Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения»

Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» при звана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.     Цели: - оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов;     - открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;     - помочь молодым людям определить свои жизненные планы и соответствии с ними выстроить алгоритм действий.  - формирование...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос. Кем я буду? задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начал пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальном благополучию в будущем.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться. учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым нами исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессио- нальные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувств. Выбор сделать надо, но не знаю, что мне нaдo. Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Был бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо - плохо». Это в корне не правильно!

Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает' ценный личный, опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка как в эмоциональном, так и в личностном планах.

Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» при звана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Цели:

- оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов;

- открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;

- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и

соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

- формирование актуального для подростков «информационного поля»

- обеспечение подростков средствами самопознания, развития навы­ков и умений по целеполаганию и планированию;

- формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Программа рассчитана на 9 занятий, в объеме 11-16 часов (уроков).

Этапы проведения:

1) Ознакомительно-ориентировочный (занятия с 1-го по 2-е).

2) Проективный, коррекционный (занятия с 3-го по 6-е).

3) Основной, развивающий (занятия с 7-го по 10-е).

Таким образом, работа осуществляется с помощью игровых методов, методов моделирования; использования ди­агностических методик, методов групповой работы, таких как дискуссия и «мозговой штурм».

Тематический план

Тема

Количество часов

1

Ориентировочное

1-2

2

Классификация профессий

1

3

Выбор и моделирование

1

4

Темперамент и выбор профессии

1-2

5

Интересы и выбор профессии

1-2

6

Склонности и профессиональная направленность

1

7

Профессиональный тип личности

1

8

Деловая игра «Кадровый вопрос»

1-2

9

Как достичь успеха в профессии

1

10

Поддержка друзей

2

Данные занятия, безусловно, являются частью той большой работы, которая организуется и проводится в школе в целях профориентации.

Это и трудовое обучение, и организация экскурсий на предприятия, и организация встреч с представителями различных профессий.







Занятие 1. Ориентировочное

Цели:

получение ведущим необходимой информации о профессиональ­ных намерениях учащихся;

формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации.

1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка наличия учащихся;

- проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

2. Основная часть

Вводное слово ведущего

Меня зовут... Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он пойдет учиться после окончания 9-го клас­са. Если кто-то из вас уже сделал выбор, то эти занятия помогут ему ут­вердиться в правильности выбора.

На занятиях вам будут предложены различные тесты, которые помогут в профессиональном определении. Вы познакомитесь с новыми про- фессиями, такими как промоутер, имиджмейкер и другими. Вы также узнаете о том, что влияет на выбор вами профессии, каковы типичны ошибки при профессиональном определении.

В общем, будем работать на этих занятиях в режиме сотрудничества: я обеспечиваю вас диагностическим материалом (тестами) и информа- ионным, а вы анализируете и делаете выводы. Можете рассчитывать на мою помощь.

Цели сегодняшнего занятия - познакомиться нам друг с другом и сформировать у каждого установку на творческую, осознанную работу. Я бы хотел акцентировать ваше внимание на необходимости ведения записей в тетрадях. Там же будут результаты вашей работы над тестами. Это важный атрибут занятии.

Упражнение «Оригинальное знакомство»

Ведущий. Участники образуют круг. В круге каждый по очереди на­зывает свое имя и показывает при этом какое-либо движение. Игра про­водится по принципу снежного кома. Каждый последующий должен сначала повторить имена и движения предыдущих участников, а потом назвать свое имя и показать свое движение. Например, первый участник говорит имя (Боря) и делает два притопа ногой. Второй повторяет имя Боря и делает два притопа, а затем называет свое имя и делает свое дви­жение. Третий повторяет имена и движения первого и второго, четвертый - первого, второго и третьего и т.д.

Участники выполняют упражнение.

Ведущий. Теперь, предлагаю вам занять свои места и сделать три глу­боких вдоха. Хорошо. Молодцы.

Упражнение. Представление.

Ведущий. Сейчас в тетрадях каждый из вас ответит на следующие вопросы. Я называю вопрос, а вы записываете ответ.

Ваш знак зодиака?

Ваше любимое время года?

Ваше любимое животное?

Какое качество вам в себе нравится?

Какое у вас хобби (увлечение)?

Определились ли в том, куда пойдете учиться после окончания 9-го

класса?

Чего ждете от занятий?

Условие: каждый работает самостоятельно, не советуется и не советует, так как после я соберу работы (записи) и по очереди буду зачитывать, а вы отгадывать, кому принадлежит та или иная запись.

Время выполнения - 10 минут.

Работы собираются и зачитываются ведущим, а учащиеся отгадывают. 3aключeнue

Ведущий подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Занятие 2. Классификация профессий

Цели:

- формирование теоретических представлений и понятий, связанных

с миром профессий;

- активизация умственной активности.

1. Организационный момент

Упражнение «Сантики-фантики».

Ведущий. Мы начинаем сегодняшнюю встречу с выполнения упражне­ния. Для этого образуем круг. Сейчас мы выберем водящего и ведущего. Но сначала послушайте, каковы условия выполнения упражнения: водящему необходимо угадать, кто показывает движение в круге; движение же показывает ведущий, и все в круге должны повторять его движения. На время, пока группа выбирает ведущего, водящий выходит за дверь.

Выбор сделан. Водящий угадывает, кто же ведет участников, за кем

повторяют движения в круге.

