Статья Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве школы

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Галина Александровна Попова


Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями

в инклюзивном образовательном пространстве школы

Современная педагогика говорит о том, что детям с ОВЗ не обязательно обучаться в специальных учреждениях, что получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.

В 2013г. на базе школы №7 города Мичуринска открыта региональная инновационная площадка по теме «Технология тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы».

Актуальность этой темы обусловлена растущим внимание к этой проблеме со стороны государства, в т.ч. вступлением в силу нового Закона «Об образовании», тем более, что по некоторым данным число детей с ОВЗ увеличилось в 12 раз. Но дети с ОВЗ по-прежнему не включены в процесс обучения в массовой школе по месту жительства и испытывают дискриминацию при получении образования. Имея таких детей в школе, проживающих по микрорайону, учреждение включилось в программу по инклюзивному образованию. В настоящее время в школе обучается 9% учащихся с ОВЗ начальной и средней ступеней обучения. Среди специалистов сопровождения: учитель-логопед, учитель-дефектолог, два педагога-психолога, социальный педагог, три тьютора, функции которых выполняют родители.

Тьюторское сопровождение позволяет дать возможность не только получить образование, но и обеспечить их полноценное участие в жизни общества. Практика показывает, что развитие инклюзивного образования, в т.ч. отработка технологии тьюторского сопровождения - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги школы полностью поддерживают идею совместного обучения детей, понимая, что только общение со сверстниками обеспечит ребенку с ОВЗ социальную интеграцию.

Однако, технология тьюторского сопровождения в общеобразовательной школе, а тем более, применительно к инклюзивному образованию, еще полностью не разработана.

Под сопровождением понимается особый тип взаимодействия ребенка и педагога, в ходе которого учащийся выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Это особо актуально в свете нового понимания качества образования.

При этом программа индивидуального сопровождения строится с учетом разных для каждого ребенка видов и форм образовательной деятельности, методов и форм диагностики результатов, технологий освоения учебного содержания.

Для реализации программы индивидуального сопровождения важны следующие условия:

- создание предметно-развивающей среды в классе в соответствии с возрастом детей и с требованиями к ее содержанию;

- согласование действий всех участников сопровождения,включая родителей.

В начале работы было подготовлено кадровое обеспечение. 11педагогов школы прошли курсы повышения квалификации по программе инклюзивного обучения. Все педагоги и родители, исполняющие обязанности тьюторов, обучались и продолжают обучаться на проблемных курсах, организованных ТОИПКРО.

Для более успешной работы было создано объединение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ и педагогических работников школы для формирования партнерских взаимоотношений, позволяющих реализовать принцип взаимосвязи и взаимодополнения. Уже состоялись такие встречи: «Давайте знакомиться», «Воспитание Человека - общая задача семьи, школы и церкви», «Духовные и нравственные основы образования и воспитания детей». Эти мероприятия оказались очень важными и востребованными как для родителей, таки для педагогов.

В работе объединения родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития и педагогических работников общеобразовательной организации решаются следующие задачи:

  • Содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития».

  • Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.

  • Формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждением, позволяющих реализовать принцип взаимосвязи и взаимодополнения знаний, получаемых в учреждении и семье.

  • Создание комфортной социально-психологической среды, в которой родители могут свободно общаться друг с другом, делиться опытом, получать поддержку.

  • Содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.

  • Привлечение родителей к разработке индивидуальных образовательных планов.

  • Работа с учащимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе обучения.

  • Посещение уроков с последующим анализом достигнутых результатов.

  • Организация и проведение конкурсов, смотров.

  • Организация внеклассной работы с учащимися (факультативные курсы, кружки).

  • Укрепление материальной базы в соответствии с современными требованиями к образованию.

Среди форм работы объединения мы выделяем:

  • Индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка.

  • Организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город.

  • Образовательные семинары.

  • Психологические тренинги.

  • Общественные акции.

  • Пресс-клубы и круглые столы.

  • Публикации опыта воспитания ребенка в семье.

  • Встречи с представителями власти.

  • Занятия в системе «Ребенок-Родитель-Специалист».

  • Участие в экспертизе динамики развития ребенка.

