Конспект практического семинара для педагогов с элементами тренинга: «Агрессия. Пути коррекции. »

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Агрессия»

«Пути коррекции»

Конспект практического семинара для педагогов с элементами тренинга.

Цели:

  • повышение профессиональной компетенции

  • профилактика профессиональной деформации.

Задачи:

  • расширить представления педагогов об агрессии и путях её коррекции.

  • развитие рефлексии.

  • снятие психоэмоционального напряжения.

  • развитие навыков саморегуляции.

I блок - информационный

Одной из актуальных проблем, с которой обращаются родители и преподаватели подростка к психологу и социальному педагогу, является та, что проявление агрессивного поведения детей нарастает, и сами агрессивные действия становятся более жестокими.

Агрессия - (от лат. «agressio» - нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.

Агрессивность - это свойство личности, выраженное в готовности к агрессии.

Виды агрессии:

  • вербальная;

  • физическая;

  • направленная на себя;

  • направленная на других;

  • негативизм (оппозиционная модель поведения);

  • деструктивная;

  • конструктивная;

Критерии агрессивного поведения:

  • угрожают другим людям (вербально, жестом, взглядом);

  • инициируют физические драки;

  • используют в драке предметы, которые могут ранить;

  • физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно);

  • воровство по отношению к человеку, который не нравится;

  • намеренная порча имущества;

  • шантаж, вымогательство;

  • побег из дома;

  • не ходит в школу.

Очень плохи ситуации с подростками, которые скрывают свои чувства, чтобы не огорчать взрослых или просто из боязни. Психологам хорошо известны эти трудные послушные тихие дети, которые не нашли лучшего применения своей агрессивности, как направить её на себя же самих. Они кусают себя, бьются головой об стенку, скрежещут зубами, закусывают губу или расчёсывают совершенно здоровую кожу до крови. Гнев, заполняющий их изнутри, постепенно превращается в так называемое пассивно-агрессивное поведение. Ребёнок действительно не осознает, что хочет выплеснуть из себя наружу злость, он просто изводит «тирана» во внешне безобидных формах: оттягивает время, копается, упрямится, намеренно забывает просьбы, намеренно отказывается что-то делать. Далее замечаем, что в подростковом возрасте проблемы детей с подавленной агрессией усугубляются. Их за покорность любят учителя и ненавидят сверстники. Из них не вырастают самостоятельные и независимые взрослые, наоборот, они плывут по жизни пассивно мечтательные.

Чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы вызывает плохое самочувствие, боль, плохое настроение. Поэтому агрессивность надо не изживать и искоренять, а понять её причины.

Характерологические особенности агрессивных детей.

  • Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

  • Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

  • Заранее настроены на негативное восприятие себя окружающими.

  • Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

  • Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении и своих ошибках.

  • В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины.

  • Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

  • Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

  • Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

  • Низкий уровень самоконтроля и саморефлексии. Теряет контроль над собой.

  • Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

  • Не умеют прогнозировать последствия своих действий.

  • Спорит, ругается с взрослыми.

  • Отказывается выполнять правила.

  • Специально раздражает людей.

  • Сердится и отказывается сделать что-либо.

  • Завистлив, мстителен.

  • Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Пример анкеты для родителей агрессивного ребёнка:

Анкета для родителей.

Давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребёнка. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребёнку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет - соответственно ответ «нет».

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки или другие предметы, что-то разбивает, потрошит

  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

  7. Он не прочь подразнить животных.

  8. Переспорить его трудно

  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

  12. Часто не по возрасту ворчлив

  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

  14. Любит быть первым

  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых

  16. Легко ссорится, вступает в драку

  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми

  18. У него редки приступы мрачной раздражительности

  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность - 15-20 баллов.
Средняя агрессивность - 7-14 баллов.
Низкая агрессивность - 1-6 баллов.

Кто больше всех страдает от агрессивного поведения?

Конечно же, сам ребёнок.

Несомненно то, что очень часто проблема детской агрессивности заключается в родителях, в их чувствах и реакциях на детей.

Стили родительского воспитания

(в ответ на агрессивные действия ребёнка)

Стратегии воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребёнка

Почему ребёнок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка

«Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребёнка

Агрессивный (ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте)

Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал

Агрессивный (ребёнок продолжает действовать агрессивно)

Ребёнок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо вести себя в определённых ситуациях

Скорее всего, ребёнок научиться управлять своим гневом

Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей

Так же школьные врачи и психологи констатируют: сегодня среди детских неврозов преобладают дидактогенные, т.е. неврозы, случившиеся по вине учителей. Сама по себе школа «в невроз не вгоняет». Это вина конкретного человека - раздражённого, некомпетентного. Жизнь ребёнку можно испортить, если учитель скажет: «Ты - лодырь, лентяй, грязнуля, по тебе тюрьма плачет…», этого достаточно, чтобы больно и надолго ранить впечатлительного ученика.

