- Преподавателю
- Школьному психологу
- Анализ работы психолога за учебный год
Анализ работы психолога за учебный год
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Токтарова В.П. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Анализ работы педагога-психолога МОУ «Сернурской средней школы № 1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова»
за 2014 - 2015 учебный год
В поисках гуманизации школьного образоания, мировая педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, на ее внутренние ресурсы и саморазвитие.
Поэтому одной из главных целей школьного образования является создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, характер учебно - воспитательного процесса изменяется в сторону ориентации на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы. Поэтому целями моей деятельности являются : желания помочь детям понять себя , узнать свои сильные стороны, научиться строить отношения в коллективе , преодолевать неуверенность ( создать ситуацию успеха )
Поставленные задачи подчеркивают о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин и его нарушение, принятие профилактических и предупредительных мер. Поэтому основными направлениями деятельности психолога являются пропагандистская диагностическая, профилактическая, консультативная и профориентационная работа.
Сотрудничая с педагогами школы, с родителями я стремлюсь к тому , чтобы стать тем , кому можно довериться и сегодня просто необходимо каждому из нас иметь определенный минимум психологических знаний , чтобы строить учебно - воспитательный процесс. Поэтому лекции , семинары , консилиумы , тренинг , консультации , подбор психологической литературы это те формы работы , которые я использую.
Для меня обязательным является участие в родительских собраниях
1-х, 5 -х , классах т.к. у ребят идет ориентация , а это достаточно сложный период и от его результата зависит успешность учебного процесса и физическое , эмоциональное здоровье ребенка. Также немаловажное значение имеют выступления на родительских собраниях в 8 - 11 классах, т.к. в этом возрасте могут быть проблемы в общении, трудности в профессиональном самоопределении подростков.
Были разработаны и проведены встречи с родителями на следующую тему:
1. Физиологические и психологические особенности детей 6-7 летнего возраста.
2. Развитие психических процессов учащихся младшего школьного возраста.
3. Психологическая готовность к школе.
4. Как помочь детям подготовиться к экзаменам.
5. Психологический подход родителей в воспитании детей.
С учащимися проведены беседы на такие темы:
-
Воля. Развитие волевой сферы.(5-е классы)
-
Роль темперамента при выборе профессии. (11- е классы)
-
Роль самооценки в жизни человека. (11-е классы)
-
Типичные ошибки при выборе профессии.(9-11-е классы)
-
Эмоциональное состояние человека и приемы саморегуляции.(8,9,10 -е классы)
-
Особенности памяти и ее развития. (6-е классы)
-
Особенности мышления и его развития. (6-е классы)
-
Беседы о саморегуляции.( 5-е классы)
-
Психологический настрой к сдаче ЕГЭ. ( 9,11-е классы)
Проведена работа по организации заседания психолого-педагогических консилиумов, на которых проходили сообщения по:
-
Адаптации детей 5 классов;
-
Мотивация учения детей 5 классов
-
Интеллектуальный уровень учащихся 5-х классов.
-
Также выступления на педагогических советах:
-
Пути развития профессионализма учителя. Деятельность педагога в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО.
Профилактика и своевременное выявление группы риска, располагающихся к суициду. Типология и причины девиантного поведения.
Ежегодно изучается уровень готовности детей к обучении в школе, уровень тревожности, комфортности, уровень профессиональной деятельности, уровень интеллектуальной развития старшеклассников. С результатами обследования ознакомлены классные руководители, родители, воспитатели детских садов и администрация школы.
Ежегодно проводится обследование детей будущих первоклассников по определению уровня школьной зрелости, таким образом выявляются дети которые нуждаются в дополнительной психологической и педагогической помощи. Протестированы 62 ребенка.
По результатам диагностики не все дети готовы к школе
выс. уровень - 0 %
выше среднего - 23 %
средний - 56 %
ниже среднего - 18 %
низкий - 3 %
Таким образом, готовность к обучению детей к школе составляет- 79 %. В 2013 - 2014 учебном году -88 %, 2012- 2013 учебном году - 95 %, в 2011-2012 учебном году - 93 %.
Сравнительный анализ готовности детей к школе за 3 года
2012-2013 уч.г
2013-2014 уч.г.
2014-2015 уч.г.