Надо отметить, что у детей с ОВЗ очень высока степень зависимости от семьи, а у родителей, как правило, повышена тревожность, занижена самооценка, как следствие повышена агрессивность. Изоляция детей с ОВЗ и их семей, усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Но не только поэтому родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса. Чаще это образованные, думающие, творческие, настрадавшиеся люди. Их знания, опыт, очень ценятся и помогают сотрудниками школы.Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в образовательный процесс их ребенка.

Актуальной является задача активизации родителей в области сотрудничества со специалистами, и их целенаправленное становление в качестве компетентных помощников своим детям в системе инклюзивного образования. Общая результативность проводимой работы зависит от того, насколько хорошо понимает свою роль каждый из участников образовательного процесса.

Однако, осознанный выбор родителей в пользу обучения детей-инвалидов в массовой школе, предполагает принятие ими на себя дополнительных обязательств по созданию и обеспечению определенных условий воспитания и развития детей в семье. На родителей ложится ответственность за постоянный, активный и плодотворный контакт с педагогами и специалистами, выполнение всех заданий и рекомендаций по созданию развивающей микросоциальной бытовой среды, среды конструктивного общения.

Некоторые родители все свое внимание сосредотачивают на ребенке, и это может привести к трудностям его социальной адаптации. Это естественно, когда родители хотят защитить своего ребенка, создать для него безопасное пространство. Иногда это приводит к гиперопеке и вторичнойинвалидизации. Родителям важно взвесить эмоциональные и физические затраты, в тот момент, когда они готовы взять на себя 100% ответственности за все действия, желания и способности ребенка.

Родители могут быть не согласны с рекомендациями специалистов по поводу развития ребенка, как, впрочем, и родители, воспитывающие ребенка без каких-либо «особенностей». А специалисты могут «забыть», как это тяжело для семьи. Часто семья чувствует, что она слишком много «несет» на своих плечах, без всякой опоры, поддержки и совета. И родителям важно чувствовать, что они могут просить помощи, если нуждаются в ней, и не стесняться этого.

Часто семье бывает сложно преодолеть ограничения и стрессы, связанные с воспитанием особого ребенка. Родителям важно не сердиться на остальных членов семьи за их «неподдержку» и «непринятие» ребенка-инвалида, а также за то, что они проявляют гневные чувства по отношению к родителям. Это естественные чувства, и многие из них могут выражаться и в случае, если брат или сестра не имеют диагноза. Иногда другие дети в семье могут раздражаться уровнем заботы и внимания, которое родители уделяют «особому» брату или сестре, иногда могут стесняться их, когда к ним приходят в гости друзья.

Родителям важно распределить ответственность за ребенка, в случае если семья полная. А также родителям очень важно найти личное время лично для себя, отдельно от детей и других членов семьи, для того, чтобы восстановить свои силы и сохранить отношения в супружеской диаде. В случае если семья неполная, как часто бывает, также очень важно родителю найти время для себя.

Совместное продуктивное творчество или сотворчество, в результате которого ребенок и родитель получают возможность научиться чему-либо друг и друга и создать что-то является важным содержательным параметром групповой работы.

Посредством использования проективных техник, совместных упражнений в процессе детско-родительского взаимодействия происходит расширение и обогащения опыта функционального взаимодействия детей и родителей, развитие навыка рефлексии и формировании осознанной родительской позиции.

Часто родители приходят на занятия и ждут четких указаний и рекомендаций, чтобы потом, примеряя их на свой собственный опыт, оценить свои действия, как верные или неверные. В объединении мы предлагаем пройти путь совместного поиска, в ходе которого каждая семья сможет увидеть и найти наиболее оптимальные для себя варианты взаимодействия и поддержки.

Хотелось бы отметитьогромное значение реализациив школе программы духовно-нравственного сопровождения инклюзивного образовательного процесса «Чтобы входящие видели свет».

Ведь родителям крайне сложно помочь своему ребенку, если они сами находятся в ситуации стресса или эмоционального напряжения. Заботясь о собственном эмоциональном благополучии, усиливая родительскую позицию, создавая ресурсы в семейной системе, семья тем самым создает комфортное пространство для развития ребенка.

Мы надеемся, что наша работа способствует созданию благоприятных условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и гармонизации детско-родительских отношений.

Галина Александровна Попова, педагог-психолог МБОУ СОШ №7 города Мичуринска, тел. 8(47545) 52769.

Виктория Владимировна Соломонова, методист МБОУ СОШ №7 города Мичуринска,тел. 8(47545) 52769.

© 2010-2022