ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности самооценки детей с нарушениеМ слуха

Личность является одним из центральных объектов изучения в психологии. Исследуются строение психической организации личности, ее функционирование, процессы формирования и развития отдельных и целостных систем свойств. Важно то, что эти исследования помогают обеспечить целенаправленное и продуктивное воспитание, а также оптимальную адаптацию человека в окружающем мире. Хотя общечеловеческая, природная организация личности формировалась по биологическим законам, происходило это под влиянием социальной жизни, ее требований.

Следовательно, значимое место в процессе развития человека занимает общество, социальная наследственность. Однако, жизнь наша предназначена для совершенствования, для самопознания. И процесс развития будет иметь место не при наличии пассивного восприятия всего того, что происходит вокруг, а в результате активного взаимодействия.

Только тогда будет возможность формирования адекватного образа - Я, адекватной оценки себя и окружающих, то есть возможность формирования одной из важнейших составляющих полноценной свободной личности.

А как же быть, если выше указанное активное взаимодействие с этим сложным и противоречивым миром не осуществляется на должном уровне, если «я не слышу окружающих, а они не понимают меня»? Вопрос об эффективной адаптации людей с нарушением слуха в социуме, о создании оптимальных условий для их развития, обучения и воспитания, а в частности, о формировании у них адекватной самооценки, встает достаточно остро. И его скорейшее решение просто необходимо. Хотя бы потому, что каждый родившийся ребенок, который никогда не сможет наслаждаться голосом мамы, пением птиц, чарующей музыкой, а также человек, вдруг, внезапно оторванный от мира звуков, имеют право на жизнь, жизнь среди людей, а не на одинокое существование среди беззвучно движущейся материи [1].

Сурдопедагоги и психологи отмечают, что у глухих детей наблюдается недостаток речевых средств для описания личностных особенностей людей, их эмоциональных проявлений, и преобладают контрастные оценки качеств личности. Это замедляет у неслышащих процесс формирования морально-этических представлений, социально-эмоциональной зрелости, осознания детьми своего отношения к другим и самим себе, своего положения среди сверстников и в более широком социальном окружении.

Все выше указанные особенности связаны прежде всего, с нарушением контактов с другими людьми, в частности, с недостатком социальных контактов, в связи с отсутствием слуха, с первичным и вторичным недоразвитием мышления и речи в раннем детском возрасте, а также с неправильным воспитанием и неблагоприятными воздействиями социального окружения.

Ребенок с нарушенной слуховой функцией почти всегда чувствует свое невыгодное положение, что может отразиться в удручающем чувстве неполноценности. В развитии личности это может привести к отставаниям. Однако иногда возникает высокомерие.

Ребенок с дефектом «наталкивается» на определенные нормы, ожидания, требования, либо сравнивается со здоровыми людьми. Вследствие этого, происходит усиление чувства неполноценности, что отрицательно влияет на формирование самооценки и личности. Явно выраженная и стабильно пониженная самооценка и самоуважение ослабляют способность личности неслышащего ребенка к активному приспособлению к жизни и реализации личных возможностей и внешних жизненных обстоятельств. Благоприятных моментов и ситуаций и т. д. Часто результатом этого может стать появление патологических признаков и более глубоких нарушений личности.

Таким образом, отношение общества к людям с нарушением слуха, и главным образом их ближайшего окружения, имеют существенное значение. В связи с наличием определенного дефекта, между аномальным ребенком и его социумом создается специфическое взаимодействие. Дефект часто изолирует ребенка и оставляет его на произвол судьбы и окружения. Поэтому зависимость неслышащего ребенка от эмоциональных и воспитательных отношений в семье, в школе и в процессе интеграции в обществе значительно больше, чем у здорового [2].

На формирование адекватной самооценки оказывают влияние различные факторы. Это учебные достижения, и коммуникативные способности, в частности общение со сверстниками. Однако, мы снова возвращаемся к тому, что одна из важнейших ролей принадлежит все-таки семье. Здесь нас волнуют и внутрисемейные отношения, и стиль воспитания, и отношение родителей к самому ребенку и к его дефекту.