Ведущий. У нас сменилось уже несколько ведущих и водящих - пора за работу!

2. Основная часть

Вводное слово ведущего

Займите свои места, приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении.

Ни один человек в современном мире не про изводит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же - это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия - учитель, а специаль­ность - учитель музыки, профессия - водитель, а специальность? пра­вильно - водитель троллейбуса.

Классификация профессий:

1) По предмету труда (типы) - на что направлен труд. 2) По целям труда (классы) - какова конечная цель труда.

2) По целям труда (классы)- какова конечная цель труда.

З) По орудиям труда (отделы) - что использует, какой инструмент.

4) По условиям труда (группы) - где работает.

Начнем с характеристики типов профессий.

Типы профессий:

а) Предмет труда - техника, а система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслужива­нием. Это- как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.

б) Предмет труда - животный и растительный мир, а система «человек-природа» (Ч - П).

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, гео­дезией и т.д.

Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

в) Предмет труда - схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты,

химические и физические символы, а система «человек - знак». (Ч-З.).

Эти виды деятельности относится к умственному труду.

Пример: (бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.) Предмет труда- зобразительная, музыкальная, литературно-ху­дожественная, актерская деятельность, а система «человек - художествен­ный образ» (Ч - Х).

Пример: дизайнер; декоратор, визажист, журналист, вокалист и Т.д. Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профес­сий можно отнести? Правильно. К системе Ч-Т и Ч-Зн. Я не случайно задал такой вопрос, а в качестве примера взял профессию инженера. На этом примере мы с вами ознакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация.

Классы профессий

Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями

труда (конечная цель).

а) Гностические («ГНОЗИС» - знание) (гн). Цель - узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку.

б) Преобразующие (пр). Цель - изготовить по образцу.

в) Изыскательские (из). Цель - придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходи­мо разобраться в конечной цели трудового процесса.

Вернемся к профессии инженер. К какому классу она относится?

Правильно, можно отнести ко всем трем. Надо учитывать специализацию.

Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель - изобрести. Правильно это изыскательная профессия.

Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, вы­дает рекомендации по улучшению работы. Цель-преобразовать. Это преобразующая профессия.

Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, что­бы в серийное производство попала машина с наименьшим числом де­фектов. Цель - проверить. Это гностическая профессия.

Теперь перейдем к характеристике отделов профессий.

Отделы профессии

Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от ору­дий труда:

а) с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик - мастерок, маляр - кисть и т.д.;

б) с использованием машин с ручным и ножным управлением (м);

пример: машинист, водитель;

в) с использованием автоматизированного оборудования (а); пример:

оператор персонального компьютера;

г) с использованием функциональных возможностей (средств) организ­ма (ф); пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д. Попробуйте привести свои примеры.

Молодцы, усвоили!

Группы профессий

Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

а) труд в обычных бытовых условиях (об); пример: бухгалтер, учи­тель и т.д.;

6) труд на открытом воздухе (о); пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д;

в) труд В необычных условиях (н); пример: водолазы, шахтеры и т.д;

г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за

здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности (мо); пример: инкассаторы, врачи.

Продолжайте. Молодцы!

Ведущий. Подведем итог. Каждый из вас теперь имеет представление

о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сде­лать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований,

которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить

формулы профессий.

Игра. Молекулы.

Ведущий. Сначала вам нужно разделиться на группы. Для того чтобы

объединиться в группы, давайте проведем игру «Молекулы».

После объединения участникам даются карточки с профессиями: одна карточка на группу, по 3-4 профессии в каждой. Участникам необходимо составить формулы профессий.

Пример.

1 карточка: бухгалтер, токарь, актер, учитель.

2 карточка: водитель, адвокат, спасатель МЧС, теннисист (профессионал).

3 карточка: пожарный, строитель, машинист, пианист.

4 карточка: военнослужащий (контрактник), крановщик, столяр, геолог. Ведущий. Для примера составим формулу профессии «профессиональный боксер».ч-ч, пр, ф, мо.

Теперь работайте сами. Время работы - 10 минут.

Ну что же, перейдем к обсуждению ответов.

При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также на значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий. Всем спасибо!

Ритуал прощания

Аплодисменты.

Комментарий и рекомендации

Это занятие проходит интересно. Учащиеся много узнают о профессиях. Это, пожалуй, одно из нелегких занятий, где теоретический мате­риал значителен по объему. Он важен, так как ориентирует учащихся на

'факторы, влияющие на выбор вида деятельности.

для поддержания атмосферы творчества и положительного настроя не­обходимо периодически «оживлять» аудиторию. Не случайно введена игра «Молекулы». Используется юмор. Так, рассказав о системе ч-п, мож­но пошутить: «Теперь вы знаете, что ЧП- это не только чрезвычайная ситуация» и т.д.


Занятие 3. Выбор и моделирование

Цели:

- развитие навыков рефлексии;

- формирование установки на необходимость профессионального

самоопределения.

1. Организационный момент

2. Основная часть

Вводное слово ведущего

Я приветствую вас на занятиях по профессиональной ориентации и сегодня предлагаю выполнить творческое задание. Это задание выполняется индивидуально.

Труд - это не только способ самореализации, но и возможность получения материального вознаграждения. Деньги - это еще не 100% успеха, но без них в нашей жизни обойтись сложно. Сейчас вы об этом не особо задумываетесь, так как материальным обеспечением семьи занимаются ваши родители. Задумывались ли вы над тем, сможете ли

вы обеспечить себя материально?

