, создание положительного психологического настроя

2. Мониторинг психоэмоционального состояния на начало занятия

3. Правила работы в группе

4. Проверка домашнего задания (при наличии)

5. Разминка (запуск групповой динамики)

6. «Мозговой штурм» (знакомство с новым материалом)

7. Тренинговые упражнения в парах и группах (либо аутотренинг, релаксация, арт-терапия, сказкотерапия, танцтерапия)

8. Проектная и творческая деятельность

9. Итоговая рефлексия

10. Мониторинг психоэмоционального состояния в конце занятия

Формы и методы организации занятий:

Основной формой реализации программы являются групповые (тренинговые) занятия. А также игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), методы творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки, танцтерапия), когнитивные методы. Среди них - элементы сказкотерапии, арт-терапии, ролевое проигрывание ситуаций, групповые дискуссии, беседы, упражнения на самопознание, релаксационные техники.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД) у первоклассников:

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога;

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности;

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога;

  • извлекать с помощью педагога необходимую информацию из различных источников;

  • учиться наблюдать;

  • моделировать ситуацию с помощью педагога;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;

  • обогащать представление о собственных возможностях и способностях;

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные УУД:

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

  • учиться работать в паре и в группе;

  • уметь договариваться, находить общее решение;

  • выполнять различные роли;

  • слушать и понимать речь других ребят и взрослых;

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учиться контролировать свою речь и поступки;

  • учиться толерантному отношению к другому мнению;

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;

  • формулировать своё собственное мнение и позицию;

  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Личностные УУД:

  • уметь делать правильный моральный выбор;

  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • формировать адекватную самооценку;

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод проектов, метод наблюдения, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

Учебно-тематическое планирование по курсу «Хочу быть успешным» для 1-х классов

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата

Давайте познакомимся!

1 час


Я - неповторимый человек

1 час


Вкусы и увлечения

1 час


Мой характер

1 час


Моя самооценка

1 час


Мои успехи

1 час


Что такое внимание?

1 час


Как развивать внимание?

1 час


Вербальное и невербальное общение

1 час


О чем говорят выразительные движения

1 час


Чувства и эмоции

1 час


Что такое речь?

1 час


Как справляться с негативными эмоциями?

1 час


Техника речи

1 час


Красивую речь хорошо и слушать

1 час


Как развивать речь?

1 час


Как выступать перед публикой

1 час


«Волшебные» слова

1 час


Культура поведения в школе и общественных местах

1 час


Что такое память?

1 час


Умею ли я дружить?

1 час


Учусь находить новых друзей

1 час


Учусь взаимодействовать и понимать людей

1 час


Опасные и безопасные ситуации

1 час


Учусь принимать решения в опасных ситуациях

1 час


Искусство спора и диалога

1 час


Как развивать память?

1 час


Что такое мышление?

1 час


Знакомство с моей семьёй

1 час


Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?

1 час


Правила поведения и общения со взрослыми.

1 час


Как развивать мышление?

1 час


Итоговое занятие

1 час

Итого

33 часа

Тематическое планирование курса предусматривает организацию работы, как с одаренными детьми, так и с детьми слабо подготовленными к школе.

Работа с одаренными детьми строится с использованием личностно-ориентированных методов обучения, выполнением исследовательских и творческих заданий, проектов, рефератов, созданием мультимедийных презентаций; привлечением ребят к участию в конкурсах, олимпиадах, интерактивных играх и т.д.

Задачи:

  • постоянно стимулировать их познавательную и творческую активность.

  • поощрять поиск учебного материала в различных источниках.

  • предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении поставленных задач и проблемных ситуациях.

Основными задачами работы психолога с детьми «группы риска» является развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи), формирование адекватной самооценки, повышение учебной мотивации и адаптивных возможностей.

Содержание программы «Хочу быть успешным» (1 класс, 33ч., 1ч в неделю)

Теоретический материал

Раздел 1. Образ моего Я (8 часов)

Давайте познакомимся! Знакомство с содержанием курса. Что означает моё имя? Что значит слово «здравствуйте»?

Я - неповторимый человек. Что значит неповторимость человека?

Вкусы и увлечения. Что такое вкусы и увлечения?

Мой характер. Знакомство с пословицами о характере. Качества характера.

Моя самооценка. Что такое самооценка, виды самооценки.

Мои успехи. Что значит успешный человек.

Что такое внимание? Что такое внимание? Виды внимания.

Как развивать внимание? Способы и приёмы развития внимания.

Раздел 2. Азбука общения (12 часов)

Вербальное и невербальное общение. Что такое вербальное и невербальное общение?

О чем говорят выразительные движения. Что такое выразительные движения? Язык жестов.

Чувства и эмоции. Что такое чувства и эмоции?

