Методическая разработка родительского собрания по профилактике употребления ПАВ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Мулымская СОШ















Методическая разработка родительского собрания по профилактике употребления ПАВ.









Составитель: педагог-психолог 1кв.категории

Таршилова Е.А.























Родительский лекторий "Профилактика употребления ПАВ"

(8-11-е классы)

Постановка проблемы.

Проблема противодействия потреблению наркотиков населением по-прежнему находится в центре внимания ученых, медиков, психологов, учителей и других специалистов.

Ответственная роль в воспитании молодого поколения принадлежит родителям. В здоровой семье родители ежедневно учат своих детей различать добро и зло, разъясняют им, что разрешено, а что находится под запретом, помогают избавиться от плохих манер и усвоить хорошие.

Воспитание поколения, выбирающего здоровый образ жизни, профилактическая работа с подростками должна стать ведущим звеном в комплексе контрнаркотических мер государственной политики. Ее важнейшей частью должна стать информационно- пропагандистская и воспитательная деятельность. От результатов данной работы будет зависеть, какое поколение людей сменит нас в обществе.

Школе принадлежит наиболее важная роль в воспитании здорового подрастающего поколения, формировании творческой, гармоничной законопослушной личности. Школа -это то место, где должен быть заложен фундамент потребностей, основа иерархииличностных ценностей, культура человека. Необходимо структурировать, организовать свободное время школьников, вовлечь их в развивающие мероприятия. Союзниками в этом должны стать родительские коллективы.

Успех в преодолении этой проблемы будет определять тем, насколько слаженно будет работать школа в тандеме с родителями. Нужно сосредоточиться на важнейших направлениях, одним из которых является профилактика. Для этого и потребовалось проведение родительских лекториев. Без теснейшего долговременного сотрудничества педагогов школы и родителей проблема не может быть успешно решена.

Цель : формирование у родителей знаний и умений по созданию в семье благоприятной (не провоцирующей употребление наркотиков) атмосферы, отношений к своим детям, основанных на оптимальной требовательности, справедливости.

Задачи:

1. Разработка взаимосвязанной системы комплексной педагогической,

психологической и юридической помощи родителям.

2. Разработка методических рекомендаций по профилактике употребления

наркотиков.

3. Разработать методические рекомендации по культуре взаимоотношений между подростками и родителями, подростками и учителями.

4. Формирование знаний и умений классных руководителей, создание в классе благоприятной (антинаркотической) ситуации, отношение к ученикам, основанного на любви, уважении, оптимальной требовательности, справедливости.

Этапы реализации:

1. Изучение уровня информированности родителей о проблеме

2. Изучение запроса родителей о содержании и формах работы (лекции, встречи со специалистами, круглые столы, конференции, индивидуальные беседы, консультации и т.д.) по профилактике употребления психоактивных веществ.

3. Разработка и утверждение плана работы родительского лектория.

4. Определение критериев эффективности каждого этапа реализации данной

Методической разработки.

5. Организация на базе образовательного учреждения постоянно действующей СПС (социально психологической службы) по оказанию помощи в организации профилактической работы по употреблению ПАВ.

Оценка эффективности:

1. Положительная оценка работы родителями, желание продолжать профилактическую работу в данном направлении.

2. Изучение памяток, методических рекомендаций для родителей и учащихся по различным формам профилактики по употреблению ПАВ.

3. Обобщение опыта работы постоянно действующей СПС по

оказанию помощи в организации профилактической работы.

Родительское собрание«Профилактика наркомании среди подростков».

План:

Вступление. Притча. Обозначение темы.

Информация по ПАВ (методы: мозговой штурм, беседа, ролевая игра)

Рефлексия. Отзыв. Памятки.

Материалы для собрания: проектор, доска, бумага, фломастеры, бланки анкеты.

Цели и задачи:

- обозначить для родителей основные причины наркомании среди подростков;

- научить родителей выявлять признаки, указывающие на приём ПАВ.

- познакомить с эффективными приёмами общения с подростками.

Тема нашего собрания «Профилактика наркомании среди подростков».

В самом начале нашего собрания разрешите мне рассказать вам одну легенду:

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей - «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом - профилактикой.

Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками?

(мозговой штурм)

( Ответы родителей.Обсуждение в группе.)

Информация для родителей:

1.Любопытство: жажда испытать новые ощущения («все в жизни надо испытать, попробовать»), проверить себя в новой ситуации.

