Выступление по теме: Роль школьных методических сообществ в повышении профессиональных компетенций педагогов

Профессиональная деятельность педагогов многогранна и требует определённых знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность».На основе анализа различных определений данного понятия с учётом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя  – это способность к эффективному выполнению профессионал...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль школьных методических сообществ в повышении профессиональных компетенций педагогов.



Понятие «компетенция» - знания и опыт их применения в практической деятельности.

«Сообщество»- это объединение групп из некоторого числа людей, связанных общими интересами, целями.

Профессиональная деятельность педагогов многогранна и требует определённых знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учётом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя - это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной; Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности школьников; умение взаимодействовать с детьми.

- учебно-методической; Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

- социально-педагогической. Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей.

Профессиональная подготовка педагога не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования является необходимой предпосылкой развития творческих способностей педагогов и условием постоянного развития его индивидуального педагогического опыта.

Современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. ( И на данный момент наши воспитатели проходят обучение в Омских вузах).

Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный и воспитательные процессы.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания, тем самым повышать качество образования. Через методическую работу осуществляется становление и развитие творчества и педагогического мастерства педагога.

В нашем коллективе педагоги в течение всего учебного года проводят открытые занятия. Они не только показывают работу с детьми, но и обсуждают с коллегами полученные результаты, рассказывают им, при помощи каких методов и приёмов они были достигнуты. Каждый педагог сопоставляет увиденное с тем, что делает сам, и понимает, что можно сделать лучше. В своей работе стараются использовать на занятиях ИТК (информационно-компьютерные технологии). План работы МО составлен так, что каждый воспитатель имеет возможность поделиться своим опытом работы.

У воспитателей есть программы, по которым они работают.

Каждый педагог старается в своей, работе расти, но для этого необходимы условия для педагогического роста. Это:

Условия профессионального роста
Самообразовательная работа
Чтение методической, педагогической литературы.
Обзор в Интернете
Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Участие в конкурсах в Интернете.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.

В настоящее время возрос интерес к инновационной деятельности, педагоги активно участвуют в различных конкурсах, включаются в проектную деятельность, интересней и разнообразней работают с учащимися, проявляют инициативу.

Что западает:

В настоящее время ещё недостаточно используется ИКТ (информационно-компьютерные технологии) на занятиях.

Многим педагогам необходимы курсы по повышению квалификации.

Продолжать развивать методические компетентности педагогов, а именно владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения для формирования общеучебных навыков и умений, как на занятиях, так и во внеурочное время;
использовать инновационные технологии для повышения качества образования.



© 2010-2022