Что такое речь? Что такое речь?

Как справляться с негативными эмоциями? Игра «Угадай эмоцию».

Техника речи. Что такое диафрагмальное дыхание, дикция, интонация?

Красивую речь хорошо и слушать. Игра «Запомни и перескажи».

Как развивать речь? Способы и приёмы развития речи.

Как выступать перед публикой. Что значит публика? Кто такой оратор?

«Волшебные» слова. Знакомство с вежливыми словами, их значением.

Культура поведения в школе и общественных местах.

Что такое память? Что такое память? Виды памяти.

Раздел 3. Я и мои друзья (8 часов)

Умею ли я дружить? Что такое дружба? Какие качества важны для дружбы?

Учусь находить новых друзей. Как правильно знакомиться?

Учусь взаимодействовать и понимать людей. Что такое взаимодействие? Агрессивное поведение.

Опасные и безопасные ситуации. Какая бывает опасность?

Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Самые нужные номера телефонов.

Искусство спора и диалога. Что такое спор, ссора, конфликт?

Как развивать память? Способы и приёмы развития памяти.

Что такое мышление? Что такое мышление?

Раздел 4. Я и моя семья (5 часов)

Знакомство с моей семьёй. Кто в моей семье?

Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Как правильно общаться с родителями?

Правила поведения и общения с взрослыми. Уважительное отношение к старшим.

Как развивать мышление? Способы и приёмы развития мышления.

Итоговое занятие.

Практика

Раздел 1. Образ моего Я (8 часов)

Давайте познакомимся! Входная диагностика.

Я - неповторимый человек. Коллективный коллаж «Привет другу»

Вкусы и увлечения. Практическая работа «Герб моих увлечений».

Мой характер. Анкетирование «Мой характер».

Моя самооценка. Тест «Моя самооценка».

Мои успехи. Практическая работа «Дневник достижений и добрых дел».

Что такое внимание? Тест на проверку внимания. Игры на внимание.

Как развивать внимание? Игры на внимание.

Раздел 2. Азбука общения (12 часов)

Вербальное и невербальное общение. Инсценирование жизненных ситуаций.

О чем говорят выразительные движения. Театр жестов.

Чувства и эмоции. Упражнение «Изобрази эмоцию».

Что такое речь? Тест «Какая у вас речь?»

Как справляться с негативными эмоциями? Аутотренинг по преодолению негативных эмоций.

Техника речи. Конкурс чистоговорок и скороговорок.

Красивую речь хорошо и слушать. Ролевые игры.

Как развивать речь? Речевые игры и упражнения.

Как выступать перед публикой. Групповой проект «Правила оратора».

«Волшебные» слова. Словарь вежливых слов. Разыгрывание жизненных ситуаций.

Культура поведения в школе и общественных местах. Групповой проект «Правила поведения в школе и общественных местах».

Что такое память? Тест на проверку памяти.

Раздел 3. Я и мои друзья (8 часов)

Умею ли я дружить? Тест «Какой я друг?»

Учусь находить новых друзей. Ролевые игры.

Учусь взаимодействовать и понимать людей. Упражнения на преодоление агрессивности. Групповой проект «Правила дружбы».

Опасные и безопасные ситуации. Ролевые игры.

Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Групповой проект «Правила поведения в опасных ситуациях».

Искусство спора и диалога. Групповой проект «Правила поведения в конфликтных ситуациях».

Как развивать память? Тест на проверку памяти.

Что такое мышление? Тест на проверку мышления.

Раздел 4. Я и моя семья (5 часов)

Знакомство с моей семьёй. Тест «Рисунок семьи»

Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Ролевые игры.

Правила поведения и общения с взрослыми. Групповой проект «Правила поведения и общения с взрослыми».

Как развивать мышление? Упражнения на развитие мышления.

Итоговое занятие.


Состав учебно-методического комплекса.

1. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в начальной школе //Начальная школа, 1998, №36.

2. Романова О.Л. Полезные привычки. Пособие для учителя. - М.: ИПФ «ПОЛИМЕД», 2002.

3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.: «Генезис», 2008.

4. Романова О.Л. Полезные привычки. Рабочая тетрадь для 1 класса. - М.: ИПФ «ПОЛИМЕД», 2002.

Список литературы.

1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. - М., «ВЛАДОС - ПРЕСС», 2005.

2. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. - Ростов н/Д:

«Феникс», 2004.

3. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в начальной школе //Начальная школа, 1998, №36.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

5. Романова О.Л. Полезные привычки. Пособие для учителя. - М.: ИПФ «ПОЛИМЕД», 2002.

6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.: «Генезис», 2008.

7. Рабочая программа по психологии для 1-4 класса [Электронный ресурс]. - Режим доступа nsportal.ru/


© 2010-2022