- Преподавателю
- Школьному психологу
- Родительское собрание по профилактике суицида Родительская любовь-защита от всех жизненных невзгод
Родительское собрание по профилактике суицида Родительская любовь-защита от всех жизненных невзгод
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Cулимова Н.С. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коучинг родительского собрания.
Тема собрания: «Родительская любовь-защита от всех жизненных невзгод»
Цель: знать, как не допустить суицид у своих детей, как наблюдать за ребёнком, понимать, что надо стать другом для своего ребёнка, разделить с ним все его страхи, сомнения, неуверенность в себе, внушить ребёнку, что он - самое большое счастье для семьи, родителей.
Мотивированы: быть внимательными и наблюдательными к своим детям, сотрудничать со школой, психологом школы, классным руководителем.
Материалы: ручки, фломастеры, бумага, цветная бумага, плакаты.
Ход заседания
№
Этапы коучинга.
/действия коуча/
1
Приветствие. Психологический настрой: тренинг
Вызов (побуждение к действию).
Показ фильма Ролана Быкова «Я сюда не вернусь»
Задание 1.
-Что вы об этом думаете?
-Какие мысли у вас появились?
Мы сегодня будем с вами говорить о самом дорогом, что у нас есть: о наших детях, о том, как они нам дороги, как им помочь адаптироваться в этой жизни, стать сильнее, мудрее и мужественнее.
Соцпедагог читает стихотворение о суициде.
Суицид - геройство или слабость,
или в нервном потрясенье срыв?
Есть, скажите, у кого-то храбрость
вскрыть его причинности нарыв?
Можно долго рассуждать о многом,
осуждать, оправдывать, корить.
Но не высказать высоким слогом,
что порвало тоненькую нить
между жизнью и мгновенной смертью,
у которой за спиной развал.
Кто расскажет, как, в какие сети
не по воле человек попал?
Обсуждая тему, психиатры,
говорун-философ, - чудаки,
как на сцене скучного театра,
с пафосом шлифуют языки.
Но никто не знает, не узнает,
сколько б не потратил он труда,
почему самоубийца выбирает
путь себе такой вот в никуда.
- Так что же такое суицид? И почему же это страшное явление проявляется именно в подростковом возрасте?
Суицид - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: "Обратите на меня внимание! Поймите меня!" И крик - это нам, взрослым.
Согласно статистическим данным, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.
Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и нас психологов. Но однозначного ответа на него дать невозможно.
Выделяют 3 вида суицида: демонстративный, аффективный, истинный.
Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома - родным, в компании сверстников - кому-то из них, в общественном месте.
Аффективный. Аффективное суицидальное поведение - тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.
Истинный. Истинное суицидальное поведение - намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.
По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить несколько основных причин суицида.
1. Неблагополучные семьи.
Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.
2. Школьные проблемы
Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально - психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду.
3. Стресс
Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.
Психолог: Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере.
2
Организация работы: деление на группы
При входе вам были даны геометрические фигурки- при помощи них разделитесь на 3 группы.
Прошу всех занять свои места!
У Вас на столах лежат «Правила нашей группы»
-доверительный стиль общения.
-общение по принципу «Здесь и теперь»
-персональное высказывание
-искренность в общении
-конфиденциальность всего происходящего в группе
-недопустимость непосредственных оценок человека
-как можно больше контактов и общения с различными людьми
-активное участие в происходящем
-уважение к говорящему.
3
Реализация (осмысление и практика). Работа. Создание постеров
Задание 3. Групповая работа. Каждой группе даны задания.
1.КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ С РЕБЁНКОМ, ЧТОБЫ ОН НИКОГДА НЕ ЗАДУМАЛСЯ О СУИЦИДЕ.
2.Как увидеть, что у ребёнка есть какие-то проблемы.
3.Причины подталкивающие детей к суициду.
Время работы - 15 минут.
Работа по составлению постера.
5
Защита проектов
Каждая команда представляет свои варианты ответов.
Аплодисменты.
Презентация
-Обсуждение:
-Что вы об этом думаете?
-Поделитесь мыслями.
Задание: Каждый на листочке напишите проблему во взаимоотношениях со своим ребёнком школе, сомните листочки и бросьте соседнему столу. Теперь разверните листочки, напишите ответы, и опять бросьте соседям.
Анкетирование родителей (соцпедагог)
6
Кейс- стади. Рекомендуемая литература.
Раздача памяток и рекомендаций родителям.
7
Рефлексия «Закончи предложение»
Рефлексия.
1.Сегодня было…
2.Мне хочется…
3. Я научилась…
4. Взяла полезное…..
5. Другое…
Участники на стикерах делают записи и крепят на доску.
Клип «Берегите детей».