Упражнение. Выбор.

Ведущий. Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе,

без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время... Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам под­сказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас

нет образования...

Необходимо письменно ответить на вопросы:

В каком городе и даже стране вы находитесь?

Какое у вас время года?

Что вы будете делать? Каковы ваши действия?

Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)

Что будет потом?

В общем, устройте свою жизнь.

Время работы 30 минут.

Ведущий. Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим наши действия. Происходит обсуждение. Делается вывод о том, что подсобные работы - это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки опре­делиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.

На следующем занятии я вас познакомлю с тестом «Карта интересов» которая в общих чертах поможет каждому определить предпочтения в видах деятельности.

Ритуал прощания

Аплодисменты.

Комментарий и рекомендации

Это занятие проходит на творческой волне. Учащиеся, моделируя си­туации, учатся и при обретают навыки рефлексии. Это упражнение ори­ентирует на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. Занятие настраивает на самопознание. Ведь следующее занятие - это работа с тестами.



Занятие 4. Темперамент и выбор профессии.

- формирование теоретических представлений о характере и темпераменте;

- изучение собственного темперамента;

- развитие навыков работы с диагностическим материалом.

1. Организационный момент

2. Основная часть

Вводное слово ведущего

На прошлом занятии мы с вами пришли к единому мнению о том, что каждый, должен сделать выбор, то есть он определиться для себя, где он бу­дет продолжать обучение после окончания 9-го класса. Очень важно неошибиться, а для этого надо, как можно лучше узнать свои возможности. От чего же зависит ваш выбор профессии?

Учащиеся отвечают. При обобщении ответов делаются выводы, профессиональный выбор зависит:- от возможностей каждого (его способностей, темперамента);

- от предпочтений (интересов и склонностей);

- от требований профессии к личности соискателя;

- от возможностей родителей;

- от востребованности профессии на рынке труда.

Ведущий. Способности делятся:

а) на общие (широкий круг знаний), к ним относятся: трудолюбие,

внимательность, сообразительность, целеустремленность;

б) на специальные (качества, обеспечивающие успех в конкретном виде деятельности), к ним относятся: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, черты характера - способность к эмпатии и т.д.

Для того чтобы стало ясно, что такое темперамент, рассмотрите схе­му. (Участники рассматривают плакат, подготовленный заранее.)

Ведущий рассказывает о темпераменте (см. теоретическую информацию в помощь ведущему в конце этого занятия).

Опросник « Айзенка»

Заключительное слово ведущего «О типах темперамента и профессиях»

Меланхолики. Быстро устают при высоких нервных напряжениях, склонны к обморокам. Вялы в речи и движениях. Сильно переживают по самым незначительным поводам. Очень мягкие, доброжелательные, но довольно бесхарактерные люди. Радуются, когда удается избежать непри­ятного разговора, хотя цель при этом и не достигнута.

Холерики. Прямая противоположность меланхоликам. Наступательный характер, всегда идут навстречу трудностям. Любые переживания ведут

к действию. Мягких замечаний не воспринимают, жесткие - приводят к

бунту. Плохо воспринимают юмор, особенно шутки на свой счет. Главные

нарушители дисциплины. Лучший способ справиться с холериком ­постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход.

Сангвиники. Гиганты нервной системы. Оптимисты. Меньше всех болеют, мало спят. Обладают огромной работоспособностью. Речь и движе­ния почти так же быстры, как у холериков, но чувства не бурные, быстро меняющиеся. Как правило, хорошие работники. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать - тогда он горы сдвинет.

Флегматики. Сильная уравновешенная нервная система. Чувства по­стоянные, но не ярко выраженные. Движения и речь спокойные, размерен­ные. Реакция на неожиданное воздействие запаздывает. Чтобы флегматик хорошо работал, его необходимо время от времени встряхивать: устро­ить разбор выполненной им работы, поругать или, наоборот, похвалить его.

Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше - для других. Меланхолики - это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхола­зы. Холерики - великолепные летчики-испытатели (именно поэтому, кстати, в 'работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие и врач-психолог), но они плохие счетные работники. Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как пра­вило, неважные поэты. Сангвиники - хорошие водители, саперы, инже­неры, но они не так терпеливы, как флегматики.

Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Од­нако пусть не отчаиваются те, кому как будто достался неподходящий темперамент для выбранной ими профессии. Во-первых, чистыми холе­риками или флегматиками люди бывают очень редко. В каждом человеке чаще смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного; определить точно « кто есть ктo?» может только специалист после тща­тельного обследования. Во-вторых, если «все мы, увы, не ко всем делам одинаково пригодны», как справедливо заметил Проперций, на что же тогда человеку сила воли? С ее помощью люди неоднократно совершали, Казалось бы, невозможное. Всякий человек есть творец своей судьбы. Эти слова Саллюстия тоже не вредно запомнить.

Двое в одной «лодке». Джером К Джером такого не писывал. Его боль­ше привлекали «Трое в одной лодке, не считая собаки». Но в жизни двое­-это супружеская пара, космонавты на борту «Мира» -ловкие напарники во многих видах работ... Cловом, двое - это самый маленький коллектив.

И вот, оказывается, далеко не все равно, кто они, эти двое, какие у них темпераменты.