Высокий - 15 %
выше средн - 25 %
средний - 57 %
ниже средн - 3 %
низкий - 0 %
Высокий - 4 %
выше средн - 38 % средний - 46 %
ниже среднего - 12 %
низкий - 0 %
Высокий - 0 %
выше средн - 23 %
средний - 56 %
ниже среднего - 18 %
низкий - 3 %
В последние годы изучается уровень тревожности у подростков 8,9,10 классов. В этом учебном году всего было охвачено 116 ученика. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности, это так называемое полезная тревожность. Сравнительный анализ показывает, что так называемая полезная тревожность у подростков составляла:
2010 - 2011 учебный год - 44 %
2011 - 2012 учебный год - 62 %
2012 - 2013 учебный год - 38 %
2013 - 2014 учебный год - 49 %
2014 - 2015 учебный год - 65 %
С результатами анализа ознакомлены классные руководители, учащиеся. Проводились и индивидуальные беседы с учащимися, консультации с родителями, учителями.
При переходе из начального в среднее звено возникают проблемы с учащимися по адаптации к новым учителям, новым требованиям. Поэтому большое внимание уделяю общению с педагогами и родителями с целью оказания им психологической помощи, нацеливания взрослых на учет индивидуальных особенностей учащихся. Каждый год проводится изучение школьной мотивации для выявления их отношения к школе. Из 61 обследованных учащихся учебная мотивация составляет за 2014 - 2015 учебный год - 24 % ( для сравнения за 2013 - 2014 учебный год -31 % , 2012 - 2013 учебный год - 31 % , 2011- 2012 учебный год - 29%, 2010- 2011 учебный год -41 %, 2009 - 2010 учебный год - 21 % .
Интеллектуальный уровень готовности детей к обучению в среднем звене составляла в
2014-2015 уч.г.
2013-2014 уч.г.
2012-2013 уч.г.
Высокий - 3 %
выше среднего - 25 %
средний - 54 %
ниже среднего - 18 %
низкий - 0 %
Высокий - 0 %
выше среднего - 24 %
средний - 62 %
ниже среднего - 13 %
низкий - 1 %
Высокий - 4 %
выше среднего - 19%
средний - 52 %
ниже среднего - 21 %
низкий - 4 %
Стартовая диагностика учащихся 5 - 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС (изменения сентябрь-май)
Стартовая диагностика учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС
Диагностическая работа проводилась по 4 основным направлениям:
1. Личностные УУД (универсальные учебные действия);
2. Регулятивные УУД (универсальные учебные действия) ;
3. Познавательные УУД (универсальные учебные действия);
4. КоммуникативныеУУД (универсальные учебные действия);
Стартовая диагностика учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС
УУД
Показатель
Высокий
уровень
кол-во и % от числа прошедших обследование
Средний
уровень
кол-во и % от числа
прошедших обследование
Низкий
уровень
кол-во и % от числа прошедших обследование
Личностные
Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения (критерий 2)
26,9% (сентяб.)
28% (май)
43,4 %
48,8 %
29,7 %
23,2 %
Эмоциональное благополучие (критерий 4)
56,7 %(сентяб.)
58,3%(май )
37,4 %
35,9 %
5,9 %
5,8 %
Регулятивные
Целеполагание (критерий 1, шкала 2)
14,9%(сентяб.)
20,9 %(май)
44,9 %
44,8 %
40,2 %
34,3 %
Самоконтроль (критерий 1, шкала 3)
16,4 %(сентяб.)
17,9 %(май)
38,9 %
40,3 %
44,7 %
41,8 %
Познавательные
Учебная активность (критерий 1, шкала 1)
14,3%(сентяб.)
16,2% (май)
71,4 %
72,4 %
14,3 %
11,4 %
Усвоение знаний, успеваемость (критерий 1, шкала 4)
9 % (сентябрь)
12,8 % (май)
74,7%
73 %
16,3 %
14,2%
Коммуникативные
Взаимоотношения с одноклассниками (критерий 3, шкала 1)
52,7% (сентяб.)
76,4 % (май)
44,3 %
21,6 %
3 %
2 %
Взаимоотношения с учителями (критерий 3, шкала 2)
57,1% (сентяб.)
60,2 % (май)
28,6%
32,4 %
14,3%
7,4 %
Стартовая диагностика учащихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС
УУД
Показатель
Высокий
уровень
кол-во и % от числа прошедших обследование
Средний
уровень
кол-во и % от числа
прошедших обследование
Низкий
уровень
кол-во и % от числа прошедших обследование
Личностные
Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения (критерий 2)
27,4 % (сентяб.)