Факторы, способствующие становлению детской агрессивности:

1. Семья:

  • Плохие отношения с одним или двумя родителями

  • Дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными.

  • Ощущение безразличия к своим чувствам.

  • Отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью.

  • Противоречивость требований к ребёнку.

2. СМИ.

3. Факторы воспитания и стиля общения взрослых:

  • Противоречивость требований к ребёнку.

  • Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие самоконтроля и саморегуляции с их стороны.

  • Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных переживаний (гнев, раздражение, обида...)

  • Использований приказов, обвинений и угроз.

  • Постоянное использование «Ты - сообщений» (как ты смеешь, ты опять...)

  • Негативный стиль общения с ребёнком:

  • Вербальное оскорбление детей.

  • Игнорирование чувств, желаний ребёнка. Данный стиль общения нацеливает ребёнка на борьбу и мстительное поведение.

Задачи родителей и педагогов:

  • Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.

  • Овладение приёмами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.

  • говорить с ребёнком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений»;

  • «активно слушать» его внутренний мир;

  • не оценивать личность ребёнка, а говорить о нежелательных действиях ребёнка;

  • видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.

  • Обладать навыками саморегуляции.

Дети:

  • Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме:

  • Прямо заявлять о своих чувствах.

  • Умение направлять гнев на объект. При этом, не уклоняясь в стороны от основной жалобы.

  • Вежливость в обращении.

  • Стремление найти конструктивное решение.

  • Выражать гнев в косвенной форме

Взрослым важно научить ребёнка самоутверждаться в неопасных для окружающих формах, а точнее в приемлемых способах выражения гнева.

Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы Вы обозначили какие способы есть у Вас. (Психолог раздаёт небольшие листки бумаги, на которых участники должны ответить на следующий вопрос: Как Вы выражаете свою злость?) Напишите, как минимум три способа. (Ответы тут же обрабатываются и записываются на доске). Теперь посмотрим, какие способы преобладают у вас. Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека? (обсуждаются способы выражения злости и выделяются наиболее эффективные. Затем, в качестве подведение итогов, участникам сообщается большое количество способов выражения злости, в том числе и те, которые обсуждались, также желающие могут дописать какие-либо недостающие способы на, их усмотрение.).

Способы выражения (выплёскивания) злости

  1. Громко спеть любимую песню

  2. Пометать дротики в мишень

  3. Попрыгать на одной ноге

  4. Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции

  5. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.

  6. Пускать мыльные пузыри

  7. Устроить бой с боксёрской грушей или подушкой

  8. Пробежать по коридору школы, по аллее, пробежать несколько кругов вокруг дома

  9. Полить цветы

  10. Быстрыми движениями руки стереть с доски

  11. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно

  12. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)

  13. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)

  14. Постирать белье

  15. Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями

  16. Сломать несколько ненужных предметов, порвать на мелкие кусочки лист бумаги или газету

  17. Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»

  18. Стучать карандашом по столу

  19. Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить

  20. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его

  21. Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать её.

  22. Помыть посуду

  23. Принять прохладный душ

  24. Послушать музыку

Игра «Камушек в ботинке».

Это игра поможет научить ребёнка контролировать свои эмоции.

В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребёнку заниматься делом, когда назревает конфликт.

Игра проходит в два этапа.

Первый этап (подготовительный): «Случалось ли, что вам в ботинок попал камешек? Сначала камешек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходиться снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвия бритвы краями». «Случалось ли, что вы так и не вытряхнули камешек, а, придя домой, просто снимали ботинки?» Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но на утро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причём, более сильная, чем накануне, обида, злость - вот такие чувства обычно испытывают дети. Так маленькая проблема становиться большой неприятностью.

Второй этап: «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и не малые. Поэтому всем людям - и взрослым, и детям - полезно поговорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Далее вы говорите: «Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: « У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймём, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете. Скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем». Расскажите. Что вам ещё не нравится. И вы вместе оговариваете способ, как можно избавиться от «камушка». Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах.

В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приёмы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Хочется пожелать всем работающим с "агрессивными, трудными" детьми не раздражаться, когда ребёнок ведёт себя дурно, нужно поставить перед собой вопрос: "Интересно, что с ним сейчас происходит?"





















II блок - практический

1. «Поздороваемся …»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, «разогрев».
Участники перемещаются по помещению под музыку. По команде ведущего каждому участнику необходимо «поздороваться» различными частями тела (головами, плечами, кистями рук, локтем и бедром, и т.д.) с наибольшими количеством присутствующих.

