- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония»
Программа по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Романчук В.Э. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Краснооктябрьское территориальное управление
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 76
Краснооктябрьского района г.Волгограда
ПРОГРАММА
«Гармония»
Профилактика и преодоление
детско-родительских конфликтов
Автор программы:
Педагог-психолог
Романчук В.Э.
Волгоград 2013
Содержание
-
Информационный паспорт программы …………………………………..3
-
Программа «Гармония» для подростков и их родителей…………….…4
-
Основные мероприятия в рамках программа на 2013 год………..….…11
-
Приложения……………………………………………………………….13
Паспорт программы профилактики и преодоления детско-родительских конфликтов «Гармония» на 2013 год
педагога-психолога МОУ СОШ № 76
Романчук Виктории Эдуардовны
Информационная карта программы
-
Полное название программы
Программа профилактики и преодоления детско-родительских конфликтов «Гармония» на 2013 год.
-
Автор программы
Романчук Виктория ЭдуардовнаХачатурова Марина Александровна, педагог-психолог МОУ СОШ № 76
6. Цель программы
гармонизация детско-родительских отношений в семье, профилактика конфликтов и семейного неблагополучия.
7. Место проведения
Россия г.Волгоград, МОУ СОШ № 76
8. Условия участия в программе
Подростки 14 -17 лет, учащиеся МОУ СОШ.
9. Краткое содержание программы
Программа призвана помочь подросткам и их родителям гармонизировать отношения, наладить общения и понимание между поколениями, носит просветительский характер, рассказывает родителям об особенностях подросткового кризиса, способствует поиску ответов на вопросы воспитания подростка. Программа рассчитана на 8 занятий.
Актуальность программы
Актуальность профилактики и преодоления детско-родительских конфликтов связана с тем, что непонимание и конфликты в отношениях детей и родителей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. На формирование личности ребенка, становление его ценностно-потребностной сферы, в первую очередь влияет семья. Современная семья продолжает оставаться важнейшим институтом социализации детей и подростков. Именно семья определяет социальное благополучие или неблагополучие ребенка.
Как показывает практика, основные проблемы, которые выделили родители в начале цикла занятий, были следующие: капризы и непослушания детей, тревожность, наказание детей, как управлять отрицательными эмоциям при общении с детьми и др. Наиболее актуальными темами для родителей стали следующие: «Наказание в семье», «Саморегуляция в общении с ребенком», «Мои родители любят меня».
Психолого-педагогическое просвещение родителей было связано с развитием практических умений и навыков в области воспитания детей и возрастной психологии. Каждое занятия родители получали теоретическую информацию по определенной теме, возможность практически отработать приобретенные знания, получить обратную связь как со стороны педагога - психолога, так и со стороны родителей, что давало возможность увидеть проблему с разных позиций. В конце занятий участники получали раздаточный материал с основными тезисами по теме и домашнее задание, которое они выполняли в течение недели и на следующем занятии докладывали о выполнении. Наиболее сложным для родителей стало задание, где необходимо хвалить детей, выделять и подчеркивать в них положительные качества. Обучение хвалить сопровождалось на протяжении всего курса занятий и в итоге достигло положительных изменений: родители легко стали подчеркивать достоинства детей, выбирая различные комплименты.
Предлагаемая коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий для позитивных эмоциональных переживаний, формирования благоприятных предпосылок изменения негативной позиции на позитивную в сфере общения и ценностных ориентаций, через освоение подростками и их родителями знаний о нормах общения, способности к сочувствию и сопереживанию, умению позитивного и продуктивного преодоления разнообразных конфликтов.
Цель программы
Гармонизация детско-родительских отношений в семье, профилактика конфликтов и семейного неблагополучия.
Задачи программы
1. Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей подросткового возраста.
2. Расширение знаний родителей о психологии семейных отношений.
3. Способствовать установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства родителя с подростком.
4. Развитие умений эффективной коммуникации у родителей при разрешении проблем с подростком.
5. Способствовать изменению внутрисемейных стереотипов в процессе взаимодействия родителей с детьми.
6. Развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми.
7. Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций при взаимодействии с подростками.
8. Усовершенствование психолого-педагогической культуры родителей.
Ожидаемые результаты
Повышение компетенции подростков и их родителей в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, основы конфликтологии.
География и целевая группа программы
-
Россия, г.Волгоград, МОУ СОШ № 76.
