«Поощрение и наказание – две стороны одной медали»

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание.

Тема «Поощрение и наказание - две стороны одной медали»

Цель: профилактика жестокого обращения с детьми в семьях.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

3. Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.

4. Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье.

1. Приветствие. Постановка цели мероприятия

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются полукругом.

- Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу встречу и то, что вы пришли говорит о том, что вам не безразлична судьба ваших детей. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, кругу. Тема нашей сегодняшней беседы «Поощрение и наказание- две стороны одной медали».

Поощрение и наказание - это две стороны одной медали, имя которой «Воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания. Но прежде чем приступить к нашей с вами беседе, я предлагаю вам выполнить одно простое упражнение, которое называется «Подари улыбку».

Упражнение «Подари улыбку»

Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

- Спасибо вам за то, что вы искренне улыбались друг другу и мне! Очень приятно иметь общение с улыбающимся человеком.

2 . Основная часть

2.1. Упражнение «Погружение в детство»

- Вот в такой доброй и теплой атмосфере и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека- о наших детях. Но, к сожалению, в повседневной суете, наших проблемах, мы часто забываем о чувствах наших детей, о том, что они нуждаются в нашем внимании. А ведь и вы совсем недавно сами были детьми. У вас были мамы и папы, бабушки и дедушки. И как часто, когда на душе хорошо или плохо, вы хотите оказаться снова там…., в детстве. Рядом с любящими родственниками и лучшими друзьями! Хотите снова туда? В Детство? А попробую вам помочь.

(Звучит тихая, легкая музыка - «Ветер перемен»).

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство - в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы - откроете глаза.

(Выдерживается пауза)

Рефлексия

- Удалось ли оказаться в детстве?

- Опишите свое состояние.

- Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас?

- Что для вас значит «надежное плечо»?

- Были ли у вас такие ситуации, когда вы теряли поддержку близкого человека?

- Что вы чувствовали?

- Что хотелось вам сделать в этой ситуации?

2.2. Выступление на тему «Поощрение и наказание - две стороны одной медали»

Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким. Значит, принуждение и поощрение, как методы воспитания, не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются.

Нужно ли вообще поощрять и наказывать детей? Разве он должен быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным?

И все же поощрения и наказания нужны, только применять их надо умело. К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только поощрением и наказанием. Эти родители, можно сказать, действуют методом "кнута и пряника", они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения.

Упражнять ребенка в правильном поведении надо с самого раннего возраста. Воспитывать - значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания.

«Но что делать, если дети не выполняют требований?» - такой вопрос часто задают родители.

Предъявляйте требования с самого раннего возраста, постоянно увеличивайте круг требований, усложняйте обязанности ребенка, осуществляйте контроль. Когда ребенку нужна помощь - оказывайте ее. В этом надежная гарантия того, что у ребенка не выработается опыта непослушания. Добившись послушания, важно установить правильное взаимоотношение с детьми. Предъявляемое требование должно быть посильным, иначе это не будет выполнено ребенком, а это приводит к непослушанию. И главное, будьте достойным примером для своего чада.

Многие родители склонны воспитывать и поучать своего ребенка в стиле - делай, как я говорю или, что тебе было сказано. К сожалению, многие родители уверены, что ребенок просто обязан выполнять их приказы. Именно приказы, а не просьбы. Между тем, ребенок не армейский солдат и подчиняться приказам не должен. Кроме того, такая манера воспитания наносит вред психике ребенка и разлаживает семейные отношения.

Внешне выполнив указание родителей, ребенок будет считать, что они все равно не правы. Со временем все приказания и указания мамы и папы ребенок будет воспринимать с крайней степенью неприязни. С этого момента в отношениях «отцов и детей» начинает зарождаться отчужденность. Метод принуждения к выполнению того или иного действия оказывает влияние на становление детского характера. Ребенок начинает лгать и увиливать, скрываться под личиной безразличия к родителям. Однако в душе ребенку далеко не все равно - родительские приказы причиняют ему боль.

Основным методом воспитания, должно быть грамотное убеждение. Для того чтобы убедить в чем-то ребенка, необходимо слушать и слышать его, приводить примеры, доказывающие правоту родителей. При этом необходимо соблюдать этику - «сказал сам, дай сказать собеседнику». Только таким способом можно дать ребенку понять, что родители хотят ему добра. Важную роль играет правильный баланс между поощрением и наказанием детей. При этом один родитель не должен быть только «кнутом», а второй только «пряником».

Что же касается телесных наказаний - то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности. А ребенок испытывает обиду к родителю, воспринимая себя жертвой в этой ситуации. Он не понимает, за что его избил родитель. Конечно же, в этой ситуации было бы куда полезнее объяснить ребенку, в чем он провинился, поговорить с ним. Но ребенок может так, же и привыкнуть к этим разговором, продолжая совершать «дурные» поступки. Поэтому ребенка необходимо наказывать, но, ни в коем случаи не физически. Надо поставить перед собой задачу, как "очеловечить" наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства. Как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.

