Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Тема "Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ" актуальна для психологов, работающих в школах или классах YIII вида. У детей наблюдаются  нарушения памяти, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы, восприятия и т.д.. Но почти у всех встречаются трудности в формировании пространственно-временных представлений. Мы, психологи, знаем, как нужны современному человеку знания о времени и пространстве. это основа основ любой деятельности (учебной, трудовой).Своевременная ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Актуальность: Развитие пространственных представлений играет большую роль в социальной адаптации ребенка и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).

Любые движущиеся предметы и вообще материя существует в определенных условиях пространства и времени. Оно представляет собой комплекс зрительных, кинестетических и двигательных реакций.

Представления пространственные - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр.

У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

Характерные проявления интеллектуального недоразвития:

  • значительные трудности в освоении пространства и времени

  • в формировании пространственных и временных представлений

Недостаточное развитие пространственных и временных представлений приводит к проблемам: в процессе обучения, трудовой подготовки, самообслуживания, что снижает эффективность коррекционно-развивающего обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ОВЗ

3. Организация коррекционно-развивающей работы

В ходе специальных коррекционных занятий с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья я особое внимание уделяю формированию пространственных и временных представлений.

Работа осуществляется в соответствии с разработанной мной «Программой по развитию психомоторики и сенсорных процессов у учащихся 1-4 классов. С (К) ОУ VIII вида».

Диагностика

а) пространственные представления о собственном теле

б) пространственные представления о взаимоотношении объектов в пространстве

в) особенности координатных и метрических представлений ребенка (взаиморасположение частей рисунка)

г) вербализация пространственных представлений

д) лингвистические представления (пространство языка).

В результате диагностики пространственно-временных представлений выявлено 75% учащихся начальной школы имеющих трудности с различением правой и левой стороны

Таким образом, учащиеся нуждаются в специальных занятиях по формированию пространственно-временных представлений.

Основные этапы формирования пространственных представлений:

  1. освоение пространства собственного тела,

  2. уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,

  3. определение пространственных направлений по отношению к себе,

  4. определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,

  5. пространственная ориентация на листе бумаги,

  6. вербальная маркировка пространства.

Важными приемами работы по развитию пространственных представлений являются:

опора на наглядность ситуации;

практическая деятельность с конкретными предметами;

использование в развивающей работе дидактических игр;

создание игровых ситуаций (ведь именно игровая форма работы вызывает в этом возрасте неподдельный интерес ребёнка);

активное употребление детьми в своей речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов (например, когда один из участников развивающего занятия предлагает другим свой вариант задания);

введение упражнений на различение направления в условиях поворота (сначала реального, затем мысленного) на 90°, 180° в горизонтальной плоскости.

В ходе занятий реализуются такие задачи, как формирование умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе и по отношению к другим объектам; развитие представлений о взаиморасположении объектов в пространстве по вертикальной и горизонтальной осям, а также развитие умения самостоятельно употреблять предлоги, обозначающие расположение объектов в пространстве в речи («над», «на», «в», «под», «по», «от», «к», «за», «у», «между» и т.п.).

Этапы работы по развитию пространственно-временных представлений:

Освоение телесного пространства - наиболее онтогенетически ранняя система ориентации, поэтому формирование пространственных представлений правильно начинать именно с этого этапа работы. Ребенок должен, прежде всего, осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение, усвоить, что взаиморасположение частей тела неизменно.

«Верх - низ»

Назови и покажи верхние, затем нижние части тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти.

Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.

«Путаница». Психолог неверно называет части тела, находящиеся вверху (внизу), или их расположение относительно друг друга. Ребенок должен его исправить. Затем они могут поменяться ролями.

«Верх». Покажи и назови действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).

«Низ». Покажи и назови действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами и т.д.).

«Спереди - сзади»

Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади.

Примеры упражнений:

Назови и покажи части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади), сначала стоя у зеркала, затем по памяти.