Ведь дефект представляет собой чрезвычайную ситуацию не только для аномального ребенка и для его окружения. Рождение «обычного ребенка с необычными проблемами» несомненно удручающе воздействует прежде всего на его родителей. Они часто переживают этот факт как жизненную катастрофу, причем независимо от того какова тяжесть дефекта.

Важность того, как родители воспринимают ребенка и его дефект достаточно велика. В семье могут выстраиваться совершенно различные стратегии поведения в отношении аномального ребенка. Например, возможно, что родители принимают своего ребенка, объективно его воспринимают, адекватно оценивают свои силы и возможности, что придает уверенность в себе, в своей душевной силе. У этих родителей не возникает чувство вины или неприязни.

Возможна и противная ситуация, когда в семье полностью отрицается, что ребенок страдает дефектом. Родители не признают для своего ребенка никаких ограничений и предъявляют к нему достаточно высокие требования.

Вышеописанные стратегии можно назвать положительными в том смысле, что они позволяют ребенку принимать участие в жизни семьи, делают его полноценным ее членом. Родители любыми способами стараются устанавливать контакт с аномальным ребенком. Как правило, в таких семьях дети не страдают от недостатка общения, а следовательно, практически ничто не мешает формированию относительно благополучных свойств личности и самооценки в частности.

Конечно же реакция отрицания может вызвать важные нарушения личности, так как создается повышенное нервное напряжение. Однако, у ребенка с сильным типом нервной системы не возникает стрессовой реакции, и при определенных условиях можно добиться отличных результатов [3].

Возможна так же реакция чрезмерной защиты. Отношения с ребенком наполнены жалостью, сочувствием. Это проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем типе воспитания. И тогда развивается чувство иждивенчества и пассивный настрой на все окружающее. Стратегия скрытого отрицания представляет собой неявное, всячески завуалированное отвержение ребенка. Когда дефект считается позором, но это отношение сокрыто под чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием.
Открытое отречение проявляется в отвращении к ребенку. Родители прикладывают огромное чувство вины на общество, врача, учителя и т. д. Такая своеобразная защита приобретает вид враждебности по отношению к самому ребенку.

Такие типы стратегий поведения родителей однозначно неблагоприятно сказываются на ребенке. Они задерживают его развитие, формируется неадекватная самооценка. А затем, как снежный ком накапливаются проблемы в плане адаптации, обучения, и самое главное эффективной интеграции ребенка с нарушением слуха в «слышащий мир».

Если ребенок находится в среде глухих, он адаптируется и развивается в меру своих возможностей достаточно благополучно. В таких семьях чаще встречается стратегия полного принятия ребенка и его дефекта. По-иному складывается отношения у неслышащего ребенка со слышащими родителями. В контактах возможно ощущение непонимания, отвержения, избегания со стороны родителей. Тогда, находясь дома, он большую часть времени проводит «общаясь» с самим собой, либо с игрушками. При таких условиях, восприятие ребенком окружающего мира оказывается крайне суженным, неполноценным и неадекватным, так как не всегда соответствует тому этапу развития, в котором ребенок в данный момент находится. Естественно, что такие условия воспитания лишь отрицательно могут сказаться на формирование самооценки [4].

Итак, проблема влияния отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушенной слуховой функцией на его развитие, высвечивается достаточно актуально.

Формирование адекватной самооценки является довольно значительной ступенью для эффективности процесса адаптации в «слышащий» социум людей с нарушениями слуха, необходимо учитывать влияние одного из важнейших факторов условий воспитания и взаимоотношений в семье.

Следовательно, в первую очередь работа по предупреждению негативных реакций на рождение «исключительного» ребенка, должна проводиться с родителями. Очень важно просвещение таких семей об особенностях развития и трудностях адаптации их детей, а также о способах преодоления этих трудностей.

Список источников:


  1. Кривонос И. В. Особенности самооценки глухих школьников (в сравнительном аспекте) // Дефектология. - 2001. - № 4. - с. 45-48

  2. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слабослышащих дошкольников // Дефектология. - 2009. - № 6

  3. Пуйк Т.Э. Исследование личностной оценки глухих учащихся//Изучение личности аномального ребенка. - М.: Дело, 2007. -175 с.

  4. Гозова А.П. Исследование самооценки глухих детей//Изучение личности аномального ребенка. - М.: Просвещение, 2005. -113 с.

© 2010-2022