2. «Мир глазами агрессивного ребёнка»

Цель: саморефлексия, развитие эмпатии.
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные действия и намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.
Упражнение проводится в кругу. Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встаёт, кладёт нога на ногу и .д.) Окружающие комментируют это действие с позиции агрессивного ребёнка. Например, ты встал, потому что хочешь толкнуть мой стул, ты улыбаешься, так как кто-то сказал про меня гадость.
Рефлексия. После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе: роль им ближе: роль агрессивного человека или «невинной» жертвы. Бывали ли они в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, возможно, были не намерены их выполнять.

3. «Обзывалки»

Цель: знакомство с игровыми приёмами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например : «А ты - моя морковка»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например «А ты моя радость!»
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослых негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

4. Упражнение «Куда девать свою ярость?»

Цель: выработать общий подход к проявлениям злости.

«Что вы делаете, когда злитесь?»

Ответы записываются на доске или на ватмане. Рассматривается ещё раз весь список действий и обговаривается (обдумывается) вместе, при каких типах поведения кому-нибудь причиняется боль или что-нибудь ломается или портится. Соответствующие действия вычёркиваются из списка (например, кулачная расправа, швыряние разных предметов) или «корректируются» (например, просто кричать, а не товарищу прямо в ухо; бросать только мягкие предметы). Получившийся перечень допустимых действий переписывается набело и вывешивается на видном месте.

В конце делается вывод: Когда хочешь обидеть человека, накричать на него, пнуть, сделать ему что-то плохое подумай, что это причинит ему боль, поэтому это лучше не делать.

5. Упражнение «Подарок»

Цель: создание благоприятной атмосферы для работы группы.

Инструкция: «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят, и попытаться догадаться, что это и в ответ сказать «спасибо».

6. «Ящик со «злыми эмоциями»

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные эмоции.
Инструкция: «Давайте нарисуем злое лицо».

«Посмотрите внимательно на нарисованные лица. Вам они нравятся. Давайте сделаем так, чтобы у нас никогда не было таких злых лиц, делайте с листочками что хотим: рвите, комкайте, чиркайте, исправляйте. А теперь порвём их, чтобы у нас таких лиц больше никогда не было».

Мы уже порвали все свои плохие и злые эмоции, и поэтому сейчас мы будем добрыми и превратимся в волшебный лес.

7. «Волшебный лес чудес»

Цель: развитие чувства эмпатии, доверия.

Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес - роща и встанем в две шеренги. Наши руки - это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине».

Анализ:Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы? Ваши чувства, когда вы были деревьями?

8. Упражнение «Рисунок сообща»

Цель: создание благоприятной атмосферы для работы группы, сплочение группы.

Инструкция: «Каждый сидящий задумывает образ, который он хотел бы нарисовать. Всем сидящим я даю чистый лист, и он рисует только часть задуманного образа. По моей команде «Стоп» он передаёт рисунок следующему. Тот подрисовывает к начатому рисунку следующую часть, ту которую считает нужной и так, до тех пор, пока твой рисунок не вернётся к тебе обратно, то есть не пройдёт полный круг».

Анализ: Получилось ли то, что ты задумал? Какие впечатления у тебя от получившегося рисунка?

9. Чтение рассказа К. Ушинского «Ветер и Солнце»

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ, он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

10. Упражнение «Доброе пожелание»

Цель: рефлексия участников группы.

Инструкция: «Мне очень хочется, чтобы после прослушивания рассказа К. Ушинского «Ветер и Солнце» каждый пожелал своему соседу (если в кругу-слева) что-то хорошее и доброе».

11. Упражнение на развитие навыков саморегуляции

Цель: развитие навыков визуализации и саморегуляции.

Все участники садятся (за парты или в круг) и закрывают глаза. Ведущий спокойным голосом зачитывает текст инструкции: «Вспомните день, в который вы охотно идёте на работу… Когда вы идёте не очень охотно на работу…Вспомните ситуацию, когда вы бываете собранными… Вспомните ситуацию, когда вы взволнованы и невнимательны…
Сядьте, выпрямившись, на стул и держите спину совсем прямо. Положите руки на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох… когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш вдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете - не напрягайтесь, пусть воздух просто снова войдёт в ваше тело… Если хотите, можете своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете своё беспокойство, свой страх, своё напряжение, обиду. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и лёгкость».
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.

12. Подведение итогов. Обсуждение своих эмоциональных переживаний и ощущений. Совместная выработка и обсуждение рекомендаций по работе с агрессивными детьми, приёмов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения для детей и взрослых.









































Конспект практического семинара для педагогов с элементами тренинга: «Агрессия. Пути коррекции.»

Конспект практического семинара для педагогов с элементами тренинга: «Агрессия. Пути коррекции.»



























© 2010-2022