Психологи выяснили, что два меланхолики- отличные партнеры в работе. Зато соединение холерика с меланхоликом - ситуация довольно неприятная (прежде всего для меланхолика). Холерик- человек несдержанный, он может и накричать. А чем это может кончиться для меланхолики прекрасно показано хотя бы в рассказе А П. Чехова « Смерть чиновника».

Два холерика яростны в работе, как (да простится мне такое сравнение) пара норовистых лошадей. Их нужно твердо держать в узде, иначе вряд ли когда-нибудь удастся завершить работу.

Флегматики по причине своего несокрушимого спокойствия хорошо срабатываются со всеми. А вот сангвиники не могут ужиться с

меланхоликами и холериками. Холерики кипят, меланхолики расстраиваются сангвиники непроницаемо оптимистичны, вызывая у одних отчаяние гнев, у других: сухарь-человек, ничем его не прошибешь...

Участники- обсуждают полученные результаты и услышанную информацию.

Ведущий. Всем спасибо. До следующей встречи.

Ритуал прощания

Аплодисменты.

Комментарий и рекомендации

Это занятие сложное и насыщенное в плане теоретической информации. Кроме этого, участники учатся обрабатывать результаты тестирова­ния, что является для них новой формой работы. Поэтому ведущий должен четко проинструктировать участников. Эта работа требует от участ­ников собранности.

Для того чтобы учащиеся усвоили материал, ведущему необходимо доводить до них информацию на понятном языке, при необходимости разъяснять трудные моменты. Главное, ведущий должен донести до учащихся, что « плохих» темпераментов не бывает.

Приложение

Теоретическая информация для ведущего

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии - интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки

искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

1. Экстраверсии - uнтроверcuи. Характеризуя типичного экстраверта, Айзенк. отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, ши­рокий круг знакомств, необходимость в контактах. Экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимисти­чен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенден­цию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, скло­нен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склон­ный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обла­дает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротuзм. Характеризует эмоциональную устойчивость или не­устойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Ней­ротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности не­рвной системы.

Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение орга­низованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптаци­ей, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склон­ностью к лидерству, общительности.

Эмоциональная неустойчивость выражается в чрезвычайной нервности, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений(лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Высокому уровню нейротизма соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность, в себе, выраженная чувстви­тельность, впечатлительность склонность к раздражительности. Ней­ротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакци­ями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

З. Пcuxотuзм. эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведе­нию, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конф­ликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротиз­му соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие пока­затели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактив­ной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих по­казателей понимаются в качестве предрасположенности» к соответству­ющим видам патологии.

Высокие оценки по шкале экстраверсии-интроверсии соответству­ют экстравертированному типу, низкие - интровертированному.

Меланхолuк. У него реакция часто не соответствует силе раздражите­ля, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выраже­нии. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию(опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. Однако в нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замк­нутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяже­лым внутренним переживаниям.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро схо­дится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмо­циональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, под­вижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впе­чатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго при­держиваться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости вни­мания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, твор­ческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и, стремительность движений, сила, импуль­сивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темпера­мент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто прояв­ляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активно­сти поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но яв­ляются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действи­ях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настрое­ний. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из ­себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до кон­ца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться положительными чертами - ­выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.




Занятие 5. Интересы и выбор профессии

Цели:

- изучение участниками собственных интересов;

- развитие навыков рефлексии;

- формирование установки на преемственность в работе, системности мышления.

1. Организационный момент

2. Основная часть

Вводное слово ведущего

На предыдущем занятии каждый из вас узнал немного о себе - своем характере и своих возможностях. Это необходимо для того, чтобы целе­направленно работать над собой, совершенствоваться. Я хочу помочь каж­дому из вас. Только лишь помочь, а все остальное вы должны делать сами. Мне приятно с вами работать, потому что я вижу ваше желание и вашу заинтересованность. Спасибо вам за понимание и сотрудничество. Кто хочет высказаться о нашей совместной работе. Что лучше, что хуже вос­принималось на предыдущих занятиях?

Участники высказываются.

Ведущий. Ну что же, есть разные мнения и суждения. Но все-таки интересно, необычно - вот так заниматься? Так что же такое «интерес»

На доске мелом ведущий записывает слово интерес, а учащиеся называют ассоциации. Они тоже записываются ведущим.

Схема (метод «паутины» для примера)

Ведущий. Можно сказать, что интерес - это желание заниматься чем­ либо. Действительно, успех в любом деле определяется тем, насколько чело­век им увлечен. Сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Карта интересов., который поможет каждому определиться с выбором тех или иных сфер дея­тельности. Какие-то сферы будут вами отвергнуты, а какие-то приятны.

Для работы над заданиями теста необходимо начертить лист ответов. Отвечать быстро, не задумываясь. Верный ответ (правильный) тот, который первым приходит на ум. Возможные ответы:

очень нравится (+ +);

нравится (+);

не нравится (- );

совсем не нравится (- -).

Тест «Карта интересов»

Игра «Летает, не летает»

Ведущий. Ну что устали? Давайте-ка встряхнемся. Условия игры таковы: сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетaющие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если - нет, то присаживаетесь на корточки. Условие ясно? Начали.

Самолет Пароход Планер

Стол Оса Коса и т.д.

Топор Орел Гранат Агат

Стрекоза Глаза Муха Вертолет

Ручка Заяц Скворец Стул Фанера

Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты_ прямо,

не скрещивая их, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо.

