- Преподавателю
- Школьному психологу
- Анализ адаптации учащихся в 1 и 5
Анализ адаптации учащихся в 1 и 5
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 1 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Тургамбеков Н.Н. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Алакольский район Кабанбайская средняя школа №3
Анализ адаптации учащихся в 1 и 5-ых классах.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Приспособление (адаптация) ребенка в школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Это наиболее выражено у первоклассников и учащихся 5-ых классов так как изменившиеся обстановка и условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний и навыков, учебных деиствиий и.т.п.
При проведении исследования учитывались различные факторы характеризующие успешность адаптации, которые можно разделить на факторы позитивной адаптации и факторы дезодаптации (нарушение формирования адекватного поведения, установления контактов с учащимся, учителем, овладение навыками учебной деятельности), а также на процессы физиологической адаптации и психологической адаптации.
В нашем исследовании в результате наблюдения было установлено, что процесс физиологической адаптации детей 1-ых и 5-ых классов соответствует третьему этапу - период устойчивого относительного приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку требующего меньшего напряжения всех систем. (работа медперсонала)
Основными показателями психологической адаптации ребенка в школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимся, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Используя различные методы такие как наблюдение, беседа, анкетирование совместно с классными руководителями были составлены психолого-педагоические карты в которой отражаются 4 сферы: это такие как познавательная сфера, особенности общения и поведения, особенности личностной сферы, особенности системы отношении учащихся к миру и самому себе, характеризующие уровень адаптации учащихся. Анализ всех этих сфер показал, что
50 % - 1 класса и 60% - 5 класса учащихся имеют высокие психолого-педагогические показатели характеризующие высокую адаптацию к учебному процессу, а 30 % -1 класса, и 20 % - 5 класса учащихся имеют средние психолого-педагогические показатели адаптации, и 20 - 1 класса и 20 % - 5 класса имеют низкие психолого-педагогические показатели с этими учащимися совместно с классными руководителями проводим работу коррекционного направления.
Наблюдения за школьниками 1-х классов показали, что социально-психологическая адаптация детей в школе проходит в нужном направлении т. е дети приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
А в 4-ых классах по проблеме преемственности и адаптации, как и в прошлом году составили путем различных диагностических методик психологическую характеристику ученика, которая способствует более компетентному подходу к учащимся со стороны учителей предметников в процессе преемственности.
Для повышения уровня адаптации 1-5 ых классах была проведена диагностика уровня тревожности связанная с адаптационным периодом, по каждым классам имеются матрицы с определением фактора тревожности каждого учащегося. Далее провели коррекционную работу в форме тренинга с учащимися 1-5-ых классов, где дети могли обсудить общие проблемы, возникшие с переходом в 5-ый класс. В целом тренинги были направлены на коррекцию самооценки, уровня притязании сближение коллектива, взаимопонимание, снятие тревожности. Проведенный тренинг дал позитивный результат, это можно было увидеть на лицах самих детей и разговорах между ними.
В целом адаптация детей в школе проходит успешно, благодаря педагогам, которые знают и учитывают в своей работе функциональные особенности состояния организма школьника и его изменения на протяжении урока, учебного дня, недели, и учебного года, строя учебный процесс так, чтобы можно было дать наиболее сложный материал в период оптимума, а требующих меньших усилии тогда, когда меньше сил.
ШПС. Турганбеков Н.Н 15.10.08