- Преподавателю
- Школьному психологу
- Открытый интегрированный урок литературы и самопознания по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 7-ом классе
Открытый интегрированный урок литературы и самопознания по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 7-ом классе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Туртулова Р.В. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый интегрированный урок литературы и самопознания по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 7-ом классе.
Туртулова Руфия Васильевна - учитель самопознания
Тема: «Ценности, которые не увидишь глазами»
Ключевая цитата урока: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Учебная цель: Познакомить учащихся с личностью Антуана де Сент-Экзюпери, с автобиографической основой сказки. Сформировать представления о круге жизненных проблем, поднятых автором в произведении: взаимоотношения детей и взрослых, истинные и ложные ценности, мудрость природы и законы, которые забывают люди.
Развивающая цель: развивать навыки осмысления художественного текста, навыки самооценки, умения и навыки разбираться в своих чувствах. Учить детей анализировать своё поведение, воспринимать литературное произведение через призму своего сердца, соотносить с собственной жизнью.
Воспитательная цель: подвести уч-ся к более глубокому осмыслению таких нравственных ценностей, как доброта, понимание, ответственность, преданность, забота, дружба. Воспитывать бережное и ответственное отношение к близким, к окружающим людям, к природе.
Креативная цель: развитие творческих способностей уч-ся: художественных, актёрских.
Валеологическая цель: создание психологически благоприятной обстановки для работы на уроке.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Вид урока: урок - практикум, исследование
Форма урока: путешествие.
Оборудование: презентация, фонограмма и запись песни «Маленький принц», живая роза, рисунки уч-ся к сказке, листочки со звёздами, сердечки.
Подготовительная работа к уроку: чтение сказки, знакомство с биографией А. де Сент-Экзюпери, рисунки, монологический ответ о маленьком принце, инсценировки отрывков из сказки «Роза и маленький принц», «Маленький принц и Лис», разучивание песни «Маленький принц»
Ход урока.
1.Круг радости. Звучит фонограмма песни «Маленький принц».
Учитель ставит перед учащимися коробку и предлагает представить, что в ней лежит что-нибудь важное, значимое для них. Это может быть какой-то предмет, что-то принадлежащее дорогому человеку, а может быть, какое-то ценное, жизненно необходимое качество. Уч-ся по очереди называют.- 3 минуты.
Вопрос учителя:
Что помогло вам представить всё то, что вы назвали? (воображение, фантазия, сердце)
Учитель обращает внимание на ключевую цитату урока:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Учитель достаёт из коробки розу и ставит в вазу, говоря, что роза - символ любви - является эмблемой урока.
2.Вступительное слово учителя. Беседа с уч-ся о личности Сент-Экзюпери и автобиографическом начале в сказке.- 3 минуты
Сегодня мы с вами будем разговаривать об удивительном произведении, фантастической сказке с необычайно мудрым, философским смыслом. Это сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Вместе с принцем мы совершим путешествие по звёздам и к планете Земля, а также в своё сердце.
Вы прочитали сказку, познакомились с биографией Сент-Экзюпери. Скажите, есть ли в сказке автобиографические моменты?
Ответы детей на фоне слайдов.
-
Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.
-
Он летал над Сахарой, и у него тоже случались поломки самолёта.
-
В одном из писем родным Сент-Экзюпери упоминал о своей попытке приручить сахарского лисёнка-фенека.
-
Во время второй мировой войны он был военным лётчиком, сражался против фашистов. Погиб, выполняя задание. 31 июля 1944 года его военный самолёт сбил немецкий истребитель
над Средиземным морем.
-
Это добрую и мудрую сказку он написал в 1942 году, в самый разгар войны. Неужели военного лётчика не волновала окружающая его действительность? Почему из-под его пера выходит сказка?
(Он пишет сказку, потому что любит людей, пишет о том, чего так остро не хватает людям в это время: любви, доброты, мудрости)
3.Работа над сказкой.
1. Расскажите о Маленьком принце.
Уч-ся даёт монологический ответ.- 1 минута
Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Единственное развлечение принца - смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Он был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.
2. Инсценировка отрывка «Соловей и роза»- 1 минута.
-Ах, я насилу проснулась….Прошу извинить…..Я еще совсем растрёпанная……
-Как вы прекрасны!
-Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем. Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…..
- У меня есть шипы. Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!
-На моей планете тигры не водятся. И потом, тигры не едят траву.
- Я не трава.
-Простите меня….
-Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?
-Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета.
3. Беседа. - 2-3 минуты
-
Что вы можете сказать о характере розы? (кокетливая, обидчивая, капризная)
-
Так ли плоха роза? Что скрывается за её поведением? (она любила принца, но скрывала это, потому что была гордым цветком и не хотела признаваться в своём чувстве).
-
Почему же она себя так вела? (хотела привлечь его внимание).
-
Скажите, а бывает, что люди ведут себя подобным образом? У вас бывает, что вы плохо себя ведёте, желая обратить на себя внимание? Но значит ли это, что вы плохие люди?
-
Когда роза открывает свои подлинные чувства? (когда Маленький принц собирается покинуть планету). Какие выводы мы можем сделать из этой ситуации? ( Очень важно уметь говорить о своих чувствах. Надо судить не по словам, а по делам)
-
Почему же Принц улетает со своей планеты? (он ещё не умеет любить)
4. Путешествие принца по звёздам. Человеческие пороки. Проблема взаимоотношений детей и взрослых. Истинные и ложные ценности.
-
Беседа с учащимися- 1 минута
Какие общие черты имеют все планеты, которые посетил принц до планеты Земля?
-
Нет названия.
-
Очень маленькие.
-
Живёт один человек, и этот человек взрослый.
Случайно ли это? Какую цель преследовал Сент-Экзюпери? Наверное, он хотел обратить наше внимание на качества, преобладающие в каждом жителе планеты. Каждый показывает маленькому принцу одну свою черту, и она явно преувеличена и бросается в глаза. Как называется этот приём в литературе? (гипербола)
Какие же качества мы видим? У вас на столах лежат листочки с изображением планет, которые посетил Маленький принц, и списком качеств. Распределите их по планетам.
-
Самостоятельная работа по вариантам, проверка, беседа - 3 минуты
Затем уч-ся называют качества.
№ 1 - властолюбие
№ 2 -тщеславие
№ 3- пьянство
№ 4 - жадность
№ 5- фатализм
№ 6- невежество
-
Скажите, с какой целью Маленький принц отправился путешествовать? (чтобы найти друзей)
-
Хотели бы вы иметь друзей с такими качествами?».
-
К какому выводу приходил Маленький принц, покидая все эти планеты?
«Эти взрослые всё-таки очень странные люди»
Да, одна из главных проблем сказки - проблема взаимоотношения детей и взрослых - 1 минута.
Вопрос учителя: скажите, а вы испытываете трудности в общении с взрослыми? Бывает ли так, что взрослые не доверяют вам, не понимают, не интересуются вашими делами? У вас на партах карточки 3-х цветов. Выберите соответствующую карточку, если вы испытываете
-
Постоянные проблемы во взаимоотношениях с взрослыми - красная карточка.
-
Проблемы время от времени возникают - жёлтая карточка.
-
Проблем не существует - зелёная карточка.
Уч-ся показывают карточки.
Почему же так происходит?
Задание: проанализируйте фразы из сказки о детях и взрослых. Какие из этих качеств вы наблюдали у знакомых вам взрослых? Объясните, что утеряли взрослые, почему им трудно понимать детей - 3 минуты
-
Все взрослые сначала были детьми, только мало кто помнит об этом.
-
Взрослые никогда ничего не понимают сами, а детям очень утомительно им всё объяснять и растолковывать.
-
Взрослые очень любят цифры.
-
Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном.
-
Взрослые не умеют видеть барашка сквозь стенки ящика.
-
У людей не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, поэтому люди больше не имеют друзей.
-
Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога.
Ответы детей.
-
Почему маленький принц из всех нарисованных лётчиком барашков выбрал барашка в ящике?
Можно ли на этом рисунке увидеть барашка глазами? А чем его можно увидеть?
Учитель снова обращает внимание уч-ся на ключевую цитату:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Истинные и ложные ценности. Работа в парах- 5 минут
У вас на партах карточки, на которых написаны человеческие ценности. Распределите их на истинные и ложные. ( Ценности написаны на карточках - стикерах, уч-ся приклеивают их на листок)
Дружба, богатство, деньги, любовь, понимание, вещи, забота, власть, карьера, умение радоваться жизни, погоня за славой, гармония с природой.
