Программа внеурочной деятельности по социальному направлению Школа без конфликтов (5 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

Согласовано

на Заседании РМО психологов ОУ

Сергиево-Посадского района

«____»___________20_____г.

_________________________

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №26

________________М.В.Луць

«_____»___________20____г.












Программа внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Школа без конфликтов»

5 класс







Педагог-психолог:

Е.Ю.Шанскова





2014-2015 уч.г.

Пояснительная записка.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа «Школа без конфликтов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5 классах. Главное назначение данного курса - подготовка учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации, формирование конфликтологической компетентности, улучшение межличностного взаимодействия, готовность к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников (медиаторов), помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Во многих подобных конфликтах участниками становятся не только спорящие стороны, но и лица, втянутые в конфликт вопреки своему желанию. Особенно часто это происходит в школьных компаниях, или в неформальных объединениях подростков.

Разрешать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров - этому искусству можно и нужно обучать с раннего возраста. С этой целью во многих школах России уже организуются службы примирения (или медиации). С 1 января 2011 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (№ 193-ФЗ).

Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Медиатор - третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Медиатор службы примирения, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне - за собственной обидой не забыть о необходимости сохранения в дальнейшем мирных отношений. Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта и в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, внутриличностных статусов участников конфликта. Таким образом, основная задача медиатора - не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора.

Однако если в судебной практике медиация - достаточно зарекомендовавшая себя система, то в сфере образования это пока еще молодое направление. Значение такой службы в школе педагогами и руководителями оценивается очень высоко, проблема возникает с тем, как подготовить медиаторов среди учеников.

Медиатор - это не активист, который готов участвовать во всем, не отличник, который привык добросовестно относиться к заданию учителя, и вовсе не принципиальный правдоискатель. Медиатор - это ученик, который пользуется авторитетом у ровесников, обладает необходимыми для ведения переговоров качествами: умеет выслушать, сохранять нейтралитет, корректно подобрать слова в разговоре. И, конечно же, это человек, который выражает желание заниматься столь непростой с психологической позиции деятельностью, как примирение сторон-участников конфликта.

Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие у них навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений учащихся с окружающей средой, их социализации.

Смыслообразующие идеи программы:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом - сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение - самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

- умение быть самостоятельным - целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

Формирование ценностей и ориентация на здоровый образ жизни.

Повышение адаптивности учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния.

Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру.

Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.

Расширение круга видения проблемы за счет мнений других.

Развитие способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.

Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.

Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.

Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.

Участники программы: учащиеся 5 классов.

Срок реализации: в течение 2014 - 2015 учебного года.

Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;

познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;

коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;

личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД в среднем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Планируемые результаты работы.

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им.

3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.








Календарно-тематическое планирование


Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

Правила поведения в школе

1

Знакомство. Принятие правил работы в группе.

1

02.09.2014


2

Понятие «медиация». Знакомство со Школьной службой примирения

1

09.09.2014


3

Причины агрессивного поведения

1

16.09.2014


4

Профилактика агрессивного поведения

2

23.09.2014

30.09.2014


5

Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»

3

07.10.2014

14.10.2014

21.10.2014


6

Виды школьных конфликтов

1

28.10.2014


7

Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта

3

11.11.2014

18.11.2014

25.11.2014


8

Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

1

02.12.2014


9

Способы урегулирования и профилактика конфликтов

2

09.12.2014

16.12.2014


Мир моих чувств и эмоций

10

«Мое имя»

1

23.12.2014


11

«Мое настроение»

1

30.12.2014


12

«Мои чувства и эмоции»

1

20.01.2015


13

«Как выразить негативные эмоции: злость, обида»

1

27.01.2015


14

«Как выразить негативные эмоции: страх, вина, стыд».

1

03.02.2015


15

«Мимика и жесты»

1

10.02.2015


«Познаю себя»

16

«Я-неповторимый человек»

1

17.02.2015


17

«Как стать прилежным и старательным»

1

24.02.2015


18

«Мои достоинства»

1

03.03.2015


19

«7 моих Я»

1

10.03.2015


20

«Что знают обо мне окружающие?»

1

17.03.2015


21

«Посеешь характер-пожнешь судьбу»

1

07.04.2015


22

«Мои недостатки»

1

14.04.2014


23

«Как превратить недостатки в достоинства»

1

21.04.2015


24

«Я глазами других людей»

1

28.04.2015


25

«Мы все разные»

1

05.05.2015


26

«Мой класс-мои друзья»

1

12.05.2015


27

«Я и семья»

1

19.05.2015


28

Что мы узнали и чему научились

1

26.05.2015


Информационно-методическое обеспечение


  1. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5 - 9 классы : практические занятия, тренинговые задания / авт.-сост. О.А.Уварова. - Волгоград : Учитель, 2014.

  2. Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта / Е.В.Лукманов // Справочник заместителя директора школы. - 2008. - №5.

  3. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе / И.В.Стишенок. - СПб. : Речь, 2011.

  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практ. Пособие : в 4 т. Т.2 / К.Фопель; [пер. с нем.] - М., : Генезис, 1998.

  5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1988.

  6. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.

  7. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.

  8. Интернет-ресурсы










© 2010-2022