- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья Ошибки семейного воспитания
Статья Ошибки семейного воспитания
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лапина М.А. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГУ « Школа-гимназия № 10» акимата города Рудного»
педагог-психолог высшей категории
Лапина Марина Александровна
Ошибки семейного воспитания
На сегодняшний день практически каждую семью по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучной в психоэмоциональной сфере. Растет число детей рожденных вне брака, увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий в семье. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми, и как следствие, общество получает конфликт семейных взаимоотношений, взрощенный на ошибках и педагогически- неверной воспитательной позиции современной семьи. Нынешняя реальность такова, что дети зачастую платят страданиями и даже жизнями за ценности неизмеримо меньшие: за самоутверждение родителей, за устройство папиной или маминой личной жизни…. Дети становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей, чье психическое состояние можно назвать невротическим. И это один их зловещих факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям. Так же современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия: необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводит к ухудшению их психического и физического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. И самая страшная ошибка родителей в том, что свое стрессовое состояние, негативные эмоции они часто выплескивают на тех,« кто под руку попадется»-и чаще всего это оказываются дети, которые всегда ждут отца или мать с работы, жаждут общения и спешат поделиться накопившейся информацией за день. Но тут ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения родителя, эмоций, физического состояния, что сказывается на его порой еще не окрепшей «пластилиновой» психике. Типичной и опасной ошибкой семейного воспитания является культ жестокости , существующий в современном обществе. По статистике родительская жестокость имеет место в 45-49% семей. Многие отцы считают, что ребенка, особенно мальчика, нужно держать «в ежовых рукавицах», и совсем не обязательно говорить с ним о его проблемах, разберется сам, ведь мужчина должен сам уметь решать свои проблемы, забывая о том, что перед ним всего лишь ребенок, подросток, глубоко нуждающийся в его поддержке и понимании.
Современное общество на сегодняшний день глубоко озабочено детско-родительскими отношениями: принимаются законы о жестоком обращении с детьми, проводятся профилактические мероприятия, нацеленные на коррекцию детско-родительких отношений, и все же случаев жестокого обращения с детьми не уменьшается и воспитательная позиция семьи оставляет желать лучшего. Жестокое обращение подразумевает не только физическое воздействие , но и психическое. И что из них страшнее для ребенка, вопрос остается открытым.
Каковы же основные причины ошибочного воспитания в семье?
-
Интраиндивидуальная причина. Отражает опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежного и ненадежного взаимодействия в семье. В случае надежности родители внимательно и чутко реагируют на чувства ребенка, умеют предвидеть результат, поддерживают его уверенность в себе.
Ошибка В случае ненадежных отношений, родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя порой неадекватно, всячески проявляя равнодушие и попустительство. В результате у ребенка не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии, и как следствие, угнетается познавательная активность, снижается самооценка, происходит отстранение от сверстников.
-
Макросистемная причина. Она определена совокупностью социально-культурных условий, в которых находится семья: это и экономическое положение, образование родителей, и характер взаимоотношений в семье, а так же культурные традиции семьи. В данном случае существенным фактором является общий уклад жизни семьи. Например, согласно исследованиям родители имеющие высшее образование, чаще применяют методы эмоционального наказания детей, подавляя их психологически, эмоционально отвергая его. А родители с низким уровнем образованности чаще практикуют физические наказания. В первом случае мы получаем задавленную, озлобленную личность с заниженной самооценкой и жаждой мести обществу за унижения, а во втором случае агрессивно-озлобленную личность, ненавидящую весь мир, считающую, что все можно решить только насилием.
Еще одна типичная ошибка родителей в том, что они считают, что вполне могут снять с себя ответственность за воспитание ребенка и сложить ее на дедушек и бабушек, легко устраняясь от воспитания, что приводит к возникновению школьного невроза у ребенка. Начинает наблюдаться колоссальный дефицит внимания со стороны родителей, ребенком принимается отчуждение и ненужность со стороны матери и отца, и как следствие, агрессия и озлобленность на ближайшее окружение. Следовательно, ребенок должен воспитываться в семье.
Но какая же это должна быть семья?
Рассмотрим 4 типа семьи
-
«Семья-санаторий». Позиция семьи. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей.
Результат: чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. У ребенка усиливается реакция протеста, повышается агрессивность, нервозность, появляется желание решительно изменить ситуацию. Это ошибочная позиция семьи.
-
« Семья-крепость». Позиция семьи. Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально.
Результат: повышенная неуверенность ребенка в себе, безынициативность. Концентрация и фиксация ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. « Семья-крепость» обычно приводит к внутриличностному конфликту, следовательно к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний. И это неправильная позиция семьи.
-
« Семья- третий лишний». В этой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же губительно для неокрепшей психики: порождает чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникает опасение за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними, с трудом находят контакт с окружающими. Губительная позиция.
-
И наконец, психологически оправданная воспитательная позиция
Позиция семьи: забота в сочетании с разумной требовательностью, дружеские доверительные отношения, поощрение самостоятельности, совместный анализ и поиск решения различных проблемных ситуаций.
Результат: психически здоровый ребенок, адекватное развитие личности, адекватное восприятие окружающей действительности.
И в заключении хотелось бы добавить, что дети усваивают то, чем живут
-
Если ребенок живет среди критиков- он учится обвинять!
-
Если живет во враждебности- он учится сражаться!
-
Если ребенка высмеивают- он учится быть стеснительным!
-
Если ребенок живет в стыде- он учится чувствовать себя виноватым!
-
Если ребенок живет в терпении- он учится быть терпеливым!
-
Если у ребенка есть поддержка- он учится уверенности!
-
Если ребенка хвалят- он учится ценить!
-
Если ребенка понимаю и одобряют- он учится любить себя!