Анализ работы психолога за учебный год

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ работы педагога-психолога МОУ «Сернурской средней школы № 1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова»

за 2014 - 2015 учебный год

В поисках гуманизации школьного образоания, мировая педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, на ее внутренние ресурсы и саморазвитие.

Поэтому одной из главных целей школьного образования является создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, характер учебно - воспитательного процесса изменяется в сторону ориентации на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы. Поэтому целями моей деятельности являются : желания помочь детям понять себя , узнать свои сильные стороны, научиться строить отношения в коллективе , преодолевать неуверенность ( создать ситуацию успеха )

Поставленные задачи подчеркивают о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин и его нарушение, принятие профилактических и предупредительных мер. Поэтому основными направлениями деятельности психолога являются пропагандистская диагностическая, профилактическая, консультативная и профориентационная работа.

Сотрудничая с педагогами школы, с родителями я стремлюсь к тому , чтобы стать тем , кому можно довериться и сегодня просто необходимо каждому из нас иметь определенный минимум психологических знаний , чтобы строить учебно - воспитательный процесс. Поэтому лекции , семинары , консилиумы , тренинг , консультации , подбор психологической литературы это те формы работы , которые я использую.

Для меня обязательным является участие в родительских собраниях

1-х, 5 -х , классах т.к. у ребят идет ориентация , а это достаточно сложный период и от его результата зависит успешность учебного процесса и физическое , эмоциональное здоровье ребенка. Также немаловажное значение имеют выступления на родительских собраниях в 8 - 11 классах, т.к. в этом возрасте могут быть проблемы в общении, трудности в профессиональном самоопределении подростков.

Были разработаны и проведены встречи с родителями на следующую тему:

1. Физиологические и психологические особенности детей 6-7 летнего возраста.

2. Развитие психических процессов учащихся младшего школьного возраста.

3. Психологическая готовность к школе.

4. Как помочь детям подготовиться к экзаменам.

5. Психологический подход родителей в воспитании детей.

С учащимися проведены беседы на такие темы:

  • Воля. Развитие волевой сферы.(5-е классы)


  • Роль темперамента при выборе профессии. (11- е классы)

  • Роль самооценки в жизни человека. (11-е классы)

  • Типичные ошибки при выборе профессии.(9-11-е классы)

  • Эмоциональное состояние человека и приемы саморегуляции.(8,9,10 -е классы)

  • Особенности памяти и ее развития. (6-е классы)

  • Особенности мышления и его развития. (6-е классы)

  • Беседы о саморегуляции.( 5-е классы)

  • Психологический настрой к сдаче ЕГЭ. ( 9,11-е классы)

Проведена работа по организации заседания психолого-педагогических консилиумов, на которых проходили сообщения по:

  • Адаптации детей 5 классов;

  • Мотивация учения детей 5 классов

  • Интеллектуальный уровень учащихся 5-х классов.

  • Также выступления на педагогических советах:

  • Пути развития профессионализма учителя. Деятельность педагога в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО.

Профилактика и своевременное выявление группы риска, располагающихся к суициду. Типология и причины девиантного поведения.

Ежегодно изучается уровень готовности детей к обучении в школе, уровень тревожности, комфортности, уровень профессиональной деятельности, уровень интеллектуальной развития старшеклассников. С результатами обследования ознакомлены классные руководители, родители, воспитатели детских садов и администрация школы.

Ежегодно проводится обследование детей будущих первоклассников по определению уровня школьной зрелости, таким образом выявляются дети которые нуждаются в дополнительной психологической и педагогической помощи. Протестированы 62 ребенка.

По результатам диагностики не все дети готовы к школе

выс. уровень - 0 %

выше среднего - 23 %

средний - 56 %

ниже среднего - 18 %

низкий - 3 %

Таким образом, готовность к обучению детей к школе составляет- 79 %. В 2013 - 2014 учебном году -88 %, 2012- 2013 учебном году - 95 %, в 2011-2012 учебном году - 93 %.

Сравнительный анализ готовности детей к школе за 3 года

2012-2013 уч.г

2013-2014 уч.г.

2014-2015 уч.г.

