- Преподавателю
- Школьному психологу
- ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Скажи наркотикам НЕТ!»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Скажи наркотикам НЕТ!»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богданова О.С. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
«Скажи наркотикам НЕТ!»
педагог - психолог
Богданова О.С.
Цели мероприятия:
повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с наркотиками, формирование у каждого участника собственной позиции по отношению к наркопотреблению.
Задачи мероприятия:
-
повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
-
формирование мотивации к сохранению здоровья;
-
умение сказать "Нет наркотикам";
-
изменение отношения детей к наркомании.
Контингент участников:
13 - 16 лет.
Ожидаемые результаты:
-
Общая осведомленность подростков о проблемах и влиянии наркотических и психотропных веществ на становление личности;
-
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
-
Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
-
Выработка навыков противостояния группе.
Ход занятия
1. Приветствие. Знакомство.
Я приветствую вас на сегодняшнем занятии участников, наших гостей.
Игра «Снежный ком». Участники сидят в кругу, каждый называет по очереди свое имя и продолжает фразу.
«Всем ведущий кидает мячик со словами "Никто не знает, что я …", участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к примеру "…очень люблю петь", "… пеку очень вкусные пироги…" и т. п.
Упражнение «Ассоциации». Ведущий: Размялись? Значит можно начинать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно. Сейчас я скажу вам слово, а вы в ответ будете называть 1-2 слова, которые приходят вам на ум в связи с этим словом.
Нужно назвать по 1 ассоциации со словами «наркотики, «наркомания». Ведущий фиксирует слова на доске.
«Мозговой штурм».
Почему же подростки начинают употреблять ПАВ? Зачем им это надо?
Ответы:
- из любопытства;
- солидарность, чтобы не быть «белой вороной»;
- назло;
- не хватает понимания близких;
- неблагополучная семья;
- желание соответствовать определенному образу жизни;
- желание, чтобы тебя считали взрослым;
- желание ослабить самоконтроль;
- желание расслабиться;
- для кайфа, смелости;
- снять боль и т.д.
Что можно сделать, чтобы решить проблемы и достичь этих же состояний, не употребляя ПАВ? (петь, встреча с друзьями, послушать музыку, поиграть на компьютере, бассейн, дискотека, фильм, чтение и т.д.)
То есть у каждого есть свои способы получения радости. Когда у вас подъём настроения, то жизнь вам кажется прекрасной, у вас нет проблем, и вы не совершаете плохих поступков. Как только настроение падает, вам начинает казаться, что вам досталась самая плохая школа, самые плохие родители, друзья и т.д. И вот в этот момент очень важно, кто находится рядом с вами. Если вы слышите слова поддержки: всё будет хорошо - вам значительно легче выйти из состояния спада настроения, в обратном случае велик риск попадания в компании, употребляющие ПАВ.
Упражнение «Спорные утверждения»
Цель: кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Материалы: листы бумаги, на которых написаны утверждения
-
«согласен»
-
«не согласен»
Задача участников подойти к листу с утверждением, отразив свою точку зрения по данному утверждению
Спорные утверждения:
-
Легкие наркотики;
-
Наркотики повышают способность хорошо думать;
-
У многих людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков;
-
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;
-
Наркомания излечима;
-
Многие подростки начинают употреблять наркотики "за компанию";
-
Наркоман может умереть от спида;
-
Наркоман может умереть от передозировки;
-
Продажа наркотиков преследуется по закону;
Упражнение "Марионетка".
Для боле эффективного обсуждения проблемы наркозависимости я предлагаю упражнение «Марионетка».
На протяжении всего упражнения я хочу вас настроить на серьёзную работу.
Для работы нам необходимо разбиться на 2 группы по пять человек.
Инструкция для участников упражнения «Марионетка». В каждой пятёрке один человек будет играть роль куклы (марионетки) и четыре - кукловодов. Для управления куклой необходимо привязать заранее приготовленные верёвки по одной к каждой руке и ноге. Один из кукловодов управляет левой рукой с помощью верёвки, второй - правой рукой, третий - левой ногой и четвёртый - правой. Кроме того, марионетке завязывают глаза, а кукловодам запрещается разговаривать. Кукловоды могут по своему желанию управлять куклой, им необходимо провести её из одного конца аудитории в другой.
!!!!! Кукла ничего не может делать самостоятельно, она лишь стоит на одном месте, а в остальном - подчиняется своим кукловодам.
После упражнения проводится анализ полученного опыта, задавая вопросы.
Вопросы:
-
Что вы чувствовали в роли куклы? Как себя чувствовали, когда были лишены возможности самостоятельно принимать решения, когда вами управляли другие?
-
Понравилось ли вам в этой роли? Комфортно ли было?
-
Что хотелось изменить, сделать? Хотелось ли что - нибудь сделать самому?
-
Как связан опыт, полученный в данном упражнении с реальной жизнью?
Вывод: когда ты не самостоятелен, не можешь распоряжаться собой это неприятно.
Каждый человек должен запомнить простые правила, как себя нужно вести с «кукловодами»:
-
Не бойся выглядеть недостаточно умным.
-
Не бойся выглядеть недостаточно смелым.
-
Не бойся выглядеть недостаточно взрослым
-
Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным.
-
Бойся стать жертвой наркотической заразы и превратиться в марионетку наркоторговцев!
Игра «Отказ»
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:
-
Одноклассник предлагает попробовать наркотик «за компанию».
-
Сосед просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
-
Одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
Задание подгруппам: придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - «уговаривающего, другой - «отказывающегося».
Формирование алгоритма отказа:
- уверенно сказать «нет»… (нет, я в этом не участвую; нет, я не буду это делать; нет, я не пойду)
- согласие с аргументами партнера при постоянном подтверждении отказа (да, ты прав, но ….)
- попытка перевести разговор на другую тему
- формулировка контраргументов (я сказал нет, потому что….; я не буду это делать, т.к…..)
- предложение альтернативы (давай, лучше…., вместо этого мы можем…, может быть, пока мы….)
Коллаж.
Используя подручные средства, создай коллаж на тему «Я выбираю жизнь!»
Обратная связь