Программа внеурочной деятельности Как подружиться со школой (5 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 1 имени адмирала Алексея Михайловича Калинина»

Программа внеурочной деятельности Как подружиться со школой (5 класс)



Программа

внеурочной деятельности

«Как подружиться со школой»

для 5 классов

Разработчик: педагог-психолог М.Е. Зайцева

















Шексна

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………..стр.3

  2. Содержание программы внеурочной деятельности…………. стр.10

  3. Тематическое планирование…………………………………….стр.11

  4. Описание материально-технического обеспечения ………… .стр. 14

  5. Литература……………………………………………………….стр. 15











Пояснительная записка.

Переход учащихся из начальной школы в пятый класс - это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Поэтому программа «Как подружиться со школой» направлена на успешную адаптацию пятиклассников.

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС и рассчитана на 1 год. Составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г № 1089.

  2. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Учебного плана МОУ «Школа № 1 им. адмирала А.М. Калинина»» 4.

  4. Образовательной программы МОУ "Школа №1 имени адмирала А.М. Калинина".

  5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МОУ «Школа № 1 им. адмирала А.М. Калинина».

  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Цель программы - создание и поддержание психологических условий для адаптации учащихся при переходе в среднее звено школы.

Задачи:

  1. Изучение уровня адаптации учащихся (изучение психоэмоционального состояния учащихся, уровень тревожности, мотивация).

  2. Формирование у учащихся адекватной самооценки, положительное отношение к себе и другим.

  3. Формирование способности к самопознанию и саморазвитию.

  4. Снижение уровня тревожности учащихся при переходе в 5 класс.

  5. Формирование умения выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

  6. Создать условия для сплочения класса.

Принципы, которые позволяют достичь поставленные задачи:

-принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

-принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания программы на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

-принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели.

- принцип активности ребенка;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия.

-принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом - полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.

-принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.

-принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал.

-принцип психологической безопасности.

Актуальность программы «Как подружиться со школой» состоит в том,

изменившиеся условия учения в пятом классе предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, и к степени сформированности у них определенных учебных знаний, умений и навыков, и к уровню произвольности, способности к самоконтролю, саморегуляции, коммуникативным навыкам.

В 5 классе у ребят появляется новый классный руководитель, новые сложные учебные предметы, много новых учителей-предметников, и каждый учитель предъявляет свои требования.

Меняется и социальная роль ученика, он становится учащимся среднего звена школы: это более высокие требования к самоконтролю, большая ответственность, осознанное отношение к учению.

В этот период начинают происходить существенные изменения и в психике ребенка, связанные с переходом из детства в отрочество, когда характер общения со сверстниками во многом определяет эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, а возникающее «чувство взрослости» становится основным в отношениях с миром. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов в учебе - все это может стать стимулом для саморазвития или негативно отразиться на самоуважении подростка и стать помехой при формировании личности.

Переживания школьников, связанные с этими изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто ребята даже не смогут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом в развитии.

Поэтому, наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего сопровождения. В соответствии с чем, психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса, что и предполагает программа внеурочной деятельности «Как подружиться со школой».

Программа подразумевает одно занятие в неделю в параллелях 5-х классах. Длительность занятия - 1 час. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий для 5-х классов.

В основе программы внеурочной деятельности «Маленькими шагами к будущей жизни» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- достижение планируемых результатов освоения внеурочной деятельности программы «Как подружиться со школой», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методы и приемы, используемые при изучении программы:

Диагностика уровня адаптации учащихся.

Игра - психологический метод, с помощью которого подростки могут учиться при помощи игрового пространства осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими, как инструмент познания.

Организационно-деловая игра - построена на принципе моделирования различных школьных ситуаций. Цель - выработка наиболее эффективных решений.

Психологическое занятие - насыщает картину мира подростка психологическим содержанием, делает мир более понятным.

Психологический тренинг (использование элементов тренинга) - форма активного обучения, позволяющая учащемуся «самоформировывать» навыки и умения строить социальные межличностные отношения, анализировать возникающие ситуации со своей позиции и с позиции другого человека, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

Тест - это инструмент диалога.

Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса (круглый стол, дебаты).

Ролевые методы - предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.

Формы проведения занятий:

-индивидуальная работа;

-работа в паре;

-групповая работа;

-коллективная работа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Как подружиться со школой».

Особенность внеурочной деятельности по программе «Как подружиться со школой» заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут способствовать успешной адаптации детей, а соответственно и лучшему усвоению школьной программы.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

- учащиеся получат возможность для формирования внутренней позиции школьника;

- формирование ответственного отношения к учению;

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами освоения программы являются следующие знания и умения:

- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;

- знание правил работы в тренинговой группе;

- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;

- умения вести конструктивный диалог;

- умение определять жизненные цели и задачи.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.

Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:

· профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации;

· улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;

- вести конструктивную беседу;

Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время занятия (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения.

Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

-свои возрастные особенности;

-понятие личность, индивид, индивидуальность;

- об уникальности внутреннего мира каждого;

-о способах ведения конструктивного диалога;

Учащиеся смогут узнать:

- о способах поведения в трудных ситуациях;

-о понятиях уверенность» и «уважение»;

- анализировать поступки других людей и свои собственные.

Учащиеся смогут научиться:

-анализировать собственные потребности и цели.

Содержание программы внеурочной деятельности «Как подружиться со школой».

Занятие № 1: «Входная психолого-педагогическая диагностика ».

Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской в 5 классах. Тест школьной тревожности Филлипса. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Опросник общего эмоционального отношения к школе. Анкета пятиклассника. Самооценка Дембо-Рубинштейн.

Занятие № 2: «Вводное занятие. Знакомство, снятие эмоционального напряжения».

Подготовка и настрой детей на еженедельные занятия. Снятие эмоционального напряжения. Знакомство и привыкание к ведущему занятий.

Занятие № 3: «Игра «Классная поездка»».

Знакомство с графическими способами представления информации. Получение навыков проектной деятельности, развитие группового взаимодействия.

Занятие № 4, 5: «В гармонии с миром и самим собой».

Создание у ученика мотивации на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии и уверенности в себе.

Занятие № 6: «Самооценка и я».

Что такое самооценка? Исследование своей самооценки. Способы и приемы для адекватной самооценке. Просмотр видеоролика. Обсуждение в группах.

Занятие № 7: «В мире дружбы».

Создание собственных правил группы. Сплочение класса. Рефлексия собственных качеств, необходимых для дружбы.

Занятие № 8. «Настроение, с которым я иду в школу».

Что такое настроение. Способы и приемы самоконтроля и саморегуляции. Снятие эмоционального напряжения. Релаксация.

Занятие № 9: «Путешествие в волшебную страну».

Сплочение коллектива, создание позитивной эмоциональной атмосферы в классе, развитие познавательной деятельности. Профилактика проблем адаптации; мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активность и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Занятие № 10: «Мои страхи и как с ними бороться».

Коррекционно-развивающее занятие на преодоление разных страхов. Страх ситуации проверки домашних заданий, страх отвечать перед классом. Как справиться со своим страхом.

Занятие № 11: «Правила здорового сна».

Знакомство с особенностями сна, с правилами продуктивного сна. Значение продуктивного сна для растущего и развивающегося организма. Сон - способ накопления затраченной энергии.

Занятие № 12: «Промежуточная диагностика».

Отслеживание динамики формирования и развития УУД у учащихся 5 класса. Отслеживание уровня адаптации учащихся. Анализ результатов.

Занятие № 13: «Как научиться учиться».

Овладение приемами учебной работы. Создание условий для развития положительной мотивации к учению. Игра «Может и должен». Работа с памяткой («Пять «П»»). Обсуждение результатов.

Занятие № 14: «Что нам может помешать? Ошибки в организации своего времени».

Осознание учениками наличия дополнительных факторов, обеспечивающих успешность в организации рабочего времени. Организованность - одна из важных черт личности, влияющая на успешность в работе и общении. Психологический практикум: опросник «Организованный ли ты человек?», обсуждение результатов. Работа по карточкам в режиме групповой работы.

Занятие № 15: «У тебя все получится!».

Отработка навыков уверенного поведения в условиях класса, школы. Методика «Играем в театр» (важно проигрывание этюдов неуверенных, зажатых учеников).

Занятие № 16: «Книга мудрецов 5 класса».

Актуализация субъектного опыта, полученного в период адаптации. Выявление проблемных зон, прояснение ожиданий и тревог в жизни пятиклассников, сравнение их с личным опытом, полученным в 4 классе. Принятие статуса пятиклассника. Оформление «Книги мудрецов».

Занятие № 17: «Наука отдыхать».

Осознание учащимися необходимости правильного и эффективного отдыха. Групповая работа с карточками.

Занятие № 18: «Секреты восприятия информации».

Осознание учениками многоканальности восприятия окружающего мира. Типы систем восприятия. Опросник «Ведущая репрезентативная система». Представление летнего дня у моря.

Занятие № 19, 20, 21: «Секреты нашей памяти».

Осознание учащимися сложности процесса памяти и его взаимосвязи с другими компонентами психики человека. Техники запоминания. Беседа по проблемному вопросу: «Зубрежка - это хорошо или плохо?». Тренировка разных видов памяти. Тренинг по развитию памяти.