Высокий - 15 %

выше средн - 25 %

средний - 57 %

ниже средн - 3 %

низкий - 0 %

Высокий - 4 %

выше средн - 38 % средний - 46 %

ниже среднего - 12 %

низкий - 0 %

Высокий - 0 %

выше средн - 23 %

средний - 56 %

ниже среднего - 18 %

низкий - 3 %

В последние годы изучается уровень тревожности у подростков 8,9,10 классов. В этом учебном году всего было охвачено 116 ученика. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности, это так называемое полезная тревожность. Сравнительный анализ показывает, что так называемая полезная тревожность у подростков составляла:

2010 - 2011 учебный год - 44 %

2011 - 2012 учебный год - 62 %

2012 - 2013 учебный год - 38 %

2013 - 2014 учебный год - 49 %

2014 - 2015 учебный год - 65 %

С результатами анализа ознакомлены классные руководители, учащиеся. Проводились и индивидуальные беседы с учащимися, консультации с родителями, учителями.

При переходе из начального в среднее звено возникают проблемы с учащимися по адаптации к новым учителям, новым требованиям. Поэтому большое внимание уделяю общению с педагогами и родителями с целью оказания им психологической помощи, нацеливания взрослых на учет индивидуальных особенностей учащихся. Каждый год проводится изучение школьной мотивации для выявления их отношения к школе. Из 61 обследованных учащихся учебная мотивация составляет за 2014 - 2015 учебный год - 24 % ( для сравнения за 2013 - 2014 учебный год -31 % , 2012 - 2013 учебный год - 31 % , 2011- 2012 учебный год - 29%, 2010- 2011 учебный год -41 %, 2009 - 2010 учебный год - 21 % .

Интеллектуальный уровень готовности детей к обучению в среднем звене составляла в

2014-2015 уч.г.

2013-2014 уч.г.

2012-2013 уч.г.

Высокий - 3 %

выше среднего - 25 %

средний - 54 %

ниже среднего - 18 %

низкий - 0 %

Высокий - 0 %

выше среднего - 24 %

средний - 62 %

ниже среднего - 13 %

низкий - 1 %

Высокий - 4 %

выше среднего - 19%

средний - 52 %

ниже среднего - 21 %

низкий - 4 %

Стартовая диагностика учащихся 5 - 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС (изменения сентябрь-май)

Стартовая диагностика учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС
Диагностическая работа проводилась по 4 основным направлениям:

1. Личностные УУД (универсальные учебные действия);

2. Регулятивные УУД (универсальные учебные действия) ;

3. Познавательные УУД (универсальные учебные действия);

4. КоммуникативныеУУД (универсальные учебные действия);

Стартовая диагностика учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС

УУД

Показатель

Высокий

уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

Средний

уровень

кол-во и % от числа

прошедших обследование

Низкий

уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

Личностные

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения (критерий 2)

26,9% (сентяб.)

28% (май)

43,4 %

48,8 %

29,7 %

23,2 %

Эмоциональное благополучие (критерий 4)

56,7 %(сентяб.)

58,3%(май )

37,4 %

35,9 %

5,9 %

5,8 %

Регулятивные

Целеполагание (критерий 1, шкала 2)

14,9%(сентяб.)

20,9 %(май)

44,9 %

44,8 %

40,2 %

34,3 %

Самоконтроль (критерий 1, шкала 3)

16,4 %(сентяб.)

17,9 %(май)

38,9 %

40,3 %

44,7 %

41,8 %

Познавательные

Учебная активность (критерий 1, шкала 1)

14,3%(сентяб.)

16,2% (май)

71,4 %

72,4 %

14,3 %

11,4 %

Усвоение знаний, успеваемость (критерий 1, шкала 4)

9 % (сентябрь)

12,8 % (май)

74,7%

73 %

16,3 %

14,2%

Коммуникативные

Взаимоотношения с одноклассниками (критерий 3, шкала 1)

52,7% (сентяб.)

76,4 % (май)

44,3 %

21,6 %

3 %

2 %

Взаимоотношения с учителями (критерий 3, шкала 2)

57,1% (сентяб.)

60,2 % (май)

28,6%

32,4 %

14,3%

7,4 %

Стартовая диагностика учащихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС

УУД

Показатель

Высокий

уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

Средний

уровень

кол-во и % от числа

прошедших обследование

Низкий

уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

Личностные

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения (критерий 2)

27,4 % (сентяб.)

29,3% (май)

44.3 %

49,4 %

28,3 %

21,3 %

Эмоциональное благополучие (критерий 4)

59,7 %(сентяб.)

