Родительское собрание на тему: «Первые шаги ребенка в школе»

Ребенок, переступающий порог школы, должен со­ответствовать определенному умственному, физичес­кому, эмоциональному и социальному развитию. Пер­вые дни ребенка в школе самые трудные. Для успешного обучения ребенка необходимо учитывать особенности адаптации, т. е. привыкания, приспособления к школьной жизни. Наблюдения за первоклассниками показали, что адаптация может проходить по-разному. 1-я группа детей (полная адаптация) — быстро и благополучно привы­кающие дети. У них преобладает хорошее нас...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Родительское собрание

Тема: «Первые шаги ребенка в школе».

Тема: «Первые трудности ребенка в школе».

Ребенок, переступающий порог школы, должен со­ответствовать определенному умственному, физичес­кому, эмоциональному и социальному развитию. Пер­вые дни ребенка в школе самые трудные.

Для успешного обучения ребенка необходимо учитывать особенности адаптации, т. е. привыкания, приспособления к школьной жизни. Наблюдения за первоклассниками показали, что адаптация может проходить по-разному.

1-я группа детей (полная адаптация) - быстро и благополучно привы­кающие дети. У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать шко­лу, добросовестно и без видимых усилий выполнять требования учителя.

2-я группа детей (неполная адаптация) требует для привыкания к новой, школьной жизни больше времени. Такие дети долгое время предпочитают игровую деятельность учебной, часто капризничают, плачут, жалуются, спорят или де­рутся с одноклассниками.

3-я группа детей (дезадаптация) - плохо привыкающие дети. Их отличает негативная форма поведения, нежелание учить­ся и посещать школу, устойчивые отрицательные эмо­ции. У них не складываются отношения с одноклассни­ками, которые не хотят с ними дружить, играть на пере­менах. Такие дети ведут себя в школе вызывающе, за­дираются, часто мешают проводить урок и т. д.

В чем трудности адаптации ребенка к школе?

1. Смена социальной позиции ребенка

Из дошкольника ребенок превращается в ученика (я - школьник). У него появляются новые и слож­ные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплиниро­ванным и т. п. Ребенку придется выполнять новые требования и нормы, которые ориентируют его в том, как себя вести, что и как делать.

2. Смена ведущей деятельности

До начала обучения в школе ребенок занят пре­имущественно игрой. Он играет в сюжетные и роле­вые игры, фантазирует, придумывает игровые импро­визации. С приходом в школу ребенок начинает ов­ладевать учебной деятельностью: школьник должен «научиться учиться», т. е. запоминать учебный мате­риал, формулировать ответ, решать задачу.

Основное психологическое различие игровой и учеб­ной деятельности состоит в том, что игровая деятель­ность является свободной, а учебная - построена на основе произвольных усилий ребенка. Если до нача­ла обучения в школе ребенок играл тогда, когда он хотел играть, действовал в соответствии со своим желанием и самостоятельно, то с приходом в школу ребенок обязан делать то, что ему не всегда хочется делать. Он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание на уроке: он обязан и вынужден сменить свои занятия, весь «способ жизни».

3. Сдерживание двигательной активности инициативного ребенка. Активизация вялых и пассивных детей

Учитель стремится сформировать некий оптималь­ный уровень активного ребенка, способствующий хо­рошему усвоению учебного материала, длительному поддержанию активного внимания, сосредоточеннос­ти, концентрации.

Если ребенок характеризуется слабым развити­ем «комплекса произвольности», он плохо привыка­ет к школе, имеет низкую успеваемость. Для такого ребенка идти в школу со временем становится свое­образной «пыткой», и он начинает всячески увили­вать от этого, пропускает уроки, придумывает раз­ные болезни.

4. Возникновение специфических реакций

С началом обучения в школе у 67 - 69 % неподго­товленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Такой ребенок боится учителя, испытывает страх перед выходом к доске для ответа, он боится опоздать на урок, низких отметок, унижения.

5. Социальное окружение: учитель, класс, семья

От отношения учителя к ребенку зависит успеш­ность его дальнейшего обучения в школе. Опыт пока­зывает, что ребенок, которого с самого начала «не по­любил» учитель начальных классов, впоследствии пло­хо учится, агрессивен или не уверен в себе, склонен к асоциальным поступкам.

Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начи­нает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик часто превращается в ведомого или аутсайдера, учит­ся нехотя и посредственно.

Семейная ситуация, в которой оказывается ребе­нок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряженная, эмоционально дискомфорт­ная обстановка отрицательно влияет на самочувствие школьника, что сказывается и на его успеваемости.


Нарушения психологического здоровья детей

Чаще всего родители беспокоятся о физическом здоровье ребенка и его успеваемости в школе. Но необходимо обращать внимание и на состояние психологического здоровья ребенка. Нужно различать здоровье психическое и психологического, ведь не секрет, что нередко психолог ассоциируется с психиатром, а это вызывает у некоторых родителей страх, а следовательно и отказ от сотрудничества: «Что мой ребенок - псих, что ли, зачем ему психолог?». В нашем нестабильном и стрессогенном обществе те или иные нарушения психологического здоровья имеются почти у всех здоровых детей. Нарушения психологического здоровья взаимосвязаны с успеваемостью в школе, адаптацией к социальной среде и, наконец, со здоровьем физическим.

Что для этого необходимо?


Подготовить ребенка к общению со сверстни­ками и взрослыми

В характере ребенка родителей должно интересо­вать его отношение...