«Скажи, где?». Психолог дотрагивается до разных частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).

«Вперед». Выполнять движения только в направлении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, махи руками, наклоны головы и т.д.).

«Назад». Выполнять движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, откидывание головы и т.д.).

«Путаница». Аналогично упражнению, описанному ранее в разделе «Блок 1. Верх - низ».

«Совмещение понятий». Психолог называет (показывает) часть тела, ребенок должен сказать, где она находится: лицо - вверху спереди, пятки - внизу сзади и т.д.

«Право - лево»

Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку), которую он будет носить постоянно.

Примеры упражнений.

Назови и покажи правые и левые части тела.

Игры с мячом (начинать лучше с мяча большого диаметра, затем постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; постукивание мячом об пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтем, бедром и т.д.

Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.

«Направо». Выполнять движения только в направлении направо (махи руками, ногами, приседания на правое колено, наклоны головы и т.д.).

«Налево». Выполнять движения только в направлении налево.

«Путаница». Аналогично описанному ранее упражнению.

«Право - лево». Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.д.

«Совмещение понятий». Психолог дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо - вверху слева, колено - внизу справа, спереди и т.д.

Уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве

Внешнее пространство условно можно разделить на три зоны - нижнюю, среднюю и верхнюю. Вначале нужно отработать с ребенком умение видеть эти зоны, затем - какие из окружающих его предметов находятся в каждой зоне и, наконец, можно переходить к уточнению пространственных представлений в природном мире.

«Моя квартира». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.

«Мой детский сад (класс)». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.

«Мой двор, улица». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.

«Водное царство» - нижняя зона. Вспомнить водоплавающих животных и рыб (тюлень, морж, крокодил, щука и др.), имитировать их движения, лежа на полу. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

«Пустыня». Вспомнить животных, живущих в пустыне (змея, суслик, тушканчик и т.д.), имитировать их движения в нижней зоне. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

«Царство зверей». Вспомнить животных (домашних и диких), живущих в средней полосе, в жарких странах, на севере. Имитировать их движения, стоя на четвереньках - средняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

«Царство птиц». Вспомнить диких птиц. Имитировать их движения, стоя на ногах - верхняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

Отработка противоположных понятий: открыто - закрыто, большой - маленький, высокий - низкий, толстый - тонкий, короткий - длинный, узкий - широкий (реальных и на картинке).

Определение пространственных направлений по отношению к себе

На этом этапе работы важно объяснить ребенку, что внешнее пространство воспринимается по отношению к нему. При этом пространство его тела всегда остается неизменным. Помощь в ориентировке «право - лево» ребенку по-прежнему оказывает маркер - нитка на руке или кольцо, браслет и т. д.

«Справа - слева, спереди - сзади». Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). Психолог должен подвести ребенка к мысли о том, что если тот повернется, то количество названных предметов увеличится.

«Повороты». Перечисляем предметы, находящиеся справа (слева), спереди (сзади), постепенно поворачиваясь вокруг своей оси на 45, 90, 135, 180 градусов.

«Мысленные повороты». Упражнение аналогично предыдущему, однако поворот выполняется мысленно.

«Шеренга». В упражнении принимают участие несколько детей; если занятие проводится индивидуально, можно в ряд выстроить игрушки. Назвать, кто, где стоит (справа, слева).

«Паровоз». Выстроить детей (игрушки) в затылок друг другу. Ребенок должен сказать, кто, где стоит (спереди, сзади).

«Далеко - близко». Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены далеко (близко). Повторить это же упражнение, изменяя реально и мысленно положение тела в пространстве.

«Высоко - низко». Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко). Повторить это же упражнение, изменяя реально и мысленно положение тела в пространстве (подняться на стол, стул, подоконник и т.д.).

«Солдат». Ребенок выполняет команды психолога: один шаг налево, два вперед, три направо, один назад и т.д. Затем ребенок и психолог меняются ролями.