Ведущий. Вернемся к тесту « Кaртa интересов» для того чтобы опреде­лить сферы своих интересов, необходимо подсчитать количество «+», «-»)

в каждом столбике листа ответов. Сферы интересов обозначены римскими

цифрами от 1 до XV. Если количество «+» в столбце больше 6, то интерес к этой сфере ярко выражен. Смотрите на таблицу (плакат) и работайте:

1 - физика VIII - география, экология

11 - математика IX - история

111 - автодело Х - филология, журналистика

IV - компьютер и оргтехника ХI - искусство

V - химия ХII - педагогика

V I - биология и сельское ХIII - труд в сфере обслуживания

хозяйство XIV - военное дело, МЧС

V II - медицина Х - право

После индивидуальной работы происходит обсуждение результатов, ведущий отвечает на вопросы учащихся по интерпретации.

Ведущий. Всем спасибо. Удачного дня. Встретимся на следующей неделе.

Ритуал прощания

Аплодисменты.

Комментарии и рекомендации.

Это занятие, как и предыдущее, насыщено теоретической информа­цией. Кромe этого, учащиеся выполняют большой объем работы. Занятие является значимым для участников, так как по его результатам мож­но сделать вывод о широте и глубине своих интересов. Это важно и с точ­ки зрения оказания помощи в комплектовании 10-х классов школы, в которой вы работаете (прогноз наполняемости - это будет интересным материалом для администрации и педагогов).

Ведущему нужно получить от учащихся обратную связь, поэтому реко­мендуем провести краткое обсуждение перед выполнением теста.

Занятие 6. Склонности и профессиональная направленность.

- Изучение участниками собственных склонностей;

-совершенствование навыков работы со стандартным инструментарием;

-поддержание атмосферы творческого поиска.

1. Организационный момент

2. Основная часть

Игра «Круг». .

Ведущий. Станьте в круг. Вам необходимо по очереди называть луч­

шее качество человека, стоящего от вас слева. Первый называет качество; затем второй, повторяет это качество, а также называет качество третье­го; третий за первым и вторым повторяет и называет качество четвертого

и Т.Д.: по принципу .снежного кома..

Хорошо! Молодцы!

Игра. Имитация. «Поезд»

Ведущий. Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на пер­вый-второй. Первые номера - хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали.

Убыстряем темп. Еще быстрей.

Примечание. Обязательно кто-нибудь сбивается и ведущий инициирует аплодисменты всех участников.

Опросник Е.А. Климова

Ведущий. А теперь займите свои места. Для работы над тестом вам

необходимо вспомнить классификации профессий по типам. Пожалуйста, называйте типы. Хорошо.

На прошлом занятии мы говорили об интересах, а сегодня речь пой­дет о склонностях - ярко выраженных интересах. Это стремление зани­маться определенным видом деятельности.

Нс зря я попросил вас вспомнить типологию, потому что этот тест поможет выявить склонности, предпочтения сообразно типам: ч-п, ч- т, ч-ч, ч-зн, ч-х.

При выполнении этого теста необходимо из пары видов деятельнос­ти выбрать один вид «а» или «б». Если не нравится ни то, ни другое, выбирайте по принципу «меньшего зла». Но выбор должен быть сделан. Всего 20 пар, записывайте номер пары и проставляйте букву. Готовы? Начали!

Ведущий. Подсчитайте суммы совпадений по каждому типу профессий, максимальное количество баллов - 8.

А теперь выделите предпочитаемые вами типы профессий, то есть склонности.

Далее происходит групповое обсуждение работы над тестом.

Ведущий не участвует в этой работе, наблюдая за ходом обсуждения

(оно возникает спонтанно между учениками).

Ведущий. На этом занятие закончено. Спасибо. Встретимся на еле­

дующей неделе. Удачи!

Ритуал прощания

Аплодисменты.

Комментарии и рекомендации.

На этом занятии участники работают со стандартным инструментарием, поэтому для поддержания атмосферы творческого подъема введены подвижные игры. Раскованность - это свобода. Только свободный в состоянии сделать осознанный выбор (мыслить, рассуждать, творить).

На заключительном этапе ведущий сам не делает никаких выводов и не высказывает своего мнения. Участники должны уйти с вопросами!


Занятие 7. Профессиональный тип личности

Цели:

-определение своего профессионального типа личности;

- развитие рефлексии;

- совершенствование навыков по работе со стандартным инструмен­тарием;

- формирование навыков целеполагания и планирования.

1. Организационный момент.

2. Основная часть

Вводное слово ведущего

На предыдущем занятии каждый из вас определил свои профессиональные склонности и предпочтения в системах: Ч-П; Ч- Т; Ч-Ч; Ч-З; Ч-Х. На сегодняшнем занятии вашему вниманию будет предложен тест. Профес­сиональный тип личности». Такое самоизучение для вас важно: вы должны разобраться в себе и сделать верный, правильный выбор, свой выбор.

Я хочу вас предупредить о типичных ошибках при выборе профессии (сферы деятельности):

Bo-первых, выбор «за компанию», когда молодой человек, сомневающий­ся в своих дальнейших планах, решает продолжить обучение «за компанию» со своим другом или подругой, товарищами по классу (одноклассниками). Но люди-то все разные, нет а6солюгно похожих друг на друга. То, что подхо­дит одному, другому не подходит. В итоге, через какое время человек осоз­нает, что ошибся и предпринимает попытки найти себя в другой сфере заня­тий. Но время уже упущено. И все же никогда не поздно сделать свой выбор.

