- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа с элементами тренинга: «Развитие коммуникативных навыков у учащихся школы VIIIвида, профилактика асоциального поведения»
Программа с элементами тренинга: «Развитие коммуникативных навыков у учащихся школы VIIIвида, профилактика асоциального поведения»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дзагкоева Н.А. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Утверждаю
Директор школы О.В.Коновалова
Программа
летнего оздоровительного лагеря «Улыбка»
с дневным пребыванием детей
МБОУ СОШ с. Вазерки им В.М. Покровского
«Гармония»
Программа разработана в 2014 году.
Программа рассчитана на детей в возрасте с 6 до 16 лет.
Срок реализации программы: июнь-июль 2014 г.
Авторы программы:
Коновалова О.В., Кривулина С.А.,
Бараева С.М., Чурочкина И.В.
Пояснительная записка
Летние каникулы - время отдыха, самая лучшая и незабываемая пора для развития творчества и совершенствования возможностей ребёнка, вовлечение детей в новые социальные связи, удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. В то же время встаёт вопрос о том, как отвлечь ребенка от влияния улицы летом. Здесь на помощь приходит летний лагерь с дневным пребыванием детей.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Организация летнего отдыха по программе «Гармония» осуществляется по направлениям:
-
спортивно-оздоровительное,
-
содержательно-досуговое,
-
трудовое,
-
гражданско-патриотическое.
Роль педагогов-воспитателей- это стимулирование ребенка к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности. Важно - пробудить в детях желание познавать и открывать для себя что-то новое. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт.
Данная программа является логическим продолжением образовательного процесса.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е реализуется в течение 2-ух лагерных смен.
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно - правовых документов:
-
Конвенция ООН о правах ребёнка
-
Конституция РФ
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24. 07. 98 г № 124 - ФЗ
-
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г №197 - ФЗ
-
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09. 01. 96 № 2 - ФЗ
-
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерь труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 №2688
Концепция программы
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Детский оздоровительный лагерь - это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная - поскольку все они интегрируются.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком - либо направлении деятельности.
Учитывая все выше сказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель программы:
создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно ориентированную деятельность.
Задачи:
-создание оптимальных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул с привлечением учреждений социума;
-объединение воспитанников, заинтересованных в общении, имеющих собственные взгляды на жизненные явления и современные изменения в обществе;
- развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.
-формирование у воспитанников осознанного отношения к труду.
Основные принципы программы
Программа «Гармония» основывается на принципах:
- Индивидуальности: каждый ребёнок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.
- Гуманизма: к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли и предложения.
- Творчества, характеризующий основную сторону жизни пришкольного лагеря, где творчество является и целью, и ценностью, и средством.
- Нравственности, способствующий нравственной направленности самовыражения личности.
- Доверия и поддержки: основывается на том, что к каждому человеку, к его интересам необходимо относится уважительно, доверять и поддерживать его.
Сведения об организаторах программы
В разработке программы приняли участие педагогический коллектив лагеря, члены родительской общественности, администрация школы.
Участники программы
-
Участниками программы ЛОЛ «Улыбка» являются учащиеся школы, педагогические и медицинские работники.
-
Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 6-16 лет.
Организация деятельности лагеря
1.Преимущество при зачислении в ЛОЛ «Улыбка» с дневным пребыванием детей имеют дети из малообеспеченных, неполных семей, из опекаемых семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
2.Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц их заменяющих, копии паспорта одного из родителей.
-
Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
-
Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.
-
Разрабатываются должностные обязанности педагогического и обслуживающего персонала на период смены.
-
Разрабатываются правила поведения в лагере.
-
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Механизм реализации программы.
I. Организационный этап:
Знакомство детей друг с другом, со взрослыми
Выявление и постановка целей развития коллектива и личности
Сплочение обучающихся
Формирование законов и условий совместной жизнедеятельности
Подготовка к дальнейшей жизнедеятельности по Программе
II. Основной этап
Моделирование ситуации успеха
Создание условий для активности ребенка и его самореализации
Коллективная и индивидуальная исследовательская деятельность
Личностный рост воспитанников
III. Заключительный этап:
Мониторинг жизнедеятельности коллектива, развития личности воспитанников
Психолого-социально-педагогический анализ результатов
Материальная и финансовая база.