Занятие № 22, 23: «Учимся сравнивать!».

Осознание учениками важности умения сравнивать параметры одного или разных предметов. Отработка учащимися приемов сравнения на конкретных примерах.

Занятие № 22, 25: «Учимся обобщать!».

Осознание учащимися важности умения выделять и разграничивать существенные и несущественные признаки предмета. Выполнение упражнений на отработку умений выделять существенные и несущественные признаки предметов.

Занятие № 26: «Хочу вырасти здоровым человеком».

Основы здоровьесберегающей деятельности. Основы здорового образа жизни. Здоровье - залог успеха. Видеоролики о здоровье. Дискуссия на тему «Здоровье - это модно». Профилактика курения, употребления психоактивных веществ.

Занятие № 27: «Готовим устные и письменные задания. Правила подготовки».

Отработка навыков приготовления домашних заданий. Беседа на тему: «Для чего учитель задает домашнее задание».

Занятие № 28: «Права и обязанности пятиклассника».

Составление и обсуждение прав и обязанностей пятиклассника, зафиксированных на ватмане. Игра: «Моя роль».

Занятие № 29: «Уважение другого человека - это важно».

Формирование значимости собственного «Я». Подведение учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.

Занятие № 30: «Общение в жизни человека».

Диагностика качеств, определяющих успешность общения. Диагностика эмпатии. Беседа: «Что значит сочувствовать человеку?». Составление портрета человека, умеющего общаться.

Занятие № 31: «Приемы медиации. Способы разрешения конфликтных ситуаций».

Знакомство с видами конфликта. Проигрывание конфликтных ситуации. Способы ведения конструктивного переговоры. Выход из конфликта.

Занятие № 32: «Мое будущее».

Знакомство с профориентацией. Игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны». Видеоролик 20 самых опасных профессий в мире.

Занятие № 33: «Выходная диагностика».

Мониторинг диагностического исследования в конце занятий с целью выявления результативности курса, а также с целью разработки дальнейших вариантов психологического сопровождения учащихся (как индивидуальных, так и групповых).

Занятие № 34: «Заключительное занятие».

Подведение итогов. Обратная связь.

Тематический план для 5 класса.

Тема

Количество часов

1.

Предварительное занятие. Входная диагностика.

1

2.

Вводное занятие. Знакомство, снятие эмоционального напряжения.

1

3.

Игра «Классная поездка»

1

4.

В гармонии с миром и самим собой

2

5.

Самооценка и я.

1

6.

В мире дружбы.

1

7.

Настроение, с которым я иду в школу.

1

8

Путешествие в волшебную страну.

1

9.

Мои страхи и как с ними бороться

1

10.

Правила здорового сна

1

11.

Промежуточная диагностика

1

12.

Как научиться учиться.

1

13.

Что нам может помешать? Ошибки в организации своего времени.

1

14.

У тебя все получится!

1

15.

Книга мудрецов

1

16.

Наука отдыхать

1

17.

Секреты восприятия информации

1

18.

Секреты нашей памяти

3

19.

Учимся сравнивать!

2

20.

Учимся обобщать!

2

21.

Хочу вырасти здоровым человеком!

1

22.

Готовим устные и письменные домашние задания. Правила подготовки.

1

23.

Права и обязанности пятиклассника

1

24.

Уважение другого человека - это важно!

1

25.

Общение в жизни человека

1

26.

Приемы медиации. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

1

27.

Мое будущее.

1

28.

Выходная диагностика

1

29.

Заключительное занятие.

1

Всего: 34 часа

Материально - техническое обеспечение

  • Компьютер,

  • Проектор,

  • Интерактивная доска,

  • Фотоаппарат,

  • Аудиовизуальная техника.












Список литературы.

  1. Афанасьева Н.В., Крылова Т.А., Загоскина Т.В. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению к средней школе. - Вологда, 2008 г.

  2. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008 г.

  3. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности /Под ред. И.А. Баевой. М.: Нестор-история, 2011.

  4. Возняк И.В., Узянова И.М., Лебедева С.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС, Волгоград, 2014 г.

  5. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. - СПб: Питер, 2009.

  6. Гришкова Т.Н., Меркулова Т.В. Программа адаптационных занятий. - Вологда, 2008 г.

  7. Дубровский Р.Г. Взрослеем правильно! О вредных привычках для молодежи и взрослых. -СПб.: ЦМИК, 2014.

  8. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008 г.

  9. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. - СПб.: Питер, 2011.

  10. Луценко Т.В. Коррекционно-развивающая программа психологической поддержки неуспевающих подростков "Путь к успеху".

  11. Сомова Н.Л. Программа курса факультативных занятий «Как подружиться со школой». - Вологда, 2008 г.




© 2010-2022