Рабочая отчетность План работы педагога-психолога

В настоящее время принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года приоритетной целью психологического обеспечения образования определяет повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики. Являясь принципиально новым документом для отечественной школы, ФГОС представляет собой совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной прогр...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая отчетность

План работы

Педагога-психолога Исмагиловой Любовь Ивановны

на 2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа написана в соответствии с нормативно-правовыми документами регламентирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения:

  1. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28 - 51 - 513/16 по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

  2. Приказ Минобразования РФ от 22.10. 1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

  3. Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373 (ред. 22.09.2011), зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 15785;

  4. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;

  5. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И. В. Возняк и др. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014. - 235 с;

  6. Инструктивное письмо от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 Министерства образования РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

  7. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 г. № 7/1;

  8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  9. Приказ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

  10. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.

  11. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

В настоящее время принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года приоритетной целью психологического обеспечения образования определяет повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики. Являясь принципиально новым документом для отечественной школы, ФГОС представляет собой совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы, которая направлена на становление социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия; сознающего образование как уникальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, развитие и поддержка у каждого участника образовательного процесса субъектной позиции в отношении дела, людей и самого себя.

Направления образования: реализация образовательного потенциала общего среднего образования.

Задачи: обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

В основе деятельности лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Новый ФГОС выделяет в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные компетенции. Заложенный в основу стандарта компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовать свою работу.

При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду образовательных критериев.

В соответствии со стандартом психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечить:

- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

- вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса: системности, целостности и уникальности личности, приоритета личностного развития, целостности, целесообразности и причинной обусловленности, принцип своевременности, активности ребенка в образовательном процессе, практической направленности, эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психологического сопровождения:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в школе, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;

  • мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

  • содействие реализации требований ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

  • разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

  • содействие формированию у обучающихся УУД как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

  • содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся, а также формирование у них принципов взаимопомощи, толерантности, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

  • взаимодействие с подразделениями ОУ.

Целевая аудитория:

- работа с учащимися;

- работа с педагогическим коллективом школы;

- работа с администрацией школы;

- работа с родителями учащихся.

Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения.

Приоритетные направления работы в условиях введения ФГОС позволяет повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяет корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.

  1. Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами через различные формы работы, которые должны быть практико-ориентированы.

  2. Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций. Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики и, следовательно, предполагает построение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

  3. Создание системы работы образовательного учреждения и проектирования основной образовательной программы (психологический аспект) с учетом требований ФГОС. Проектирование осуществляется совместно с администрацией и педагогами на основе результатов экспертной деятельности.

Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:

  • Психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности;

  • Профилактика - предупреждение возникновений явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

  • Диагностика - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

  • Развивающая работа - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении;

  • Коррекционная работа - организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в освоении программного материала на основе комплексного воздействия педагога-психолога с педагогами;

  • Консультирование - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей;

  • Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования различны:

  1. Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться». Формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.

  2. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу. Адаптация к новым условиями обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

  3. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении личностных проблем, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

По отдельному плану работают 3 «Б» и 4 «А» классы: программа «Развивающие занятия» Д. А. Глазунов, т. к. есть запрос классных руководителей.

Работа в модуле «Успешный выбор» - старт в будущее (профессиональное самоопределение) осуществляется по отдельной программе «Профи - дебют - масштаб - город» совместно с центрами «Семья и школа» и «Диалог». Кроме того учащиеся 9 классов изучают курс «Твоя профессиональная карьера», учащиеся 10 - 11 классов курс «Технология» направленные на решение профориентационных задач.

Циклограмма

месяц

неделя

Диагностика

Медиация (работ со всеми субъектами образования)

Леворукие (работа со всеми субъектами образования)

Школа успеха

Затраты времени /отметка о выполнении / примечание

Цель

Определение актуального уровня развития индивидуальных особенностей, выявление трудностей, проблем отдельных школьников, заполнение индивидуальных карт, определение динамики индивидуального развития

Подготовка и сопровождение школьной группы волонтеров (медиаторов) по профилактике и разрешению конфликтов в среде подростков.

Реализация психолого-педагогического сопровождения леворуких детей в ОУ

Создание необходимых мотивационных условий повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать готовность к инновационной педагогической деятельности.

Мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества.

Сентябрь (в течение года)

1

Диагностика леворукости

(1 - 11 классы)

Целевая аудитория педагоги: Участие в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы. Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.

Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем возникающих в ходе образовательного процесса.

Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и возрастного развития.

Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий (организация деятельности учащихся, способы развития мотивации, стиль ведения урока, оценка работы учащихся).

Совместно с учителями подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.

Целевая аудитория родители: работа в программе обучающих семинаров для родителей «Успешный ребенок»

2

Диагностика познавательных процессов, способностей, склонностей второклассников

3

Шамова Т. «Менеджмент в управлении школой» Уровень мотивации учащихся, уровень профессиональной компетентности учителя.

4

Занятие для педагогов «антистресс»

октябрь

1

Адаптация первоклассников (стартовая диагностика): изучение особенностей когнитивного и психосоциального развития, УУД. Проведение родительских собраний и встреч с родителями по вопросам первичной адаптации. Анкетирование родителей.

Классный час «Знакомство со школьной службой медиации»

Создание банка данных по леворуким детям

2

Диагностика способности работать медиатором. Отбор групп на основе диагностики

3

Капустин Н. Уровень воспитанности учащихся

4

Щуркова «Классный руководитель: рабочие методики - ценностные ориентации и ценностные отношения.

ноябрь

1

Диагностика познавательных процессов, способностей, склонностей учащихся 3 классов

Обучающий семинар для юных медиаторов. Выступление юных медиаторов. Эмблема, девиз, плакат

2

Оценка уровня и качества сопровождения леворуких детей

3

4

Анализ семейных взаимоотношений (опросник для родителей)

декабрь

1

Диагностика в рамках проекта школа успеха учащихся 1 - 11 классов

Изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе


2

Памятка для ученика медиатора

Памятка для педагога-медиатора

3

Подготовка и проведение индивидуальных консультаций, семинаров для педагогов и родителей по проблеме особенностей организации познавательной сферы леворукого ребенка и путей ее развития и коррекции

4

Проведение ознакомительных встреч для родителей

январь

1

Адаптация первоклассников (промежуточная диагностика)


2

Шамова Т. «Менеджмент в управлении школой» Уровень мотивации учащихся уровень профессиональной компетентности учителя.

3

Обсуждение проблемных вопросов. Тренинговое занятие

4

Проведение коррекционных и развивающих занятий с леворукими детьми.

февраль

1

Обработка результатов диагностика. Аналитический отчет за первое полугодие


2

Занятие для педагогов «Имидж педагога»

3

Занятие для педагогов «Конфликт»

4


март

1

Степень готовности выпускников к продолжению образования. Третьякова П. «Управление школой по результатам»

Диагностика профессиональной направленности. 9, 11 классы.

Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА


2


3


4


апрель

1

Диагностика готовности к переходу в среднее звено.

Диагностика склонностей, способностей, профессиональной направленности.


2


3


4


май

1

Адаптация первоклассников (итоговая диагностика)

Диагностика леворукости

2


3


4




План работы педагога-психолога МОУ СОШ № 143 на 2014-2015 уч. год

№п./п.

Название деятельности

Условия проведения

Сроки проведения

Результат

Примечание

2.

Научно-методическая работа


2.4

Участие в методических семинарах школьных психологов

Семинары, курсы повышение квалификации

В течение учебного года (ежемесячно)

Повышение профессионального уровня, составление программ

2.5

Методическое оснащение работы педагога-психолога: подбор методической литературы, подбор диагностических методик, изготовление пособий для диагностики к методикам, изготовление пособий для коррекционных занятий.

Методическая работа

В течение учебного года

Оснащение работы педагога-психолога

3

Консультирование


3.1

Консультации для классных руководителей по работе с учащимися группы риска

Индивидуальные и групповые

В течение учебного года

Оказание помощи педагогам

По запросу

3.2

Консультации для учащихся

Индивидуальные и групповые

В течение учебного года

Выбор предмета для сдачи экзамена, снятие тревожности, взаимоотношение с окружающими, профориентационное консультирование

По запросу

3.3

Консультативная работа с родителями

Индивидуальные и групповые, собрания, дистанционные

В течение учебного года

Анализ мотивации выбора учащимися предмета экзамена, способы повышения адаптивных способностей личности, адаптация учащихся 1 и 5 классов, подготовка к экзаменам, как помочь ребенку выбрать профессию

По запросу

3.4

Разработка и внедрение рекомендаций по результатам диагностических исследований

Индивидуальные и групповые, собрания, дистанционные

В течение учебного года

Повышение уровня психологической осведомленности родителей и детей, предупреждение возможных неблагополучий

Педагог-психолог МОУ СОШ № 143 Исмагилова Л. И.

© 2010-2022