-
Подростки 14-17 лет, учащиеся МОУ СОШ, добровольцы в течение летних каникул, их родители;
-
Вторичная группа - педагоги.
Основное содержание программы
Концепция, методика, технологии
Основная задача данной программы это помочь подросткам и их родителям продуктивно решать конфликты, которые неизбежно возникают на фоне взросления детей.
Родители оказываются перед драматическим выбором между заслуженным авторитетом и авторитарностью. Путь авторитарности - абсолютно тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, перестает действовать. Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели, и делает это со всей энергией своих юных сил. Дело порой доходит до открытой войны. И самое опасное на этом пути - ощущение невозможности повернуть назад. Для решения проблем назрела необходимость создания данной коррекционно-развивающей программы.
Мероприятия в рамках программы «Гармония» проводятся по следующим основным направлениям:
Методическое:
-
Изучение комплекта информационно-методического материала (публикации) и обобщение опыта психоло-педагогических исследований.
-
Разработка занятий и методических материалов к ним по программе «Гармония»
-
Разработка печатной продукции.
Информационное:
-
Информация о программе (информирование межведомственных учреждений, участие на родительских собраниях, раздатка информационных буклетов о проведении программы);
-
Информация для целевой группы (первичной и вторичной) о проблеме.
Исследовательское:
-
Выявление психолого-педагогические особенностей общения внутри семьи;
-
Промежуточное исследование (стили воспитания);
-
Исследование по выявлению изменений направленности воспитания и уровня педагогической грамотности родителей.
Просветительское
-
Участие на родительских собраниях, проведение бесед, лекций, организация дискуссий и др.
Психологическое сопровождение:
-
Коррекционно - развивающие занятия;
-
Психологическое консультирование подростков и их родителей, педагогов (по запросу);
-
Консультативные беседы (по запросу).
Механизмы реализации
Этапы и сроки реализации программы
-
этап - организационно-подготовительный
(Январь-Февраль 2013 год)
Наименование мероприятия
Сроки проведения
Подготовка и написание программы, подбор диагностического материала и разработка диагностической карты
Январь
Проведение информационных мероприятий, оповещение представителей учреждений, физических лиц для формирования целевой группы
Январь - Февраль
Составление и утверждение календарно-тематического плана
Февраль
Подготовка методического материала, оборудования
Январь - Февраль
Проведение исследования стилей семейного воспитания
Февраль
Создание рабочих групп
Февраль
-
этап - основной (Февраль - Ноябрь 2013)
Наименования мероприятия
Сроки реализации
Организация и проведение занятий, ведение текущей документации
Февраль - Октябрь
Проведение диагностики, с целью выявления изменений направленности воспитания и уровня педагогической грамотности родителей
Ноябрь
-
этап - заключительный (Ноябрь-Декабрь 2013)
Наименование мероприятия
Сроки реализации
Подведение итогов, и оформление отчетной документации
Ноябрь-Декабрь
Составление отчета
Декабрь
Кадровое обеспечение:
Педагог-психолог - отвечает за подготовку мероприятий, осуществляет психологическое сопровождение программы.
Эффективность от реализации мероприятий
Реализация заявленной программы позволит достичь следующих результатов:
1. Выявить психолого-педагогические особенности воспитания подростков;
2. Раскрыть специфику и особенности внутрисемейного общения;
3. Определить степень вовлеченности подростков и их родителей в конфликты внутри семьи;
4. Разработать рекомендации для родителей учащихся по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций.
Качественные показатели:
Получить обратную связь от участников программы «Гармония»; Повысить компетенции подростков и их родителей в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного поведения.
Количественные показатели:
Работа будет проведена с не менее чем 20 участниками, к работе будут привлечено социальное окружение подростка (родители и педагоги) - 15 человек. Программа рассчитана на 8 занятий.
Количество участников программы
Программа предлагает охват группы не менее чем 10 - 15 человек на каждом занятие за период январь-декабрь 2013 года.