2.3. Обратная связь

- Давайте попробуем вместе вывести правила «Правильного наказания»

(ответы родителей)

2.4. Правила наказания ребенка

(Психолог зачитывает правила и спрашивает у родителей, как они понимают изречение)

- На этот вопрос нам отвечает традиционная классическая педагогика.

1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).

Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

- Наверняка у вас были случаи, когда вы наказали своего ребенка не справедливо (сорвались, были не в духе, кто-то вам испортил настроение и пр.).

- А что вы испытывали сами в этом случае? Или позже, когда успокоились и осознали, что наказали ребенка несправедливо?

- Вот видите, не только было больно вашему ребенку, но и очень больно вам! Стоит ли это того? Физическая боль ребенка прошла, а душевная?

2. Сочетать наказание с убеждением.

Именно через проникновенное слово родителя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.

- Как вы думаете? Легко ли в чем-то кого-то убедить?

- Предлагаю поиграть. Игра называется «Суперомолаживающий крем для лица»

Цель игры:

- Скажите, легко ли вам было убеждать других людей? (Нет)

- Вот так же в случае и с наказанием. Подобрать нужные важные слова, чтобы вас понял другой человек, а в данном случае ваш ребенок, очень сложно. Легче надавать подзатыльников, заставить ребенка плакать, биться в истерике, чем убедить! НО, подумайте снова о той душевной боли, которая останется!

«Простить можно, забыть - никогда!»

3. Отсутствие поспешности в применение наказания.

Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.

- Как часто бывает так, что мы наказываем наших детей, не выявив настоящей причины того или иного поступка ребенка. Часто наши дети страдают от того, что ругается учитель, сосед, чей-то другой родитель. И мы, прекрасные родители, стараясь показать тем другим взрослым людям, что своего ребенка воспитываем в лучших традициях нравственного воспитания, начинаем его ругать, не разобравшись до конца, а что же произошло на самом деле?! А может быть, дите и не виновато совсем? А может быть, он поступил по совести, а взрослый человек нет!?

- Бывали у вас такие случаи? Может быть кто-то поделится своим опытом?

4. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.

- Как вы думаете, какие меры до самого наказания можно применять?

(Уговоры, договоры, убеждения).

5. Наказание должно быть строго индивидуализировано.

Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого - категорического требования, а третьему просто необходим запрет.

- А вы знаете, какой метод наказания действенен именно для вашего ребенка? (Опрос каждого родителя)

- Приятно, что вы знаете, каким образом повлиять на ваших детей, не прибегая к наказанию!

6. Не злоупотреблять наказанием.

- Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае - зачем оно?

2.5. Советы «Как поощрять ребенка»

Поощрение - один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к послушанию.

Каждый воспитательный прием, как лекарство, может приносить пользу, а может - вред. Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным.

Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел выполнить какие-то нелегкие для него требования.

Если поощрение не сочетается с разумной требовательностью, оно теряет свою положительную силу воздействия на человека.

-А как вы считаете поощрения необходимы в воспитании детей?

И все-таки поощрения детям нужны. Лучше всего, если они не носят материального характера.

1. Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя ждать как по расписанию.

2. Она должна быть конкретной, за конкретное дело. Хвалить следует так, чтобы в похвалу верилось.

3. Подарки детям - одно из важнейших средств поощрения детей, проявление любви, заботы. Своим подарком взрослые стараются доставить радость. Для детей начальной школы подарки следует выбирать такие, из которых им придется что-нибудь сделать, приложить фантазию: чтобы это было запоминающимся моментом. Предпочтительнее покупных подарков - подарки сделанные своими руками. Можно создать семейные традиции праздновать успех ребенка семейным чаепитием с испеченным домашним пирогом, поездка на рыбалку, отдых на природе.

Но очень частые поощрения ребенка по всяким пустякам, приводит к тому, что вы постепенно приучаете ребенка к тому, что все его действия будут награждаться извне. Приучив ребенка к регулярным наградам, родители воспитывают в своем ребенке потребителя. Многие родители очень любят восхищаться своим чадам по любому поводу это приводит к тому, что дети верят в свою исключительность, что приводит к детскому эгоизму, неадекватно завышенной самооценки.

Хваля или обзывая ребенка, взрослый как бы дает ему свою оценку тем самым приучая свое чадо уже, будучи взрослым, зависеть от оценки окружающего его общества. Старайтесь делать перенос (мне очень нравиться, что ты сделал, это очень хороший поступок и т. д.)

2.6. Обратная связь

- Теперь давайте попробуем вместе вывести правила «Правильного поощрения»

(ответы родителей)

2.7 Правила поощрения ребенка

1.Похвала - это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение. Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал

-А как вы хвалите своего ребенка?

Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время), а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это».

2.Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту.

3.Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например: «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку».

4.Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить, разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на пол часа позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

5.Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества - подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

До новых встреч!





© 2010-2022