В распоряжении летнего лагеря дневного пребывания «Улыбка» имеются:
-игровые комнаты с разнообразным набором настольных игр;
-штаб лагеря;
-школьная библиотека и читальный зал;
-игровая площадка на улице с традиционным оборудованием, предназначенным для игр в футбол, волейбол, баскетбол, для общей игры, физических занятий и упражнений;
-малый и большой спортивные залы.
Организационно-методическое обеспечение:
-фотоаппаратура;
-магнитофон, колонки, фортепиано;
-канцелярские товары;
-спортивно-игровой инвентарь;
-сельхозинвентарь;
-детская литература;
-призовой фонд: грамоты, подарки, сувениры.
Методический фонд:
-фонотека;
-информационно-методический уголок;
-отрядные уголки;
-стенд ЛОЛ «Улыбка».
Содержание программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цели и задачи каждого раздела.
Спортивно - оздоровительное направление
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
-
Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе
-
Проведение спортивных мероприятий
-
Проведение С-витаминизации питания детей.
-
Осуществление соблюдения охранительного режима и правил техники безопасности
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
-
ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе различной тематики;
-
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
-
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере)
-
организация здорового питания детей;
-
организация спортивно-массовых мероприятий: спортивный праздник «Малые олимпийские игры», спортивный праздник «Сильные и ловкие», соревнование по квадрату, праздник «Ярмарка народных игр»
-
участие в летней спартакиаде лагерей: Легкоатлетический кросс, «Весёлые старты», соревнования по шашкам.
-
подвижные спортивные игры.
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
-
-
Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
-
-
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовно- нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
-
Открытие смены "Гармония"
-
Открытие летней смены «Праздник шоколада»
-
Анимационная комедия «Гладиаторы Рима», «Университет монстров»
-
КТД «Лето! Солнце! Счастье!» (конкурс рисунков)
-
Праздник интересных профессий (экскурсия в пожарную часть)
-
Музыкальные часы
-
«Лето в гости нас зовёт!» Что? Где? Когда?
-
Мастер-класс из одноразовых тарелок «Нужное из ненужного»
-
Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир»
-
«Угадай мелодию» Музыкальная конкурсная программа
-
Мастер-классы по оригами «Оригами - зоопарк»
-
«Весёлый светофор» Познавательная игра по правилам дорожного движения.
-
Совместное чтение «Под чудо-деревом» (по произведениям Чуковского К.И.)
-
Музыкальный театр «Лад». Концертно - игровая программа
-
КТД Творческая мастерская «Айболит, Мойдодыр и другие»
-
КТД «В гостях у сказки» Конкурс инсценированной сказки
-
Праздник игры и игрушки «Пейте дети молоко, будете здоровы»
-
«Праздник летних забав» Игровая программа
-
Концертная программа «Таланты среди нас»
Виды досуговой деятельности:
-
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
-
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
-
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
-
творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
-
Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
-
Альтернативного провождения времени
-
Свободного времени
-
Совместного планирования досуговой деятельности.
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
-
Уровень целостного детского коллектива смены;
-
Уровень отряда;
-
Уровень организации досуга в группах по интересам;
-
Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Основные формы реализации программы:
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность экологической культуры учащихся:
2. Приобретение учащимися новых знаний и навыков в области краеведения и экологии.
6. Активная жизненная позиция школьников.
7. Развитие креативности, нестандартного мышления учащихся.
Система отслеживания результатов работы:
Сбор и систематизация материала, разработка проектов, оформление альбомов, выпуск газет, печатание в СМИ, чистка родников села, посадка деревьев, благоустройство памятника, украшение пришкольного участка, благоустройство села.
Список литературы, используемый при создании программы:
-
Отдых и оздоровление детей и подростков: сб. нормативных документов/ Сост. С. В. Барканов, М. И, Журавлёв, М: Граф - пресс, 2009 - 216с
-
Резенкова «Ах, лето!» Работа с детьми в летних лагерях
3. «Воспитание школьников», 2010год №5
-
Григоренко Ю. Н., «Учебное пособие по организации досуга в оздоровительных лагерях и школе», 2000 год
-
Летний оздоровительный лагерь: нормативно - правовая база