Самоактуализация, понимание своего я

Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Николаева Валерия, ученица 10-а класса ДОШ№45 Ленинского района

Руководитель: практический психолог школы №45

Миронова Людмила Дмитриевна


Эссе «Научите нас осознавать, что же такое - моё «Я»


Смысл этих слов, думаю, интересует не только меня, современного подростка, но и всех представителей современного общества. И считаю вот почему: ведь, если представить, что качество моего «Я» связано с качеством жизни в целом. Что же означает качество жизни? Что стоит за этим понятием? Не так давно это словосочетание совсем редко встречалось в периодической печати и в каждодневных разговорах. Сегодня оно становится предметом научных исследований психологов и социологов. Понимание качества жизни у каждого свое, но, тем не менее, всегда существуют необходимые составляющие, без которых жизнь представляется бессмысленной. Поэтому, чтобы найти ответы на важные вопросы для себя, я вместе со школьным психологом при написании работы МАН провела исследование по теме: «Психологические составляющие духовности и качества жизни подростков». В результате знакомства с литературными источниками по этой проблеме и подобранных методов исследования мне удалось найти ответы не только на мои вопросы, но и обобщить проблемы сверстников, которым также стало интересно, что влияет сегодня на качество нашего «Я»? Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами. Всех жителей общества и во все века интересует самое ценное понятие - это здоровье. Существует понятие «качество жизни, обусловленное духовным здоровьем», можно выделить его параметры. Старая латинская пословица утверждает «Здоровый дух творит здоровое тело». Как мы знаем, духовность является одной из составляющих понятия «здоровье». Такое здоровье личности характеризуется способностью сочувствовать, сопереживать, заботиться и о своем и о здоровье окружающих. Подростки, помните, улучшая жизнь и активно способствуя этому, всегда стремитесь к самосовершенствованию, только так можно изменить мир к лучшему. На значимость духовного здоровья указывают и сторонники здорового образа жизни (Ю. Андреев, П. Брегг), и ученые-медики (Н. Амосов), и педагоги (К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. Шаталов) и представители православной церкви (святитель Лука Войно - Ясенецкий). Духовному здоровью принадлежит особая роль в сохранении, укреплении физического здоровья - только человек высокодуховный и культурный может найти индивидуальные пути к здоровью, потрудившись на ниве поддержания духа и тела. Духовное здоровье личности основывается на достижениях духовного наследия образования, искусства, религии, морали, этики. Меня и, думаю, моих сверстников интересует психологическое содержание качества моего «Я». Психологическая сторона качества жизни человека заключается прежде всего в том, как сам человек определил для себя границы своего благополучия, как оценивает свои возможности для удовлетворения потребностей. У многих психологов не вызывает сомнения тот факт, что духовная жизнь человека тесно связана с практической материальной стороной, а роль духовного в его реальной жизнедеятельности определяют условия воспитания и обучения, и собственная активность человека. Для психологии актуальным является и вопрос о том, как усвоение социального и духовного наследия способствует саморазвитию. Духовность является неповторимой сущностью человека, которая вбирает в себя многовековой моральный, культурно-эстетичный и научный опыт человечества, его представления о ценностях жизни, внутреннем мире личности. В ситуации отчуждения личности от духовных ценностей, а она связана с ростом информационного потока, возникает духовно - мировоззренческая опасность для подрастающих поколений. Эта опасность ставит под угрозу гармонию взаимодействия Человека и Мира. На мой взгляд, когда в государстве идет процесс переосмысления жизни, формируется утверждение новой системы духовных ценностей, среди которых самая высокая Человек, и моё «Я» как представителя будущего общества с развитой духовностью. Известно, что изменения в жизни общества тесно связаны с реформированием и побуждают педагогов к внедрению новых педагогических технологий в образование. Мне стало известно, что теоретические выкладки о качестве жизни рекомендуют в работе с подростками не подавать истину в готовом виде, а подводить их к находкам и открытиям, обучать методам и приемам самопознания и самовоспитания, вооружать разными формами общения с людьми, научить осмысливать окружающие явления, и помочь им стать хозяевами своей счастливой судьбы. Обращаемся к педагогам и просим научить нас моделировать духовный опыт, осознавать, что же это такое - моё "Я". Думаю, что мы должны стремиться к реализации в собственной жизни общечеловеческих ценностей, к истине и к прекрасному, а духовное воспитание должно быть направлено на воспитание нравственных, интеллектуальных ценностей, стоящих над материальными. И я, в своей работе затронула через программу самоизучения составляющие духовности, которые влияют на качество жизни подростка, а именно вопросы: ценности и идеалы, какая главная цель нашей жизни, вопросы моральной воспитанности, всегда ли ты доволен собой или неудовлетворён чем то, какие имеешь волевые качества, какие у тебя способности и интересы, каково твое отношение к работе, что для тебя внешность?. И мне, и моим сверстникам предлагается помнить, что овладение духовными ценностями, вхождение в религиозную традицию - удваивает мир человека, открывает для нас не только мир вещей, но и мир смысла и доброты, идеальное измерение мира. Качества духовного человека: любовь, радость, мир, терпение, доброта, милосердие, вера. Духовность может иметь не только религиозный, но и светский характер, так как в ее основе лежат качества духовного человека. «Духовность», находится за пределами действительности, и недоступна объективному наблюдению и «улавливается» лишь лично мной и каждым из нас. Нам нужно помнить, что именно духовность является условием полноты человеческой жизни, познания и преобразования себя, самосовершенствования, успешности профессиональной деятельности, устойчивости и силы духа, самоактуализации и самореализации, достижения индивидуального качества «Я».

Работа напечатана в материалах XV научно - практической конференции школьников и студентов «Самоактуализация», 16 мая 2015 года


© 2010-2022