Конспект группового занятия на тему Сплочение коллектива

Актуальность. Подростковый возраст – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя стремление иметь друзей отмечается и в более ранних возрастных периодах, в подростковом возрасте эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т.е. в его переживаниях и мыслях.          Общение подростка со сверстниками, влияние, оказываемое на него г...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект группового занятия

"Сплочение коллектива"















Педагог-психолог

Евдокименкова Ю.О.











Актуальность. Подростковый возраст - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя стремление иметь друзей отмечается и в более ранних возрастных периодах, в подростковом возрасте эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т.е. в его переживаниях и мыслях.

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.

Группа создает особое чувство - «чувство мы». Желание добиться признание со стороны сверстников приводит к тому, что подросток стремиться соответствовать их требованиям, что в свою очередь оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие. Особенно на поведение подростка начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников.

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста - проблема отверженности. От полного одиночества следует отличать «квазиодиночество» - чувство, которое переживают многие подростки.

С утверждением себя, своей позиции среди сверстников часто бывает связано также стремление любой ценой утвердить свое лидирующее положение, которое может принимать достаточно уродливые, а временами и опасные формы.

Столкновение норм принятых в группе сверстников, с требованием взрослых не редко становиться причиной подростковой лжи. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведет себя так, как та ожидает от него, но при этом он не хочет огорчать взрослых или же боится наказания, поэтому обманывает их.

Общение подростка со сверстниками, влияние, оказываемое на него группой, во многом зависит от его представления о себе и отношения к себе, поэтому, работая с подростками в группе, важно следить не только за групповым процессом, но и отслеживать самочувствие и переживание каждого подростка

Цель:

сплочение группы, развитие навыков общения, развитие умений высказывания своих мыслей и развитие навыков и умений адекватного эмоционального реагирования.

Занятие предполагает работу с подростками 15-17 лет, реализуется в рамках комплексной программы «Мы выбираем дружбу».



Ход занятия

1. Вводная часть

Упражнение «Фрукты»

Вся группа сидит в кругу. Ведущий просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины». После того как это будет сделано, ведущий говорит «поменяться местами всем «бананам» - и все «бананы» должны встать и найти себе новое место. Пока все меняются местами, ведущий может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т.д. Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все.

2. Основная часть

Упражнение «Меняются те, кто…»

Участники группы сидят на стульях в кружок. Ведущий стоит в центре круга (или за ним) и объявляет, кто будет меняться местами.

Например: меняются те, кто:

  • в черных ботинках;

  • с карими глазами;

Все участники группы, которые обладают указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из членов группы. Суть в том, что ведущий должен во время обмена местами успеть занять чье-то временно освободившееся место. Обычным правилом этой игры является запрет на повторение одного и того же свойства.

Упражнение «Пустой стул»

Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на первый-второй. Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула. Его задача - пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Сидящие на стульях очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, удержать своих подопечных. Для этого надо взять их за плечи в тот момент, когда они соберутся пересесть. Ведущий следит за тем, чтобы руки не держались все время над подопечными. Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из стоящих остается стоять за стулом.

Анализ упражнения. Каким образом вы приглашали кого-либо на свой стул? Как понимали, что вас пригласили на стул? Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?

Упражнение «Путаница»

Описание упражнения: Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой - за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8, при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.

Психологический смысл упражнения. Упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в группе (выявление генераторов идей, исполнителей, фасилитаторов).

Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кому принадлежали идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услы-шаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то благодаря каким действиям это в конце концов удалось?

Упражнение «Поворот в прыжках»

Описание упражнения. Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90°, 180°, 240° или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь - добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения. Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Обсуждение. Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы, соседей и сообщить им свой замысел. А как это сделать?

3. Заключительная часть

Упражнение «Подарок»

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней - более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы - единое целое, каждый из Вас - важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы - сила! Спасибо всем за участие!»





© 2010-2022