...к другим людям,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: эгоизм - альтруизм, честность, правди­вость - лживость, рассудительность - легкомыслие, общительность - замкнутость, тактичность - гру­бость, стремление превосходить - подчиняться;

...к сверстникам,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: драчливость, конфликтность, подозритель­ность, открытость, завистливость, уступчивость;

...к самому себе,

которое проявляется в следующих качествах харак­тера: скромность, самоуважение, самокритичность, гор­дость, закомлексованность, чувство неполноценности;

...к взрослым,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: послушание, уважительность, капризность, заискивание;

...к собственным вещам,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: бережливость, жадность, неряшливость, ак­куратность;

...к делу,

которое проявляется в следующих качествах ха­рактера: ответственность - безответственность, трудолюбие - легкость, настойчивость, целеустремлен­ность, инициативность, самостоятельность, добросове­стность, старательность.


Понаблюдайте, умеет ли ваш ребенок устанавли­вать контакты

• Если ребенок это может делать смело и охотно, - это говорит о раскованности и открытости ребен­ка.

• Если ребенок недоверчив и осторожен, хочет из­бежать контакта, - это говорит о том, что ребе­нок испытывает проблемы в общении, возможно, чего-то боится.

В школе ребенок будет постоянно находиться в ок­ружении других детей, учителей. Поэтому необходи­мо привить ребенку навыки общения:

• уметь слышать и слушать своего товарища;

• говорить самому только после того, как собесед­ник закончит свою мысль;

• пользоваться словами вежливого общения, избе­гать грубостей.

Полезный совет

Создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать реше­ния, определять стиль поведения и т. п. Такие естественные ситуации возникают сплошь и ря­дом. Попросите ребенка сходить в магазин, по­звонить бабушке и т. д. Главное, учить ребенка общению.

Нужно привить ребенку правила, обязательные для всех

• Не спеши первым сесть за стол.

• Не разговаривай во время еды.

• Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

• Не чавкай.

• Не торопись первым выскакивать в дверь.

• Не перебивай говорящего.

• Не кричи и не повышай голос, если перед тобой не глухие.

• Не размахивай руками.

• Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

• Не забудь снять шапку, входя в дом.

• Не повторяй слишком часто «я».

• Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

• Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь неча­янно толкнул.

• Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

• Не держи руки в карманах.


Научить ребенка подчиняться определенному режиму


• Если ребенок посещает детский сад, то он уже уме­ет соблюдать определенный режим. При поступлении в школу режим дня ребенка коренным образом ме­няется.

Режим дня важен для ребенка, т.к. он способству­ет нормальному развитию, укреплению здоровья, вос­питанию воли, приучает к дисциплине. Режим дня составляется с учетом состояния здоровья, возраст­ных физиологических и других индивидуальных осо­бенностей ребенка. Он предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отды­ха, в том числе и отдыха на открытом воздухе, регу­лярное и калорийное питание, выполнение правил лич­ной гигиены.

Помните:

Каждое утро ребенок должен начинать с зарядки. Это должно войти у него в привычку.

• Необходимо привить ребенку гигиенические на­выки: приучить самостоятельно умываться, чис­тить зубы и др.

• Принимать пищу следует не раньше, чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1-2 часа до сна. Правильно организованное пи­тание (4-5-кратный прием пищи) имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития ребенка. Особенно полез­ны молоко и молочные продукты.

• Для восстановления сил и работоспособности орга­низма ребенку нужен нормальный сон. Детям 6-7 лет необходимо спать 10-11 часов.

• В выходные дни режим не нарушается, но ребен­ку необходимо дать выспаться.


Полезный совет

Начинать приготовление домашних уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным занятиям. В первую очередь выпол­няются задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.

Привить навыки самостоятельности
Как воспитать самостоятельность у ребенка:

• Поручайте ребенку конкретные дела и требуйте их самостоятельного выполнения.

• Выполненное самостоятельно дело отмечайте по­ложительно.

• Давайте возможность ребенку проявить инициа­тиву в выборе различных дел.

• Стимулируйте самостоятельное выполнение до­машних заданий.

• Оказывайте минимальную помощь ребенку в вы­полнении домашних заданий.


Развивать эмоционально-волевую сферу

В школе нередко между детьми возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Очень важно, чтобы ребенок умел сдерживать свои эмоции, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внут­ренняя саморегуляция поведения, которая приобре­тается по мере накопления жизненного опыта. Од­нако, не малую роль играет семейное воспитание. Учите ребенка подавлять агрессивные вспышки, им­пульсивные реакции. Зная особенности своего ребен­ка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воз­действия в каждом конкретном случае. В ваших силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптималь­ный стиль поведения во многих прогнозируемых ситуациях.


Делайте:

.• Радуйтесь вашему ребенку.

• Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

• Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

• Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

• В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

• Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

• Будьте терпеливы.

• Говорите медленно.

• Спрашивайте «Что?» и «Почему?»

• Поощряйте в ребенке желание задавать вопросы.

• Если ребенок не умеет еще читать или читает пло­хо, каждый день читайте ему.

• Не скупитесь на похвалу или поцелуй.

• Поощряйте любопытство и воображение вашего ребенка.

• Поощряйте игры с другими детьми.

• Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

• Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он помогает вам ухаживать за цветами, вешать полки и т. д.

• Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песен, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

• Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, ад­рес, домашний телефон, день рождения, а также сведения о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях.

• Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится , делать ребенку.

• Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

• Не теряйте чувство юмора.

• Играйте с ребенком в разные игры. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте:

• Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не за­кончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

• Не задавайте слишком много вопросов.

• Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.

• Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим.

Родительское собрание на тему: «Первые шаги ребенка в школе».


© 2010-2022