Во-вторых, неправильным может выбор профессии и в том случае, если человек проецирует свое отношение к школьному предмету на отноше­ние к будущей профессии. Предположим, учащийся имеет хорошие оцен­ки по литературе. Однако интерес к предмету может быть житейским на бытовом уровне. То есть человеку просто нравится знакомиться с произведениями литературы, рассуждать о характерах героев произведе­ний, обсуждать причины поступков. Этого может быть недостаточно для того, чтобы стать хорошим филологом.

В-третьих, ошибочный выбор происходит тогда, когда молодой чело­век выбирает профессию из соображений престижности. Сейчас, как пра­вило, эта работа в бизнес-структурах, в том числе в шоу-бизнесе. Не сто­ит забывать, что со стороны мы видим только «фасад» - лицевую часть этой деятельности, где все блистательно и красиво... У любой монеты две стороны. Не забывайте об этом!

Причиной ошибки в выборе профессии может явиться недостаток

информации о профессиях, а также о своих возможностях.

Для того чтобы лучше узнать себя, выполним тест.

Тест «Профессиональный тип личности»

Ведущий. Тест состоит из 42 пар профессий. Из каждой пары вам не­

обходимо выбрать одну профессию. Ваша задача - в своих тетрадях по­ставить порядковый номер ответа и рядом указать вариант выбранного вами ответа А или B. Например, в первой паре, если вы выбрали про­фессию инженера-технолога, записываете - 1А, если ваше предпочтение отдано профессии инженера-конструктора, то ответ 1 В. Аналогично во второй паре профессии электрорадиотехник будет соответствовать запись 2А, а профессии врач-терапевт - 2В.

Примечание. По ходу работы над содержанием теста учащимся дают­ся разъяснения, которые связаны с особенностями той или иной профес­сиональной деятельности.

Обработка результатов

Для подсчета баллов вам необходимо отмечать в своем листке ответов

совпадения по шести шкалам таблицы. Чем больше совпадений с одним из шести типов шкал, тем больше ваша предрасположенность к тому или иному виду деятельности. В начале отмечаются совпадения по первой шкале и подсчитывается итоговая сумма баллов (по числу совпадений), затем по второй и т. д.

Для детального анализа и большей наглядности профессиональной направленности личности каждому учащемуся рекомендуется построить график: по оси абсцисс располагаются порядковые номера шкал от 1 до 6, по оси ординат - количество совпадений по каждой шкале.

Интерпретация результатов.

1. Реалистический - предпочитает работать с вещами, а не с людьми.

ЭТО мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Ориенти­рован на настоящее, определенное. Занимается конкретными объектами их использованием (вещи, инструменты, техника). Хорошо приспосаб­ливается к обстановке, пластичен, трудолюбив. В структуре способнос­тей преобладают невербальные, то есть математические. Предпочитает занятия требующие конкретности, четкости (оператор ПК, техник, спа­сатель и др.).

II. Интеллектуальный (исследовательский) - ориентирован на труд с идеями и с вещами (объектами). Присуща как пластичность, так и ри­гидность в действиях. Характеризуется как любознательный, методич­ный (система в работе), любит работать в одиночку. Гармонично разви­ты вербальные и невербальные способности. Отличается целеустремлен­ностью, настойчивостью, терпеливостью. Предпочитает изыскательские профессии (узнать, распознать).

3. Социальный - ориентированна общение, взаимодействие с други­ми людьми. Нуждается в контактах, не терпит уединения. Предпочитает работать с людьми, а не с вещами. Ответственен, терпелив, эмпатичен.

Развиты вербальные способности, повышая приспособляемость (пластичность) к меняющейся обстановке. Профессии (сферы деятельности) - обучение, лечение, обслуживание и т.д.

IV. Конвенциальный - отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Выбирает такие цели и задачи, которые четко подтвержда­ются обществом и обычаями. Связан с традиционными видами деятель­ности - канцелярскими, конторскими. Подход к чему-либо - практичен, стереотипен, он не оригинален. Характерны консерватизм, ригидность, но обладает хорошими навыками общения, а также моторными навыка­ми. Настойчив, практичен, дисциплинирован, добросовестен. Преобла­дают невербальные способности, прекрасный исполнитель.

V. Предприимчивый - выбирает цели и задачи, которые позволяют ему проявить энергию, энтузиазм. Сочетаются импульсивность и холодный расчет. Наделен как вербальными, так и не вербальными способностями, обладает интуицией и навыками эффективного межличностного взаимо­действия. Интересуется различными сферами жизни и деятельности. Предпочитает работать с людьми и идеями. Самоуверен, тщеславен, скло­нен к авантюризму. Настойчив в достижении цели, лабилен. Типы тем­пераментов - холеристический и сангвиник.

VI. Артистический - сложный взгляд на жизнь, гибкость и независи­мость в принятии решений. Часто свойственен фатализм. Очень чувстви­телен, несоциален, оригинален. Имеет богатое воображение, склонности к творческой деятельности, обладает хорошей интуицией, независим, эмоционален. Предпочитает занятия творческого характера. Преоблада­ют вербальные способности. Для этого типа характерны исключительные способности восприятия и моторики, высокая чувствительность всех анализаторов. Имеет высокий жизненный идеал, нетривиален.

Ведущий. Выполните следующее задание: нарисуйте ось координат,

составьте график профессиональных типов.

