Статья Роль психолога в проектной деятельности

У нас в гимназии широко развита работа с проектами, особенно в начальной школе. Такая деятельность объединяет детей высокомотивированных и инициативных. Проекты выполняемые в классе, как правило, посвещены какой-то одной определенной теме. В зависимости от сроков проекты бывают долгосрочные и краткосрочные. Темы выбирают учителя, отталкиваясь от интересов детей.Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда...
Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сергеева Вера Юрьевна

педагог-психолог

МБОУ «Гимназия №9»,

г. Усолье-Сибирское

«Роль психолога в проектной деятельности»

«Где нет случая проявить талант, там и нет талантов». Это высказывание Людвига Андреаса Фейербаха предостерегает нас от ошибок в организации учебно-воспитательного процесса и заставляет конкретизировать цели современного образования. Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

(ФГОС ОСО - Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника):

Наше общество развивается стремительно, быстро и это влияет на ситуацию в сфере образования. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. На современном этапе требуется: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика

О проектной деятельности как о ведущем методе обучения было упомянуто ещё в начале 20 века. Так в 1905 году русский педагог Станислав Теофилович Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В последнее время этому методу уделяется самое пристальное внимание.

Цель проектов - формирование интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в качественный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Суть проектного обучения в том, что учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность.

В МБОУ «Гимназия №9» широко развита работа с проектами, особенно в начальной школе. Такая деятельность объединяет детей высокомотивированных и инициативных. Проекты выполняемые в классе, как правило, посвещены какой-то одной определенной теме. Например, учащиеся 4 классов работают над темой «Мы помним, чтим, гордимся», посвещенной Великой Отечественной Войне, но все дети разбиты на группы и каждая группа работает над своей темой, например, «Дети войны» и др. Каждой группе выдается маршрут (план, этапы работы), они проходят этот маршрут согласно срокам. В зависимости от сроков проекты бывают долгосрочные и краткосрочные. Темы выбирают учителя, отталкиваясь от интересов детей.

Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого. Занимаясь проектной деятельностью учащиеся понимают для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Роль учителя среди участников сопровождения проектной деятельности - основная. Он организатор последовательной деятельности ученика на пути интеллектуального и этического развития.

Психолог помогает субъектам образовательного процесса наладить взаимодействие, освоить индивидуально-значимые и ценностные методы познания, общения, понимания себя и других, делать осознанные выборы.

Психологическое сопровождение предусматривает работу с учащимися по повышению их мотивации к деятельности, развитию навыков самопрезентации, снижению уровня тревожности, а так же консультативную работу с педагогами, родителями.

В гимназии в рамках внеурочной деятельности я провожу развивающие занятия «Азбука общения» в 1-4 классах. Данная программа нацелена на то, чтобы вооружить детей средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Учащиеся на занятиях с психологом учатся преодолевать стрессовые ситуации, жить в гармонии с окружающими людьми и с самим собой, развивать личностные качества, развивать интерес к окружающим людям, чувства понимания и сопереживания другим людям.

Согласно плану я провожу необходимые коррекционные, тренинговые занятия, привлекая к работе родителей др. В общем, делается всё необходимое, чтобы помочь детям разобраться в данном вопросе.

Содержание деятельности психологического сопровождения можно поместить в таблицу:

Мероприятие

Цель

Участники

Формы . взрослых работы

Планируемый результат

Примечание

1.

Проведение индивидуальной диагностики учащихся

Выявление одаренных детей

Учащиеся

1- х классов, вновь прибывшие ученики

Индивидуальное тестирование (Матрицы Равена и тест креативности Торренса)

Формирование группы одаренных и высокомотивированных учащихся с целью их сопровождения

По плану

2.

Развивающие занятия с учащимися

Сопровождение одаренных и высокомотивированных учащихся

Учащиеся 1-4 классов

Развивающие занятия с элементами тренинга

Повышение мотивации к деятельности, развитие навыков самопрезентации, ораторские наыки (умение выступать на аудиторию), формирование навыков сотрудничества

В течение года

3.

Психологическое сопровождение уч-ся в конкурсах и проектной деятельности

Сопровождение одаренных и высокомотивированных учащихся

Одаренные и высокомотивированные учащиеся

Индивидуальные консультации

Повышение мотивации к деятельности, снижение уровня тревожности, повышение навыков стрессоустойчивости

В течение года

4.

Консультации по результатам диагностики

Сопровождение одаренных и высокомотивированных учащихся

Родители, педагоги

Индивидуальные консультации

Оказание помощи в поддержке и сопровождении детей родителями и педагогами, рекомендации

В течение года

Конечно, эта работа требует от психолога большого опыта, профессионального мастерства, творческого потенциала. В этой работе психолог должен быть и «идейным вдохновителем» и «успокоительной таблеткой». Но, тем не менее, когда проекты получаются, они вспоминаются с удовольствием и хочется участвовать в других проектах ещё, ещё и ещё.

Литература:

  1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.

  2. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

  3. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - schools.keldysh.ru/labmro

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: Аркти, 2004, с.4

  5. Тимофеева А.И. Организация методической работы по подготовке педагогов - психологов к реализации ФГОС начального общего образования на муниципальном уровне [Текст] / А. И. Тимофеева // Методист. - 2011. - № 7. - С. 6 - 11.



© 2010-2022