- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях ФГОС
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях ФГОС
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аршинова И.Я. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях ФГОС
МОБУ «СОШ 62» на 2015-2020 уч. годы.
Важное место в образовательном процессе занимают: психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы ,поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
В соответствии со стандартом психолого-педагогические условия реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся ,в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
-формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся ,педагогических и административных работников, родительской общественности;
-вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
дифференциация и индивидуализация обучения;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
выявление и поддержка одаренных детей;
детей с ограниченными возможностями здоровья;
поддержка участников олимпиадного движения;
обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
-диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения( индивидуальный ,групповой ,уровень класса ,уровень учреждения);
-вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика ,диагностика ,консультирование ,коррекционная работа ,развивающая работа ,просвещение ,экспертиза).
Принципы и задачи психологического сопровождения образовательного процесса.
В основе психологического сопровождения заложены следующие принципы:
Принцип системности -существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;
Принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное , эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
Принцип целостности- при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом.
Принцип целесообразности и причинной обусловленности -любое психологическое воздействие должно быть осознанным, направленным на причину явления.
Принцип своевременности -любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его эффективности условиях.
Принцип активности ребенка в образовательном процессе.
Принцип практической направленности -формирование универсальных учебных действий, способности их применить в практической деятельности повседневной жизни.
Принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.
ЦЕЛЬ психологического сопровождения - содействие создания социальной ситуации развития ,соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся ,их родителей, педагогов и других участников образовательного процесса.
ЗАДАЧИ психологического сопровождения:
- выявление основных проблем и причин их возникновения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.
-мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития.
-содействие реализации требований ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования.
-разработка и внедрение психологических программ и проектов направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников.
-содействие формированию у обучающихся УУД и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
-содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся ,а также формированию у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе.
-участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ОУ, образовательных программ и проектов.
-взаимодействие с подразделениями ОУ(ПМПК, Совет профилактики ,Служба примирения).
Основные направления деятельности педагога-психолога:
-работа с обучающимися;
-работа с педагогами;
-работа с администрацией школы;
-работа с родителями обучающихся;
Направления деятельности психологического сопровождения.
Приоритетные направления работы в условиях внедрения ФГОС позволяет повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования.
1.Просвещение педагогов и родителей.
2.Монниторинг развития личности и уровень сформированности УУД
3.Психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей.
4.Коррекционно-развивающая работа
5.Создание системы работы ОУ и проектирование основной образовательной программы (психологический аспект) с учетом требований ФГОС.
Виды работы и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:
-Психологическое просвещение
-Профилактика
-Диагностика
-Развивающая работа
-Коррекционная работа(индивид и групповая)
-Консультирование
-Экспертиза
ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА В УСЛОВИЯХ ФГОС МОБУ «СОШ 62»на 2015-20 уч.годы
п/п
Вид деятельности
Сроки проведения
Участники
Ответственные
1.
Диагностическая работа.
1.1
Изучение сформированности УУД (Входная диагностика)
Октябрь
1,2,3,4
Педагог-психолог
1.2
Промежуточная диагностика (УУД)
Январь-февраль
1,2,3,4
Педагог-психолог
1.3
Итоговая диагностика (УУД)
Май
1,2,3,4
Педагог-психолог
1.4
Изучение адаптации 1-х классов (входная)
Октябрь
1-е
Педагог-психолог
1.5
Изучение адаптации 1-х классов (итоговая)
Апрель
1-е
Педагог-психолог
1.6
Диагностика выпускников начального звена
Март
4-е
Педагог-психолог
2
Коррекционно-развивающая работа
2.1
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий
В течение года
1,4
Педагог-психолог
2.2
Работа с обучающимися «группы риска»
По запросу
Все классы
Педагог-психолог
3.
Профилактическая работа
3.1
Консультирование родителей (индивидуальные консультации)
В течение года
Все классы
Педагог-психолог
3.2
Консультирование педагогов (индивидуальные и групповые консультации)
В течение года
Все классы
Педагог-психолог
4.
Просветительская работа
4.1
4.2
Методический совет «Условия готовности ОУ к переходу на ФГОС ООО»
Родительская конференция «Психолого-педагогические аспекты активизации познавательной деятельности обучающихся»
Март
Педагоги
Педагог-психолог
ЗДУВР
4.3
4.4
Анкетирование педагогов «Психологическая готовность участников образов процесса к переходу на ФГОС ООО»
Оформление информационного стенда для родителей
Март
Сентябрь
Педагоги
Педагог-психолог
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
Совещания при ЗДВУР «Адаптация 1-х классов»,
«Адаптация 5-х классов»,
«Результаты промежуточной диагностики УУД
(1-4 кл ),
«Диагностика выпускников начального звена»,
«Итоговые результаты формирования УУД за учебный год»
Родительские собрания
«Какой он
,первоклассник», «Первый раз в 5-й класс»,
«Результаты сформированности УУД»,
«Как подготовить ребенка к сдаче экзаменов»,
«Кто такие тревожные дети»,
«Переходный возраст, как помочь»
По плану
По плану
По плану
По плану
По плану
Педагоги
Родители
ЗДУВР,
Педагог-психолог
Педагог-психолог
ЗДУВР
Кл.руководители