«Неисправный робот». Ребенок выполняет команды психолога, двигаясь в направлении, противоположном названному. Затем ребенок и психолог меняются ролями.

«Куда пойдешь, то и найдешь». Игрушки прячем под бумажные колпаки по 4 стороны от ребенка. «Направо пойдешь - мишку найдешь. Налево пойдешь - зайца найдешь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?»

«Ищейка». Ребенок ищет спрятанную игрушку, выполняя команды логопеда. Упражнение можно выполнять, отсчитывая шаги (по аналогии с описанными выше упражнениями) или ориентируясь на предметы: пройди справа от стула, но слева от стола и т.д. Затем ребенок и психолог меняются ролями.

«Ориентация по памяти». Предложите ребенку описать маршрут от дома до сада (школы), от группы до кабинета психолога и т.д. Нарисуйте вместе с ним схемы пути. Обратите его внимание, что на обратном пути направление движения изменяется в противоположную сторону.

«Водитель». Рассмотрите вместе с ребенком план улиц. Поставьте на дорогу нарисованную или игрушечную машинку, предложите проехать из одной части города в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.

Определение ориентации предметов по отношению друг к другу

«Попади в ворота». Закатывать мяч в ворота с комментариями: мяч слева (справа от ворот), за ними, перед ними. Вначале при выполнении упражнения следует ввести пространственные маркеры (положить слева кружок). Аналогично упражнение выполняется по картинке.

«Комната, класс». Рассказать, как предметы в комнате расположены по отношению друг к другу (слева - справа, вверху - внизу, впереди - сзади). Аналогично упражнение выполняется по картинке.

«Кинотеатр». Рассадить игрушки в два ряда, комментируя при этом свои действия: «Мишка сядет в первый ряд, слева от него - зайка, справа - кукла Маша, сзади - слоник» и т.д. Аналогично упражнение выполняется по картинке.

Отработка дихотомических (противоположных) понятий: больше - меньше, толще - тоньше, короче - длиннее, уже - шире (реально и на картинке).

Отработка дихотомических понятий: выше - ниже, левее - правее, дальше - ближе (реально и на картинке).

Ориентация в схеме человека, стоящего напротив

Для ребенка этот этап работы представляет наибольшую трудность, поэтому необходимо обратить на него особое внимание. При выполнении упражнений обязательно использовать маркеры как ребенку, так и психологу. Приемы:

Ребенок стоит впереди, психолог сзади него перед зеркалом. По команде психолога оба одновременно поднимают вверх правую руку, делают мах правой ногой. Аналогичные упражнения выполняются левой рукой и ногой. Внимание ребенка акцентируется на том, что правые (левые) части тела расположены с одной стороны.

Стоя лицом к ребенку, попросите его показать вашу левую руку (не отмеченную маркером). Скорее всего, ребенок покажет на правую руку. Наденьте на нее яркий браслет и встаньте к ребенку спиной. Опять попросите указать на левую руку. Пометьте ее маркером. Продемонстрируйте ему обе руки. Объясните, что когда человек стоит лицом к вам, левые части тела находятся у него с той стороны, где у ребенка правые.

«Расскажи про меня». Психолог стоит лицом к ребенку, который показывает и называет его части тела (правая рука, левый глаз и т.д.).

«Делай так». Психолог поднимает флажок (выполняет другие действия) левой, правой рукой, двумя руками, ребенок повторяет движения одноименными руками, стоя позади взрослого, рядом с ним, напротив него.

«Будь моим зеркалом». Психолог выполняет различные движения, стоя напротив ребенка, который копирует его действия (движения ребенка должны выполняться одноименными частями тела).

«Зеркало треснуло». То же, только действия должны выполняться разноименными частями тела.

На картинках ребенок по заданию психолога находит, какие герои действуют правыми частями тела, а какие левыми.



© 2010-2022