29,3% (май)
44.3 %
49,4 %
28,3 %
21,3 %
Эмоциональное благополучие (критерий 4)
59,7 %(сентяб.)
62,3%(май )
36,9 %
32,9 %
3,4 %
4,8 %
Регулятивные
Целеполагание (критерий 1, шкала 2)
16,6%(сентяб.)
21,7 %(май)
46,2 %
46,8 %
37,2 %
31,5 %
Самоконтроль (критерий 1, шкала 3)
17,3 %(сентяб.)
19,1 %(май)
41,5 %
40,3 %
41,2 %
37,7 %
Познавательные
Учебная активность (критерий 1, шкала 1)
16,3%(сентяб.)
19,2% (май)
72,4 %
71,4 %
11,3 %
9,4 %
Усвоение знаний, успеваемость (критерий 1, шкала 4)
11 % (сентябрь)
17,6 % (май)
75,7%
72,2 %
13,3 %
10,2%
Коммуникативные
Взаимоотношения с одноклассниками (критерий 3, шкала 1)
62,7% (сентяб.)
77,6 % (май)
34,3 %
22,4 %
3 %
2 %
Взаимоотношения с учителями (критерий 3, шкала 2)
60,3 % (сентяб.)
65,3 % (май)
28,5%
28,3 %
11,2%
6,4 %
Также большое внимание уделялось психокоррекционной и психопрофилактической работе. В школе есть дети с девиантным поведением. С этими детьми проводились индивидуальные консультации. По сравнению с прошлым годом ребята стали больше раскрываться и рассказывать о своих трудностях и проблемах. Интересующие их темы это:
выбор профессии,
взаимоотношения с противоположным полом,
непонимание внутри семьи,
конфликтные ситуации с учителями и многое другое.
В школе возглавляю психолого-медико-педагогический консилиум. За этот учебный год проведено 4 заседаний психолого - медико - педагогического консилиума.(Протоколы № 12,13,14,15)Другим направлением работы является профориентационная работа. Цель этого направления оказание помощи в выборе профессии наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям учащегося. В этом направлении использовались: Анкетирование, тестирование, индивидуально-групповые беседы, консультации. С учащимися 11 классов проводилась комплексная диагностика предварительного опроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Для этого использовались:
-
тест ДДО Климова « Я предпочту»;
-
методика «Карта интересов» А.Е.Голомштока;
-
Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей;
-
Определение темперамента (тест Айзенка).
-
Определение уровня памяти.(тест)
-
Определение самооценки личности старшеклассника (тест)
-
Определение склонностей (методика Л.А.Йовайши)
-
Определение типа личности (методика Д.Голланда)
По результатам диагностики определились:
Человек-природа - 6 человек.
Человек-техника - 10 человек.
Человек-человек - 11 человек.
Человек - знаковая система - 7 человек.
Человек - художественный выбор - 4 человек.
Таким образом,психологической службой школы собирается банк данных для дальнейшего использования выработки основных подходов к анализу и обобщению результатов проведенных исследований. Располагая достоверной информацией мы имеем возможность отслеживать результаты диагностики на протяжении ряда лет, делать выводы об их динамике, прогнозировать успешность обучения, поведения, физического и психического состояния ребят в школе.
Планируя работу на 2015- 2016 учебный год учитываются проблемы и задачи стоящие перед школой.
ПРОБЛЕМЫ:
1. Повышение качества знаний.
2. Профилизация образования.
3. Воспитание нравственности
4. Введение ФГОС.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие творческих, коммуникативных способностей, личностных универсальных действий.
2. Целенаправленная работа по развитию речи.
3. Воспитание любви к малой родине.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
В связи с этим работа строится по следующим направлениям:
-
Психологическая диагностика;
-
Психологическая профилактика;
-
Развивающие занятия;
-
Психологическое консультирование;
-
Психологическое просвещение;
-
Просветительская работа.
Основными целями в работе педагога- психолога являются:
1. Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося школы в течение всего срока обучения в школе;
2. Содействие сохранению психологического обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода в образовательном процессе;
3. Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
4. Оказание комплексной социально- психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.
Задачи, над которыми необходимо работать:
-
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
-
психологическое обеспечение образовательных программ;
-
развитие психолого - педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов,
-
формирование Личностных УУД
Важнейшим направлением психолого- педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей, а также:
-
формирование установок на здоровый образ жизни;
-
развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
Психолог школы: (В.П.Токтарова)