Конспект обобщающего занятия по психологии в 1 классе

Тема: «Моё  внимание». Тип урока: Развивающее занятие.  Цель занятия:    – познакомить детей с понятием внимание, с его видами;   Задачи  -  развивать у детей произвольное внимание, произвольную память, наблюдательность; ·         - воспитывать в детях дисциплину, сдержанность, самоконтроль, умение  слушать товарища и учителя. ·         развитие двигательной сферы ребёнка, умения выполнять несколько действий одновременно; ·         развитие мелкой моторики средствами продуктивной деятельности....
Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

...Внимание есть именно та дверь,

через которую проходит все,

что только входит в душу

человека из внешнего мира.

К. Д. Ушинский

Предмет: Психология

Программа: «Я- школьник»

Класс: 1 класс.

Учебник: несколько источников специальной литературы..

Тема: «Моё внимание».

Тип урока: Развивающее занятие.

Цель занятия: - познакомить детей с понятием внимание, с его видами;

Задачи - развивать у детей произвольное внимание, произвольную память, наблюдательность;

  • - воспитывать в детях дисциплину, сдержанность, самоконтроль, умение слушать товарища и учителя.

  • развитие двигательной сферы ребёнка, умения выполнять несколько действий одновременно;

  • развитие мелкой моторики средствами продуктивной деятельности.

  • развитие коммуникативных навыков.

  • формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, мягкая игрушка, для детей - цветные карандаши, бланки к упражнениям.

Ход занятия:

Организационный момент

-Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии. Сегодня - самый важный день на планете Земля ! Хочется всем улыбнуться и произнести: «Мороз и солнце, день чудесный !» Поприветствуйте наших гостей разными способами : наклоном головы, улыбнитесь им. Спасибо!

(Слайд 2) "Интеллектуальная разминка".

В качестве разминки я предлагаю ответить вам на следующие вопросы:

  • Сколько дней в неделе?

  • Какое число больше? 7 или 9

  • Назови день недели после воскресенья?

  • Назови дни недели, в названии которых есть звук [с]

  • У собаки есть шерсть, а что есть у рыбы?

  • Вилка, тарелка, кастрюля… назови одним словом?

  • Яблоко, груша, помидор, банан… что лишнее?

(Слайд 3) Упражнение "Мой любимый фрукт".

(Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания). Ученики класса представляются по очереди, передавая мягкую игрушку друг другу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт. После того, как последний назовет свое имя и любимый фрукт, педагог задает вопросы всему классу:

  • Какой любимый фрукт у Сережи?

  • Кто из ребят назвал яблоко? И т.д.

-Молодцы! Вы внимательно слушали друг друга.

Основная часть.

-Я хочу вам рассказать старинную историю ,которая произошла в далёкой стране Индия

Притча (Слайд 4)

«Магараджа выбирал себе министра. Он возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их окликали, пугали, отвлекали, и они проливали. "Это не министры", - говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни пугания, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. "Стреляйте!" - крикнул повелитель. Стреляли, но и это не помогло. "Это министр!" - сказал магараджа. "Ты слышал крики?" - спросил он его. "Нет!" - "Ты видел, как тебя пугали?" - "Нет. Я смотрел на молоко". "Ты слышал выстрелы?" - "Нет, повелитель! Я внимательно смотрел на молоко"».
- Вы поняли , о чем у нас сегодня пойдет речь? (Выслушать все ответы учеников).

Формулирование темы и целей урока (Слайд 5.)

- Правильно, мы сегодня будем говорить о внимании

- Кто-нибудь знает, что такое внимание? (это сосредоточенность на чем-то)

-Внимание - один из самых важных психических процессов.

- Внимание бывает различных видов, но мы познакомимся только с двумя из них.

- Хлоп. Вы все обернулись. Значит, что-то привлекло ваше внимание. Это будет непроизвольное внимание, т.е. это сосредоточение на чем-то интересном вам.

- Ребята, посмотрите на доску. Я своим голосом привлекла ваше внимание. Это уже произвольное внимание, т.е. вы, приложили какие-то усилия, чтобы посмотреть на доску, как сказал учитель. (Слайд 6)

Именно произвольное внимание нужно на уроках.

- А зачем нам нужно внимание? (чтобы слушать то, что говорит учитель, хорошо учиться)

- Итак, что же такое внимание? (сосредоточение на чем-то)

- Какие виды внимания вы узнали? (произвольное, непроизвольное)

- Что такое непроизвольное внимание? (сосредоточение на чем-то интересном)

- А произвольное? (внимание под руководством учителя или кого-то еще)

- Сейчас я проверю, как вы готовы внимательно работать дальше.

- Это какое внимание? (произвольное)

В основе внимания лежит интерес. Вам интересно, какое следующее задание?

Упражнение . «Мы самые внимательные!» ( Слайд 7)

а. Я буду называть ряд слов. Если вы услышите название растения, то хлопните один раз в ладоши. Приготовили ладоши. Внимание. Начали.

- Окно, кактус, телевизор, ромашка, мать-и-мачеха, линейка, тумбочка, карандаш, гладиолус, часы, медуница, коробка, одеяло, роза, клен, собака, шиповник, календарь, пароход, картошка, каштан, дуб, стол, комната, липа, шкаф, фартук, фундук, береза, доктор, тополь.