Участники обсуждают полученные результаты.

Игра. Телеграф.

Ведущий. Сядьте в круг. Кладите свои руки на колени соседей слева и

справа. По моей команде первый участник слегка стукнет ладонью по коленке второго, второй - первого и третьего, третий - второго и четвер­того и т.д. по кругу. Затем нужно это же упражнение выполнить с закры­тыми глазами. То есть можно вообразить, что, получив информацию от соседа (хлопок) сообщаешь ему о получении (хлопок), а затем передаешь (хлопок).

Ритуал прощания

Аплодисменты.

Комментарии и рекомендации.

Это занятие в контексте программы по профориентации значимо, так

как на нем, помимо работы над тестом, ведущий рассказывает о типич­ных ошибках, которые допускают молодые люди при выборе профессио­нальной деятельности. Есть замечательное правило, которое гласит: Предупредить - значит вооружить».

Как показывает практика проведения подобных занятий, выполнение учащимися тестовых заданий оказывается малоэффективным делом, если ведущий не заинтересовывает подростков подобным тестированием, не создает и не поддерживает на занятиях благоприятный психоэмоцио­нальный фон. В целях активизации творческого процесса мы бы реко­мендовали после рассмотрения блока теоретической информации орга­низовать и провести игру (упражнение) на «разогрев» и «настройку».В качестве примера приведена игра «Телеграф».





Занятие 8. Деловая игра. Кадровый вопрос.

Цели:

- знакомство с новыми профессиями на рынке труда;

- развитие навыков целеполагания и планирования;

- формирование информационного пространства.

1. Организационный момент

2. Основная часть

Вводное слово ведущего

Сегодня на занятии вашему вниманию предлагается деловая игра

«Кадровый вопрос». Речь пойдет о создании своего бизнеса.

Ведущий делит учащихся на группы по 3-4 человека. Каждая группа

Получает бланки с инструкцией, краткое описание профессий.

Время работы - 25 минут.

Инструкция

1. Из списка предложенных профессий нужно выбрать те, которые

Относятся к фармацевтическому бизнесу и необходимы для решения задач бизнеса. Ваш бизнес: фармацевтическое производство и продажа

Подсказка: задача выбора упрощается, если вы для начала ознакомитесь с информацией о профессиях, а затем выстроите схему «движения тoвapa»

(Oт производителя к потребителю. Помните, вы реализуете товар!)

На листе запишите выбранные профессии.

2. Придумайте «бренд». ( торговую марку и кредо) своей компании.

Информация о «бренде» в списке профессий.

3. Вакансии выбранных вами профессий должны быть заполнены кон­кретными людьми. Пусть это будут ваши одноклассники, личностные качества которых отвечают требованиям выбранных профессий.

Подсказка: для того чтобы сделать выбор, необходимо оценить требо­вания, которые профессия предъявляет к личности человека, и сопоста­вить с его возможностями.

4. Не забудьте об информационном поле. - вашему делу нужна .раскрутка.! Разработайте программу рекламной акции.

5. Защита проектов.

Ведущий. Время вышло. Давайте послушаем первую команду. Пожалуйста!

При обсуждении ребята говорят о том, что нового они узнали из сегодняшнего занятия, делятся своими впечатлениями от работы. Ведущий поддерживает дискуссию участников.

Ритуал прощания

Аплодисменты.

Комментарии и рекомендации.

Ведущий. Всем спасибо. Вы отлично справились. До следующей встречи!

Занятие больше похоже на автономный игровой тренинг по развитию

навыков целеполагания и планирования. Проходит в атмосфере творчес­кого и эмоционального подъема и вызывает искренний интерес у участ­ников. Можете поверить на слово - равнодушных не будет. Помимо это­го учащиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с тра­диционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет про­фессия с возможностями человека (претендента).

Информация о профессиях дана в разных ключах. Это сделано для того, чтобы учащиеся имели возможность делать осознанный выбор, со­поставляя информацию о профессиях. Для этого учащимся раздаются две карточки: одна - с детализированной характеристикой профессии (например, повар-кондитер), а другая - с обобщенной (например, пиар-­менеджер). Участникам необходимо выделить требования, которые предъявляет эта профессия к личности кандидата.

Для того чтобы занятие не было затянутым, ведущему необходимо быть предельно лаконичным и собранным. На этом занятии вы должны быть .командиром., отдающим .приказы., строго следить за игровой дисциплиной, а также жестко нормировать время работы. В ходе обсуждения необходимо обратить внимание на требования профессии к лич­ности кандидата. Выбор одноклассниками друг друга должен быть мотивированным (обоснованным)!

Занятие 9. Как достичь успеха в профессии

Цели:

формирование информационного пространства;

- развитие навыкав рефлексии;

- развитие мотивов самаактуализации.

1. Организационный момент

2. Основная часть

Упражнение «Паутина»

Ведущий. Постарайтесь назвать слова-ассациации, связанные са сла­

Вам успех.

Ведущий на доске записывает ассоциации.

Упражнение. Деловыe качества.

Ведущий предлагает участникам образовать шесть групп (по Числу

карточек с жизнеописанием знаменитых людей). (Карточки даны в при­ложении к занятию.)

Внимание! Карточки разрезаны на части и участники должны по от­дельным фрагментам составить свою группу.