62,3%(май )

36,9 %

32,9 %

3,4 %

4,8 %

Регулятивные

Целеполагание (критерий 1, шкала 2)

16,6%(сентяб.)

21,7 %(май)

46,2 %

46,8 %

37,2 %

31,5 %

Самоконтроль (критерий 1, шкала 3)

17,3 %(сентяб.)

19,1 %(май)

41,5 %

40,3 %

41,2 %

37,7 %

Познавательные

Учебная активность (критерий 1, шкала 1)

16,3%(сентяб.)

19,2% (май)

72,4 %

71,4 %

11,3 %

9,4 %

Усвоение знаний, успеваемость (критерий 1, шкала 4)

11 % (сентябрь)

17,6 % (май)

75,7%

72,2 %

13,3 %

10,2%

Коммуникативные

Взаимоотношения с одноклассниками (критерий 3, шкала 1)

62,7% (сентяб.)

77,6 % (май)

34,3 %

22,4 %

3 %

2 %

Взаимоотношения с учителями (критерий 3, шкала 2)

60,3 % (сентяб.)

65,3 % (май)

28,5%

28,3 %

11,2%

6,4 %

Также большое внимание уделялось психокоррекционной и психопрофилактической работе. В школе есть дети с девиантным поведением. С этими детьми проводились индивидуальные консультации. По сравнению с прошлым годом ребята стали больше раскрываться и рассказывать о своих трудностях и проблемах. Интересующие их темы это:

выбор профессии,

взаимоотношения с противоположным полом,

непонимание внутри семьи,

конфликтные ситуации с учителями и многое другое.

В школе возглавляю психолого-медико-педагогический консилиум. За этот учебный год проведено 4 заседаний психолого - медико - педагогического консилиума.(Протоколы № 12,13,14,15)Другим направлением работы является профориентационная работа. Цель этого направления оказание помощи в выборе профессии наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям учащегося. В этом направлении использовались: Анкетирование, тестирование, индивидуально-групповые беседы, консультации. С учащимися 11 классов проводилась комплексная диагностика предварительного опроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Для этого использовались:

  • тест ДДО Климова « Я предпочту»;

  • методика «Карта интересов» А.Е.Голомштока;

  • Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей;

  • Определение темперамента (тест Айзенка).

  • Определение уровня памяти.(тест)

  • Определение самооценки личности старшеклассника (тест)

  • Определение склонностей (методика Л.А.Йовайши)

  • Определение типа личности (методика Д.Голланда)

По результатам диагностики определились:

Человек-природа - 6 человек.

Человек-техника - 10 человек.

Человек-человек - 11 человек.

Человек - знаковая система - 7 человек.

Человек - художественный выбор - 4 человек.

Таким образом,психологической службой школы собирается банк данных для дальнейшего использования выработки основных подходов к анализу и обобщению результатов проведенных исследований. Располагая достоверной информацией мы имеем возможность отслеживать результаты диагностики на протяжении ряда лет, делать выводы об их динамике, прогнозировать успешность обучения, поведения, физического и психического состояния ребят в школе.

Планируя работу на 2015- 2016 учебный год учитываются проблемы и задачи стоящие перед школой.

ПРОБЛЕМЫ:

1. Повышение качества знаний.

2. Профилизация образования.

3. Воспитание нравственности

4. Введение ФГОС.

ЗАДАЧИ:

1. Развитие творческих, коммуникативных способностей, личностных универсальных действий.

2. Целенаправленная работа по развитию речи.

3. Воспитание любви к малой родине.

4. Пропаганда здорового образа жизни.

В связи с этим работа строится по следующим направлениям:

  • Психологическая диагностика;

  • Психологическая профилактика;

  • Развивающие занятия;

  • Психологическое консультирование;

  • Психологическое просвещение;

  • Просветительская работа.

Основными целями в работе педагога- психолога являются:

1. Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося школы в течение всего срока обучения в школе;

2. Содействие сохранению психологического обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода в образовательном процессе;

3. Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

4. Оказание комплексной социально- психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.

Задачи, над которыми необходимо работать:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • развитие психолого - педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов,

  • формирование Личностных УУД

Важнейшим направлением психолого- педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей, а также:

  • формирование установок на здоровый образ жизни;

  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

Психолог школы: (В.П.Токтарова)


© 2010-2022