б. Теперь задание посложнее. Вам нужно будет узнать животных. Если вы услышите название животного, вам надо будет встать. Внимание. Начали.

- Корова, папоротник, самовар, бегемот, шмель, подушка, лягушка, пол, ворона, штора, кобра, пуговица, ящерица, воробей, осьминог, ковер, карточка, стул, швабра, еж, кактус, банка, обезьяна, синица, бабочка, парафин, дельфин, кнопка, акула, куртка, барсук, камыш, мышь, дом, слон, мальчик, тушканчик, конфета, жираф, леопард.

в. Задание усложняется. Теперь, когда я буду называть растения. Что вы будете делать? (хлопать) А если животное? (вставать) Внимание . Начали.

- Колокол, колокольчик, бант, корова, акула, табуретка, пипетка, аист, гвоздика, подснежник, береза, ручка, божья коровка, волосы, пчела, волк, холодильник, олень, сирень, ландыш, окно, дом, дятел, свитер, тарелка, шнур, кобра, обезьяна, пион, одеколон, дверь, воробей, журавль, книга, сторож, ласточка, бревно, грач, осина, стекло, кузнечик, кошка, палка, галка, фиалка.

Оцените свой результат.

Победителям дарим аплодисменты.

Что же помогло ребятам выиграть в этой игре? (Выслушиваются ответы детей).

Сделаем вывод: что же значит быть внимательным - быть сосредоточенным на нужном деле.

(Слайд 8) Упражнение "Поросята" детям раздаются бланки

А теперь, когда вы уже знаете, что значит быть внимательным, проверим, умеете ли вы быть такими? Ребята, посмотрите на доску, здесь изображены поросята. Пока ничего писать не нужно. Рассмотрите, чем отличаются поросята. (Поиск различий вместе с педагогом). После этого дается инструкция 1: "Найди и зачеркни всех поросят, только веселых с двумя ушками и без челки".

После выполнения задания ребята обмениваются бланками с соседом по парте для проверки ошибок друг у друга.

Инструкция 2: "Найди и подчеркни всех поросят, только у которых одно правое ушко, нет челки и при этом он веселый".

После выполнения задания ребята опять обмениваются бланками с соседом по парте для проверки ошибок друг у друга.

Физминутка

А сейчас мы поиграем в игру «Кто самый внимательный?»(Слайд 9)

Играем только один раз.

Вызвать к доске 2 ребёнка, перед ними на столе положить приз. Психолог объясняет, что приз достанется тому, кто окажется самым внимательным. Играем честно.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери.

-Понятно, когда брать приз?

- На слове «три».

-Правильно. Ну тогда я продолжаю свой рассказ:

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: Раз, два…… марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори.

Разок, другой, но лучше…пять.

Недавно поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж вы приз. Друзья, не взяли.

Когда была возможность взять!

Садитесь. Спасибо!

-Как вы думаете, надо ли тренировать внимание? Правильно. Займёмся тренировкой своего внимания.

(Слайд 10) Будем вместе развивать внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

7. Разделить «склеенные» между собой слова.( Слайд 11)

У учеников такие же задания на листочках

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙ

САМОВАРЛУЧИГРАОКНОМАШИНАУЧЕНИКЛИНЕЙКАОДЕЯЛОСАМОЛЁТПАРТА

8. Найти 10 ошибок в примерах.(Слайд 12)

7 + 3 = 10

9 - 6 = 4

3 + 5 = 7

3 - 3 = 0

10 - 5 = 2

8 - 6 = 3

4 + 5 = 9

6 + 2 = 8

5 - 1 = 4

7 - 3 = 2

9 - 4 = 5

3 + 4 = 8

2 + 7 =10

6 - 1 = 5

10 - 6 = 3

8 - 7 = 2

4 + 2 = 6

9 - 5 = 5

3 + 6 = 9

2 + 3 = 5

9. Вычеркнуть вертикальной чертой буквы А, М, К, З. (Слайд 13)

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР

МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ

ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ

МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ

ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ

ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ

ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ

ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД

СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕ

-Оцените свою работу.

(Слайд 14)...Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.

К. Д. Ушинский

Подведение итогов.(Слайд 15)

-Какие новые знания мы сегодня открыли? Вспомним, с каким процессом мы познакомились?

- Какие виды внимания вы узнали?

- Что больше всего запомнилось, понравилось на занятии?

-Что на уроке было легко?

-Какие трудности были?

-Пригодятся ли вам эти знания в жизни ? В учёбе? А теперь оцените свою работу, выбрав круг соответствующего цвета.

(Слайд 16) Упражнение «Четыре угла»

В углах класса развешиваются картинки ,а дети выбирают какую-нибудь одну и подходят к ней.

  • Красный - получилось все отлично;

  • Жёлтый - старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось сегодня.

  • Синий - не получилось сегодня, получится на следующем занятии.

  • ??? - есть ещё вопросы

Всем спасибо за внимание (Слайд 17)

Литература

  1. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./ Под ред. И.В.Вачкова - М.: Издательств "Ось-89", 2003.

  3. Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. - М.: Глобус, 2008.

  4. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Научно - методическое пособие. - Спб.: КАРО, 2007.

  5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. - М.: "Ось - 89", 2006.



© 2010-2022