Психологический тренинг для подростков: Мир глазами агрессивного человека

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тренинг: «Мир глазами агрессивного человека»

Цели:

- обучение подростков навыкам распознавания и контроля деструктивного

поведения;

- снятие эмоционального и физического напряжения;

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем мы начнем наше общение, нам необходимо принять общие правила работы в группе.

- конфиденциальность (все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно становится достоянием третьих лиц).

- активная работа. Каждый должен принимать активное участие во всех вариантах работы группы.

- доброжелательная, открытая атмосфера (недопустимы агрессивные действия и высказывания по отношению друг к другу)

Послушайте притчу:

«Когда-то давно, старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Как вы думаете, почему я рассказала эту притчу? (ответы детей)

В каждом из нас живут два волка, и между ними происходит борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, агрессивностью и добротой. Важно научиться совершать выбор в пользу светлой, созидающей стороны, научиться кормить «доброго волка».

Как выдумаете кормить доброго волка очень трудно? Почему? (ответы детей).

На нашем занятие мы попробуем вместе приучить своего «доброго» волка.

Давайте для начала мы все с вами познакомимся, и выполним упражнение, которое называется «Снежный ком».

«Снежный ком»

Все участники садятся в круг, и, передавая клубок с нитками друг другу называют свое имя, и прилагательное, на первую букву своего имени, характеризующее его, как личность. Следующий повторяет имена и прилагательные предыдущих, затем называет свое и т.д.



«Приветствие»

Начнем нашу работу так: встанем (ведущий встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Но сначала скажите, какие виды приветствия вы знаете? Как здороваются в разных странах? Давайте и мы с вами попробуем поприветствовать друг друга по-разному.Психологический тренинг для подростков: Мир глазами агрессивного человека

Первое, это рукопожатие. Самый распространенный вид приветствия во всем мире. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза, главное - никого не пропустить. (задача учеников поздороваться с каждым участником рукопожатием).

Психологический тренинг для подростков: Мир глазами агрессивного человека

ПОТЕРЕТЬСЯ НОСАМИ

В Новой Зеландии у коренного народа маори есть традиционное приветствие, которое называется «хонги». Согласно древней традиции, при встрече двух людей они должны прикоснуться или потереться друг с другом носами. Этот символический акт называется «ха», или «дыхание жизни», и, согласно верованиям, происходит он прямо от бога.

Психологический тренинг для подростков: Мир глазами агрессивного человека

ПОКАЗЫВАТЬ ДРУГ ДРУГУ ЯЗЫК

В любой другой точке земного шара высунутый язык может быть расценен как знак неуважения и оскорбления, но только не в Тибете. Обычай показывать языки появился еще в 9 веке во времена правления злого короля Ланг Дарма, у которого был черный язык. После его смерти жители боялись, что он может переселиться в тело другого человека, поэтому все начали приветствовать друг друга высунутым языком, в знак того, что в них нет зла. Данная традиция сохранилась до наших дней и часто сопровождается скрещиванием ладоней на груди.

И последнее наше приветствие будет называться «Джентельмен». Кто уже понял, как оно будет выглядеть? Правильно! Мальчик должен поцеловать руку девочки!Психологический тренинг для подростков: Мир глазами агрессивного человека


После выполнения упражнения ведущий задает группе один из вопросов: "Как настроение?", "Как вы себя чувствуете?", "Можем ли мы приступать к работе?"

Теперь, когда мы с вами познакомились и поздоровались, давайте снимем наше напряжение.

Материалы: Крупная соль, листы А4, цветные мелки.

Действия: Всем участникам раздается лист, на который насыпается соль. Их задача разукрасить эту соль цветными мелками. После, каждый по очереди ссыпает соль в банку.

«Агрессивное поведение»

Цели: В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Материалы: Бумага и карандаш - каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.)

А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе (в своем классе). Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе.

На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите учеников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

Как ведет себя жертва агрессии?

Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?

В чем проявляется равноправие между детьми?

Как бы ты описал свое собственное поведение?

Следующее наше упражнение будет называться «Сдвинь стену».

Ваша задача, попытаться «сдвинуть стену с места». Вложить в это все свои силы. Цель данного упражнение снятие эмоционального и физического напряжения.

«Я хочу сказать «Спасибо»»

Инструкция: Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим "спасибо". Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово "спасибо" приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут мы посидим молча. В это время постарайтесь вспомнить человека, которому вы хотели бы сказать "спасибо", и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, я попрошу вас сказать, кого вы хотели бы поблагодарить и за что. Начните со слов: "Я хочу сказать "спасибо"..."

Рефлексия занятия



Подготовила: Беспалова Т.В.

© 2010-2022