Занятие Секреты нашей памяти

Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие: "Секреты нашей памяти"

с использованием технологии РКМЧП

Задачи:

1) Сформировать у учащихся представления о памяти, видах памяти, определить причины, влияющие на продуктивность памяти.
2) Показать некоторые приемы запоминания и развития памяти.

Начало классного часа сопровождается музыкой. Подбор музыкальных произведений имеет большое значение для создания благоприятной обстановки и хорошего настроения. Для этого рекомендуется использовать классические произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха, Ф. Шопена, Л. Бетховена и другие. На данном занятии был использована музыка из произведения И. С. Баха "Шутка".

Перед началом работы дети делятся на 3 группы, выбрав любой лепесток (приём «Зигзаг»)

Предлагаю поиграть в игру «Вспомни и назови»
- Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Слушайте внимательно.
1. Что отдал за фант Жуков Данил в ДДТ?
2. Кто выиграл в конкурсе «Ха-Ха» в ДДТ в субботу?
3. Какое блюдо было вчера в школьной столовой на обед?
4. В какой день недели у нас по расписанию урок обществознания?

Молодцы! Хорошо справились с заданием. А что вам нужно было сделать, чтобы правильно ответить на мои вопросы? (вспомнить). Что же помогает человеку запоминать события, явления, информацию? (память)

Память - важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные явления, события, предметы. Люди всегда придавали памяти большое значение, т.к. без памяти человек не смог бы выжить.
Как вы думаете, на что похожа наша память? С каким предметом ее можно сравнить? (ответы детей). Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком, шкатулочкой, пленкой в магнитофонной кассете, диском. (демонстрирую все предметы)
Когда мы хотим что-то запомнить, то сначала фиксируем это, т. е как бы кладем в сундучок (показываю), потом память сохраняет самое важное и нужное, т.е. накрепко закрывает сундучок на замок. (показываю). А при необходимости мы извлекаем из памяти то, что запомнили, т.е. открываем наш волшебный сундучок.
Итак, наша память это:
- запоминание
- сохранение

- воспризведение

- забывание.

Память - это сохранение в сознании прошлого опыта и последующее воспроизведение его в любой момент. Память не включается, если вы невнимательны. Когда у человека напряжено внимание, он вслушивается, всматривается, стараясь не пропустить ни одной детали, ни одного слова.

УПРАЖНЕНИЕ 1.Приём "Верные и неверные утверждения". Суть заключается в том, что в начале урока даётся ряд утверждений, ученики должны оценить как верные, так и неверные ответы и обосновать свой выбор.

Факты о памяти

  1. Человеческий мозг способен хранить по компьютерным меркам от 1 до 7 млн. мегабайт информации.

  2. Есть ли память у новорожденного? Такой вопрос долгие годы тревожил врачей и ученых всего мира. Ведь многие ошибочно полагали, что человек рождается с чистой памятью. Но многочисленные исследования показали: на 20 неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.

  3. Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Разница лишь в том, что она пока не развита.

  4. Память и ее свойства напрямую зависят от профессии человека. Она действительно лучше у дикторов, преподавателей, ученых, актеров. Ведь этим людям приходится запоминать большое количество текста, постоянно повторять его и изучать что-то новое.

  5. Наполеон читал со скоростью 2 тысячи слов в минуту. Для сравнения: большинство образованных современных жителей планеты - лишь 180-220. При этом уровень запоминания и понимания текста при быстром чтении выше.

  6. Забывать - полезно. Чем быстрее вы забудете старую ненужную информацию, тем лучше и быстрее запомните новую. Существуют даже специальные тренинги, направленные на блокировку старой информации. Достаточно 20 попыток, чтобы избавиться от нежелательных воспоминаний.

  7. У людей-жаворонков продуктивность памяти максимальна с 8 до 12 утра, а у сов - с 8 до 12 вечера

На доске вывешивается плакат: "Виды памяти".

Занятие Секреты нашей памяти

УПРАЖНЕНИЕ 2. Приём «Зигзаг». Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Группам выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Китайская мудрость гласит: "Память - это лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед, пока ты гребешь. Как только перестал грести, тебя тотчас же унесет назад"

Человек получает информацию через различные органы чувств, и соответственно память классифицируют по преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая и двигательная.

Какой орган чувств дает больше всего информации об окружающем нас мире?