Ведущий. Вам необходимо самостоятельно ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей. Затем мы послушаем по очереди каждую группу. Вы дол­жны ознакомить всех участников с фактами биографии знаменитых лю­дей, а также выделить те качества, которые, по вашему мнению, обеспе­чили успех того или иного человека-знаменитости.

Выступление участников.

Обсуждение инициирует ведущий: какие качества необходимы для

того, чтобы быть успешным?

Ведущий записывает на доске ответы участников, а после выстраивает рейтинг личностных качеств.

Упражнение. Веер.

Ведущий. А сейчас я предлагаю выполнить упражнение. Вам необхо­димо иметь чистый лист бумаги, оп подписывается в правом нижнем углу

(фамилия, имя участника). Каждый из вас пускает свой лист по кругу. Все участники должны по очереди записать в листок (начиная сверху) два ка­чества этого человека. Первое - то, которое, по вашему мнению, имеется у автора листка; второе - то, которое ему необходимо развивать в себе.

Каждый последующий участник должен загибать лист, для того что­бы качества не повторялись, - получится веер. .

В заключение занятия происходит обсуждение, участники зачитыва­ют информацию о себе, высказывают свое мнение о групповой оценке и о занятии в целом.

Ритуал прощания

Аплодисменты.

Комментарии и рекомендации.

Это занятие целесообразно проводить в конце цикла занятий по программе. Оно дает возможность участникам увидеть себя со стороны, проанализировать ситуацию и сделать соответствующие выводы. Главное ­ведущему необходимо контролировать психо-эмоциональный фон, возникший на занятии, для того чтобы у участников нс проявилась негатив­ная реакция на замечания одноклассников.

Ведущему необходимо заранее подготовить стандартные листы бумаги по количеству участников: как показывает практика проведения по­добных занятий, тетрадного листка для записей не хватает.

Если группа не готова к серьезному обсуждению, то следует перевести обсуждение на следующее занятие.


Занятие 10. Поддержка друзей

Цeли:

-стимулирование самовоспитания позитивных личностных качеств;

- развитие навыков конструктивного взаимодействия;

- развитие позитивного мышления.

1. Организационный момент

2. Основная часть

Вводное слово ведущего

Сегодня у нас с вами последняя встреча. На протяжении всех занятий мы много работали с диагностическим инструментарием, выполняли раз­личные серьезные и не очень задания. Пришло время подвести итоги этой совместной деятельности. Каждый из вас сегодня выполнит письменную работу, таким образом он поддержит другого, потому что выбор профес­сии - выбор не из легких. Кто-то из вас утвердится в сделанном выборе, а кто-то задумается в его правильности.

Упражнение. Лучшее качество соседа слева.

Ведущий. Встаньте в круг. По очереди назовите качество личности, которое вам нравится в стоящем слева от вас человеке. Игра проводится по принципу «снежного кома» (см. занятие 1, упражнение «Оригинальное знакомство»).

Упражнение. Поддержка.

Ведущий. Перейдем к выполнению основного задания - письменной работе. Условия: на листе бумаги каждый записывает имена и фамилии участников (я буду диктовать по журналу). Заполняется левая часть листа, правая - свободна от записей. Все написали? Хорошо!

Теперь послушайте задание. Подумайте, какие качества необходимо развивать в себе тому или иному человеку (из списка), чтобы добиться успеха в реализации своих профессиональных намерений. Вы заполняе­те правую часть листа, то есть напротив фамилии и имени участника за­писываете необходимое для него качество.

Время работы 20-25 минут.

Ведущий. Все справились с работой? Молодцы! Листы собираются и по очереди зачитываются. Учащиеся составляют список рекомендуемых для личностного роста качеств.

Ведущий. Каждый из вас теперь имеет возможность проанализиро­вать полученную информацию и высказать свое мнение об этой работе. Можно также поделиться своими впечатлениями от цикла занятий по профессиональному самоопределению в целом.

Участники высказываются. Ведущий подводит итоги.

Ведущий должен поблагодарить каждого в отдельности, акцентируя внимание на особенностях в поведении и характере участника, предложив свою помощь в решении частных, индивидуальных проблем.

Ведущий также произносит слова благодарности всем за активную,

творческую работу.

Ритуал прощания

Аплодисменты!

Комментарий и рекомендации

Это последние занятие в рамках работы с учащимися по программе профориентации. Нужно настроить участников на сотрудничество и взаимопо­мощь. Именно поэтому подобраны соответствующие упражнения, в основе которых лежит метод групповой оценки. Этo позволяет участникам сопоста­вить результаты собственных наблюдений и мнения окружающих. Записи в упражнении. Поддержка. можно предложить сделать в форме свитка.

Ведущий имеет возможность оценить эффективность занятий.

Bo-первых, попросите участников письменно ответить на следующие

вопросы:

Что нового ты узнал на занятиях?

Чему научился?

Сделал ли ты профессиональный выбор? Какой?

Каковы твои впечатления от занятий?

Что запомнилось больше всего?

Во-вторых, соберите информацию о профессиональной направленности участников для ознакомления заинтересованных лиц (родителей, педагогов). Для этого каждый участник заполняет таблицу:

Как показывает практика, на эту работу необходимо отвести дополнительное время. Таким образом, последнее занятие займет по времени примерно 2 урока. Рассчитывайте время. Успехов!

В заключение цикла занятий ведущий предлагает участникам свою по­мощь и объявляет о месте и времени встречи для индивидуальной беседы.


© 2010-2022