Любознательность является одной из замечательных черт характера человека. Она, как правило, проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие познавательных наклонностей. Дети пробуют употреблять наркотики, в первую очередь, с познавательной целью, чтобы испытать их действие на себе. В различных географических регионах мира существуют определенные возрастные критерии начала применения людьми наркотиков. Наибольшее число случаев употребления наркотических веществ приходится на юношеский возраст.

2.Подражание: желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе.

Желание получить удовольствие («словить кайф»). Стремление к удовольствию свойственно всему живому и присуще любой, не только патологической, личности. Начало злоупотребления и клиника заболевания дают многочисленные доказательства значения мотива поиска удовольствия. Сюда относятся использование эйфоризирующих веществ; сознательное увеличение доз с целью сохранить эйфорию; предпочтение внутривенного способа введения, при котором достигается наибольший эйфоризирующий эффект; применение дополнительных средств для получения эйфории; прием наркотика не в тех дозах, которые препятствуют абстинентному синдрому, а в тех, которые дают эйфорию.

3.Влияние окружения: старшего по возрасту или значимого для подростка человека (часто это бывает старший брат, а также школьный или спортивный кумир). Подросток желает быть причастным к «избранным», имеющим собственный жаргон, особый стиль жизни, определенные манеры поведения.

4.Облегчение психического состояния. Человек стремится забыться, расслабиться после перенесенной неприятности, снять напряжение.

5.Чувство протеста. Например, когда наркотики употребляют близкий друг, родители. Подросток может протестовать против навязываемых ему требований в семье и школе.

6.Безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате - эксперименты от скуки.

Таким образом, наиболее частой причиной приобщения подростков к наркотикам является желание походить на своих друзей, знакомых, соответствовать группе сверстников.

Через некоторое время начинают работать механизмы не только группового подражания, но и давления. И побеждает стремление быть, как все, не быть «белой вороной».

Каковы же последствия употребления наркотиков для растущего организма?

(Ответы родителей.Обсуждение.)

Информация: При наркомании поражаются все органы и системы, но каждый наркотик может вызывать специфические изменения. Препараты опийного ряда (морфин, кодеин, героин) блокируют болевой центр головного мозга, подавляют кашель, но вызывают затруднение дыхания, поэтому отравление или смерть наступают от паралича дыхания. Эти вещества уменьшают двигательную и секреторную активность желудка и кишечника, понижают обмен веществ. Кокаин оказывает возбуждающее действие на нервную систему, которое быстро сменяется повышенной раздражительностью и подавленностью, вызывает инфаркт миокарда, воспаление легких, кровоизлияние в мозг, судороги. Амфетамин за счет нарушения кровообращения приводит к расстройствам памяти, речи, нарушениями движения, слепоте. Героин вызывает потерю рефлексов, расстройство чувствительности и сокращение мышц, поражение легких. Резкое падение иммунной системы происходит при приеме опия и гашиша. Любой наркотик может вызвать острый психоз, во время которого больной опасен для себя и для окружающих, вероятны агрессия и аутоагрессия, несчастные случаи. При продолжительной наркотизации общая смертность увеличивается в 30 раз.

Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Чрезмерная занятость родителей на работе, нехватка времени, уделяемого детям, погружение в свои проблемы и невнимание к проблемам детей, недостаток чуткости, отсутствие повседневного контроля часто приводят к тому, что подросток ощущает себя одиноким и беззащитным даже в полной семье, и служит одной из причин вовлечения несовершеннолетних в наркоманию.

Информация для родителей :

ЗАДУМАЙТЕСЬ:

- ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

- мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти.

- ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие - нет; что можно делать, а чего следует избегать.

Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат (памятка, см. приложение) .

Ролевая игра. Общение с подростком. ( Для работы берётся ситуация, предложенная родителями). Далее -просмотр видеофильма «Подвалы Дыбенко» - для подростков и родителей как профилактическая мера- первые 18 минут; для тех кто столкнулся с проблемой употребления ПАВ, с зависимостью- весь фильм до конца+ индивидуальная консультация с номерами телефонов и адресами бесплатных государственных ребцентров. Рефлексия. Заполнить анкету или написать отзыв.

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ ВАШИМ РЕБЕНКОМ:

1). Общайтесь друг с другом

Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

2). Выслушивайте друг друга

Умение слушать - основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

• быть внимательным к ребенку;

• выслушивать его точку зрения;

• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка;

не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»

3). Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

4). Проводите время вместе

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков.



Педагог-психолог МКОУ Мулымская СОШ Таршилова Е.А.

© 2010-2022