Истинные ценности Ложные ценности
-
Дружба
-
Любовь
-
Понимание
-
Забота
-
Умение радоваться жизни
-
Гармония с природой
-
Деньги
-
Вещи
-
Богатство
-
Власть
-
Карьера
-
Погоня за славой
Что очень часто является ценностью для взрослых? (Деньги, богатство, вещи, власть) - это ложные ценности.
Истинные ценности - дружба, любовь, понимание, забота, умение радоваться жизни, природе.
Самое страшное в мире, что люди не видят самого главного: красоты природы и бескорыстных человеческих отношений, правды, искренности, дружбы. Человек в погоне за ложными ценностями теряет связь с природой. Он перестаёт радоваться смеху ребёнка, глотку родниковой воды, колосьям пшеницы, звёздному небу)
Ключевая цитата урока:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». «Глаза слепы- искать надо сердцем»
Кто произносит эти слова в сказке?
Не случайно самые мудрые слова автор вкладывает в уста Лиса - представителя природы.
5. Тема настоящей дружбы, ответственности и любви.
-
Инсценировка « Лис и Маленький принц»- 3 минуты
-Здравствуй.
-Здравствуй. Кто ты?
-Я Лис.
-Поиграй со мной. Мне так грустно.
-Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
-А как это приручить?
-Это давно забытое понятие. Оно обозначает создать узы.
-Узы?
-Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете……
- Я начинаю понимать. Есть одна роза…..наверно, она меня приручила.
- Очень возможно. Живётся мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно светом озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница будет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…… Пожалуйста, приручи меня!
-Я бы рад. Но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
-Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
-А что для этого надо делать?
-надо запастить терпением.
-
Задание классу: чем ещё нужно запастись, чтобы создать узы, приручить, чтобы возникла настоящая дружба? (нужно запастись временем, ответственностью, добротой, душевными силами, умением видеть в людях хорошее, чувством сопереживания и благодарности)- 2 минуты
-А на прощание - вот мой секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
-Самого главного глазами не увидишь.
-Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей все свои дни.
-Потому что я отдавал ей все свои дни.
-Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу.
-Я в ответе за свою розу.
-
Вопрос классу: почему Маленький принц возвращается на свою планету?
-
Задание: подумайте, кого вы приручили, за кого вы несёте настоящую ответственность?
На партах у учащихся листочки с текстом.
Нести ответственность - это
-
Всегда выполнять обязанности по отношению к кому-то или чему-то без напоминаний.
-
Посвящать много времени.
-
Не ждать просьбы о помощи, а помогать самому.
Минута тишины. Уч-ся закрывают глаза и представляют тех, за кого они несут ответственность- 1 минута.
Запишите ответы на сердечках. Но если вы не чувствуете ответственности за кого-либо, то можете ничего не писать.
Уч-ся на сердечках пишут, за кого они несут ответственность, желающие зачитывают свои ответы. - 5 минут.
А если вы ещё не чувствуете ответственности, никого не приручили, то, как вы думаете, что нужно сделать?
Оглянуться вокруг, может быть, кто-то нуждается в вашей помощи, заботе и утешении!
6.Итоги и выводы урока.
Перед тем как улететь, маленький принц «Кое-что подарил» взрослому другу? Что это был за подарок?
«У каждого человека свои звёзды…. А у тебя будут совсем особенные звёзды….. ты посмотришь ночью на небо, а там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь - и ты услышишь, что все звёзды смеются». (Маленький принц оставляет память о себе, осознание, что автор не одинок, он заставил автора задуматься об истинных человеческих ценностях, напомнил, что является важным в человеческих отношениях, в отношениях детей и взрослых)
7. Круг «От сердца к сердцу» - 5 минут
Учитель:
Я вам тоже хочу подарить по звездочке. А на ней прошу написать, какие ценности вы сегодня уносите с урока.
Это рефлексивный момент и начинается со слов «Я понял….., или Я сегодня открыл, что…..» и т.п.
Уч-ся поют песню «Маленький принц»
Учитель предлагает уч-ся в качестве Д\З задание по самопознанию «О чём может рассказать моя звезда» Учебник «Самопознание, 7-ой класс» стр. 110.