Основные мероприятия в рамках программы
№ п/п
Тема занятия
Цель занятия
Теоретическая часть
Практическая
часть
Кол-во часов
Сроки реализации
1
Проведение информационных мероприятий, создание целевой группы
Привлечение внимание, создание интереса для участия в программе
Январь-
Февраль
2
Проведение исследования стилей воспитания
Проведение диагностических методик, направленных на выявление и определение стиля семейного воспитания
1
3
Знакомство
Первичный психологической контакт, объяснение целей и задач программы, снятие напряжения, создание доверительной атмосферы в группе, способствование сплочению коллектива
Беседа - Правила группы
«Идеальный родитель и ребенок», домашнее задание
1,5
Март
4
«Мои родители любят меня»
Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, изменение родительских установок и позиций
Мини-лекция «Базальные потребности детей»
«Искра», «Карандашик», «Погружение в детство», «Зато он…», «Мне в тебе нравится», «Воспоминания».
1,5
Апрель
5
«Я знаю своего ребенка»
Осознание уникальности своего ребенка
Обсуждение домашнего задания
«Подари улыбку», «10 поступков», «Качества», «Собираем портфель наказов».
1,5
Май
6
«Наказание в семье»
Повышение сензитивности к ребенку
Дискуссия: плюсы и минусы наказания; Мини - лекция о наказании
«Молекулы», «Погружение в детство»
1,5
Июнь
7
«Как услышать ребенка»
Выработка адекватных способов общения родителя с ребенком.
Мини-лекция «Техники активного слушания»
«Нестандартное приветствие», «Качества», «Угадай пословицу», «Барьеры слушания», «Сценка».
1,5
Сен-тябрь
8
«Саморегуляция»
Обучение способам саморегуляции
"Броуновское движение", «Озеро покоя» (на релаксацию), «Мост», «Крылья», «Ёж».
1,5
Октябрь
9
«Конфликт с ребенком»
Разрешение детско-родительских конфликтов
«Противоположности: конфликт "нападающего" и "защищающегося"»,«Билль о правах», «Шесть шагов»
1,5
Ноябрь
10
«Расставание»
Получение обратной связи о результатах работы в ходе тренинга
«Протяни навстречу руку», «Чемодан», «Я хороший родитель потому что…»
1,5
Декабрь
11
Проведение диагностики
Выявления структурных и содержательных изменений
1
Приложения
Приложение 1
Для успешной реализации целей и задач программы работа на занятиях строится с опорой на следующие принципы организации социально-психологического тренинга:
1. Правило «здесь и теперь»: обсуждать чувства, которые испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя.
2. Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех которые бы успокоили участника тренинга, оправдали ли, наоборот обидели. Если давать партнерам обратную искаженную обратную связь, то это может полечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе так и о других.
3. Правило «Я - высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что-либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.
4. Правила запрета на оценку: оценка поступка есть ограничение личностной свободы. Тревога, по поводу возможной оценки, которую данный участник может получить от других участников, может привести к «закрытости» членов группы или стремлению поступать, исходя из принципов социальной желательности.
5. Правило постоянства: занятия пропускать нельзя.
6. Принцип практической направленности: формирование и отработка навыков и умений у родителей эффективного взаимодействия с детьми.
Приложение 2
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
-
Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте
над тем, какой результат от этого вы хотите получить. -
Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
-
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
-
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте
проблему, а не сводите счеты.
-
Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
-
Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
-
Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы
потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
-
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
-
Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента
-
Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти
на конфликт с тем, кто слабее вас.
Полезная информация
Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
-
Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его ли-
шиться. -
Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность,
сколько право на нее. -
Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать
так, чтобы он сам этого захотел.
-
Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
-
Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали,
то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
-
Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие
человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
-
За то, чтобы перестать быть ребенком.
-
За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
-
За утверждение среди сверстников.
-
Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу
его физической взрослости.
Советы для родителей:
*помочь подростку найти компромисс души и тела;
*все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не ис- пользовать ярлыков;
*подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;
необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и
ждёт помощи его душа.
Причины конфликтов родителей с подростками.
Подростки в конфликте:
-
Кризис переходного возраста;
-
Стремление к самостоятельности и самоопределению;
-
Требование большей автономии во всем - от одежды до помещения;
-
Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в
семье; -
Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
-
Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
-
Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
-
Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
-
Борьба за собственную власть и авторитетность;
-
Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
-
Неподтверждение родительских ожиданий.
Методы выхода из конфликта.
Для выхода из конфликтной ситуации можно:
-
Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
-
Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
-
Поставить себя на место другого человека;
-
Осознать право на существование иной точки зрения;
-
Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
«Воспитание - великое дело: им решается участь человека».
В.Г. Белинский
16