90 % информации мы получаем с помощью зрительного анализатора, следовательно, у большинства людей лучше развита зрительная память. Когда мы видим предмет, который уже раньше воспринимали, мы узнаем его. Мы можем не только узнавать предмет, мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но видели и знали его раньше. Это процесс воспроизведения. Воспроизводятся не только предметы, но и наши мысли, чувства, переживания, желания и фантазии.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Тест на зрительную память: узнавание абстрактных фигур

В течение 30 сек. учащиеся смотрят на рис. 1 через 2 мин. на рис. 2 отмечают те фигуры, которые узнали. Проверяют себя, сравнив фигуры.

Занятие Секреты нашей памятиЗанятие Секреты нашей памятиЗанятие Секреты нашей памятиЗанятие Секреты нашей памяти

Рис 1.

Занятие Секреты нашей памятиЗанятие Секреты нашей памятиЗанятие Секреты нашей памятиЗанятие Секреты нашей памяти

Занятие Секреты нашей памятиЗанятие Секреты нашей памятиЗанятие Секреты нашей памятиЗанятие Секреты нашей памяти

Рис. 2

Как вы считаете для чего нам необходима механическая память? Механическая память построена на многократном повторении запоминаемого материала и нужна нам для заучивания стихов, формул, дат, таблицы умножения и т. п.. Заучивая наизусть, даже бессвязный текст, мы, так или иначе, пытаемся построить смысловые связи.

Учащимся предлагается упражнение на запоминание не связанных между собой слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица. Один из способов запоминания состоит в создании условной логической связи между ними. В определенных случаях эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но весьма яркой с точки зрения представлений. Для этого построим с учащимися условно-логическую цепочку следующего вида: "Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу". С помощью такого приема можно запомнить до 30 слов при многократном повторении.

Задания группам: КРОЛИК, МЕСЯЦ, ШАПКА, МОРКОВЬ, ВЕТЕР.

Кратковременная память человека способна сохранять информацию в течение 20-30 сек. Как только процесс восприятия прекратился, информация тут же бесследно исчезает. Управлять этой памятью мы не в состоянии. За эти 20-30 сек. человек как бы решает для себя, нужна ли ему эта информация и если это так, то за это время успевает перевести эту информацию в другой вид памяти - долговременную. Предельный срок ее - срок жизни. В долговременной памяти находятся знания, умения, навыки.

Свойство памяти - забывание. Одна из наиболее удивительных особенностей нашей памяти заключается в том, что есть тип амнезии, которой страдают все. Практически никто не сможет вспомнить, что с ним происходило в первые годы жизни, хотя именно это время богато опытом. Психологами установлено, что мы вспоминаем события из своего детства, когда нам было три года и более. Давайте и мы с вами попробуем вспомнить что-нибудь хорошее из своего детства, событие, с которым были связаны добрые, счастливые минуты.

УПРАЖНЕНИЕ 5. "Рисунки из детства". Включается легкая классическая музыка и учащимся предлагается выполнить По желанию ребят некоторые рисунки обсуждаются. Они рассказывают о том, что нарисовано, сколько им было лет, и кто с ними был рядом в этот момент, какие чувства и переживания связаны с этими событиями.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Прием «Закончите предложения»

  1. Главнейшая функция, обеспечивающая приобретение новых знаний и лежащая в основе обучения и развития школьника - это память.

  2. Кратковременная память человека способна сохранять информацию в течение 20-30 сек.

  3. Сохранять информацию на часы, недели или даже всю жизнь может долговременная память

  4. Хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых - это слуховая память.

  5. Память , которая в большей или меньшей степени присуща каждому человеку и доминирует над всеми остальными видами памяти на протяжении всей жизни - зрительная.

  6. Память необходимая при запоминании трудных терминов, которые без её участия обыкновенно воспроизводятся в памяти с большими ошибками и искажениями - механическая.

  7. Учебный материал, заученный с помощью логической памяти, воспроизводится не путем механического точного повторения слов книги или учителя, а всегда в форме самостоятельного осмысленного изложения.

Розмарин - одно из лучших средств улучшения памяти. В наши дни проще найти не сам розмарин, а готовое масло. Такое масло является эффективным тонизирующим средством: всего 3-5 капель на аромалампу - и ежедневная подпитка вашему мозгу обеспечена!

Дата рождения оказывает влияние на человеческую память - так считают астрологи. Мы составили «памятный» гороскоп знаков Зодиака.



© 2010-2022