По литературе: одно из творческих заданий в учебнике на стр. 341.
Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Единственное развлечение принца - смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.
Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Единственное развлечение принца - смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.
Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Единственное развлечение принца - смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.
-Здравствуй.
-Здравствуй. Кто ты?
-Я Лис.
-Поиграй со мной. Мне так грустно.
-Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
-А как это приручить?
-Это давно забытое понятие. Оно обозначает создать узы.
-Узы?
-Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете……
- Я начинаю понимать. Есть одна роза…..наверно, она меня приручила.
- Живётся мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно светом озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Видишь, вон там на полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница будет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…… Пожалуйста, приручи меня!
-Я бы рад. Но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
-Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
-А что для этого надо делать?
-надо запастить терпением.
-А на прощание - вот мой секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
-Самого главного глазами не увидишь.
-Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей все свои дни.
-Потому что я отдавал её все свои дни.
-Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех кого приручил. Ты в ответе за свою розу.
-Я в ответе за свою розу.
Инсценировка отрывка «Соловей и роза»
-Ах, я насилу проснулась….Прошу извинить…..Я еще совсем растрёпанная……
-Как вы прекрасны!
-Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем. Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…..
- У меня есть шипы. Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!
-На моей планете тигры не водятся. И потом, тигры не едят траву.
- Я не трава.
-Простите меня….
-Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?
-Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета.
На каждой планете, которую посетил Маленький принц, живёт один взрослый. Он показывает Маленькому принцу одну свою черту, и она явно преувеличена и бросается в глаза. Распределите качества, присущие каждому обитателю планеты, по звёздам: властолюбие, невежество, тщеславие, пьянство, фатализм (покорность судьбе, неумение и нежелание что-либо изменить), жадность. Запишите по одному качеству в каждую звезду.
-
Хотели бы вы иметь друзей, обладающих подобными качествами?
-
К какому выводу приходил Маленький принц, покидая все эти планеты?
Нести ответственность - это
-
Заботиться
-
Всегда добросовестно выполнять обязанности по отношению к кому-то или чему-то без напоминаний.
-
Посвящать много времени.
-
Не ждать просьбы о помощи, а помогать самому.
Нести ответственность - это
-
Заботиться
-
Всегда добросовестно выполнять обязанности по отношению к кому-то или чему-то без напоминаний.
-
Посвящать много времени.
-
Не ждать просьбы о помощи, а помогать самому.
Нести ответственность - это
-
Заботиться
-
Всегда добросовестно выполнять обязанности по отношению к кому-то или чему-то без напоминаний.
-
Посвящать много времени.
-
Не ждать просьбы о помощи, а помогать самому.
Нести ответственность - это
-
Заботиться
-
Всегда добросовестно выполнять обязанности по отношению к кому-то или чему-то без напоминаний.
-
Посвящать много времени.
-
Не ждать просьбы о помощи, а помогать самому.
Нести ответственность - это
-
Заботиться
-
Всегда добросовестно выполнять обязанности по отношению к кому-то или чему-то без напоминаний.
-
Посвящать много времени.
-
Не ждать просьбы о помощи, а помогать самому.
Нести ответственность - это
-
Всегда добросовестно выполнять обязанности по отношению к кому-то или чему-то без напоминаний.
-
Посвящать много времени.
-
Не ждать просьбы о помощи, а помогать самому.
Нести ответственность - это
-
Заботиться
-
Всегда добросовестно выполнять обязанности по отношению к кому-то или чему-то без напоминаний.
-
Посвящать много времени.
-
Не ждать просьбы о помощи, а помогать самому.
Дружба
Дружба
Богатство
Богатство
деньги
деньги
Любовь
Любовь
понимание
понимание
Погоня за славой
Погоня за славой
Гармония с природой
Гармония с природой
Жадное приобретение вещей, накопительство
Жадное приобретение вещей, накопительство
Забота о людях
Стремление к власти
Карьеризм (стремление подняться вверх по служебной лестнице любой ценой, за счёт других людей)
Умение радоваться жизни
Забота о людях
Стремление к власти
Умение радоваться жизни
Карьеризм (стремление подняться вверх по служебной лестнице любой ценой, за счёт других людей)