Программа по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония»

Программа призвана помочь подросткам и их родителям гармонизировать отношения, наладить общения и понимание между поколениями, носит просветительский характер, рассказывает родителям об особенностях подросткового кризиса, способствует поиску ответов на вопросы воспитания подростка. Программа рассчитана на 8 занятий.Актуальность профилактики и преодоления детско-родительских конфликтов связана с тем, что непонимание и конфликты в отношениях  детей  и родителей или пренебрежение их основными потре...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснооктябрьское территориальное управление

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 76

Краснооктябрьского района г.Волгограда

Программа по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония». Программа по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония». Программа по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония».Программа по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония».Программа по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония».Программа по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония».Программа по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония».Программа по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония».





ПРОГРАММА



«Гармония»

Профилактика и преодоление

детско-родительских конфликтов









Автор программы:

Педагог-психолог

Романчук В.Э.



Волгоград 2013



Содержание

  1. Информационный паспорт программы …………………………………..3

  2. Программа «Гармония» для подростков и их родителей…………….…4

  3. Основные мероприятия в рамках программа на 2013 год………..….…11

  4. Приложения……………………………………………………………….13

Паспорт программы профилактики и преодоления детско-родительских конфликтов «Гармония» на 2013 год

педагога-психолога МОУ СОШ № 76

Романчук Виктории Эдуардовны

Информационная карта программы



  1. Полное название программы

Программа профилактики и преодоления детско-родительских конфликтов «Гармония» на 2013 год.

  1. Автор программы


Романчук Виктория ЭдуардовнаХачатурова Марина Александровна, педагог-психолог МОУ СОШ № 76

6. Цель программы


гармонизация детско-родительских отношений в семье, профилактика конфликтов и семейного неблагополучия.

7. Место проведения

Россия г.Волгоград, МОУ СОШ № 76

8. Условия участия в программе

Подростки 14 -17 лет, учащиеся МОУ СОШ.

9. Краткое содержание программы

Программа призвана помочь подросткам и их родителям гармонизировать отношения, наладить общения и понимание между поколениями, носит просветительский характер, рассказывает родителям об особенностях подросткового кризиса, способствует поиску ответов на вопросы воспитания подростка. Программа рассчитана на 8 занятий.





Актуальность программы

Актуальность профилактики и преодоления детско-родительских конфликтов связана с тем, что непонимание и конфликты в отношениях детей и родителей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. На формирование личности ребенка, становление его ценностно-потребностной сферы, в первую очередь влияет семья. Современная семья продолжает оставаться важнейшим институтом социализации детей и подростков. Именно семья определяет социальное благополучие или неблагополучие ребенка.

Как показывает практика, основные проблемы, которые выделили родители в начале цикла занятий, были следующие: капризы и непослушания детей, тревожность, наказание детей, как управлять отрицательными эмоциям при общении с детьми и др. Наиболее актуальными темами для родителей стали следующие: «Наказание в семье», «Саморегуляция в общении с ребенком», «Мои родители любят меня».

Психолого-педагогическое просвещение родителей было связано с развитием практических умений и навыков в области воспитания детей и возрастной психологии. Каждое занятия родители получали теоретическую информацию по определенной теме, возможность практически отработать приобретенные знания, получить обратную связь как со стороны педагога - психолога, так и со стороны родителей, что давало возможность увидеть проблему с разных позиций. В конце занятий участники получали раздаточный материал с основными тезисами по теме и домашнее задание, которое они выполняли в течение недели и на следующем занятии докладывали о выполнении. Наиболее сложным для родителей стало задание, где необходимо хвалить детей, выделять и подчеркивать в них положительные качества. Обучение хвалить сопровождалось на протяжении всего курса занятий и в итоге достигло положительных изменений: родители легко стали подчеркивать достоинства детей, выбирая различные комплименты.

Предлагаемая коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий для позитивных эмоциональных переживаний, формирования благоприятных предпосылок изменения негативной позиции на позитивную в сфере общения и ценностных ориентаций, через освоение подростками и их родителями знаний о нормах общения, способности к сочувствию и сопереживанию, умению позитивного и продуктивного преодоления разнообразных конфликтов.







Цель программы

Гармонизация детско-родительских отношений в семье, профилактика конфликтов и семейного неблагополучия.

Задачи программы

1. Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей подросткового возраста.

2. Расширение знаний родителей о психологии семейных отношений.

3. Способствовать установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства родителя с подростком.

4. Развитие умений эффективной коммуникации у родителей при разрешении проблем с подростком.

5. Способствовать изменению внутрисемейных стереотипов в процессе взаимодействия родителей с детьми.

6. Развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми.

7. Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций при взаимодействии с подростками.
8. Усовершенствование психолого-педагогической культуры родителей.

Ожидаемые результаты

Повышение компетенции подростков и их родителей в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, основы конфликтологии.

География и целевая группа программы

  • Россия, г.Волгоград, МОУ СОШ № 76.

  • Подростки 14-17 лет, учащиеся МОУ СОШ, добровольцы в течение летних каникул, их родители;

  • Вторичная группа - педагоги.

Основное содержание программы

Концепция, методика, технологии

Основная задача данной программы это помочь подросткам и их родителям продуктивно решать конфликты, которые неизбежно возникают на фоне взросления детей.

Родители оказываются перед драматическим выбором между заслуженным авторитетом и авторитарностью. Путь авторитарности - абсолютно тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, перестает действовать. Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели, и делает это со всей энергией своих юных сил. Дело порой доходит до открытой войны. И самое опасное на этом пути - ощущение невозможности повернуть назад. Для решения проблем назрела необходимость создания данной коррекционно-развивающей программы.

Мероприятия в рамках программы «Гармония» проводятся по следующим основным направлениям:

Методическое:

  • Изучение комплекта информационно-методического материала (публикации) и обобщение опыта психоло-педагогических исследований.

  • Разработка занятий и методических материалов к ним по программе «Гармония»

  • Разработка печатной продукции.

Информационное:

  • Информация о программе (информирование межведомственных учреждений, участие на родительских собраниях, раздатка информационных буклетов о проведении программы);

  • Информация для целевой группы (первичной и вторичной) о проблеме.

Исследовательское:

  • Выявление психолого-педагогические особенностей общения внутри семьи;

  • Промежуточное исследование (стили воспитания);

  • Исследование по выявлению изменений направленности воспитания и уровня педагогической грамотности родителей.

Просветительское

  • Участие на родительских собраниях, проведение бесед, лекций, организация дискуссий и др.

Психологическое сопровождение:

  • Коррекционно - развивающие занятия;

  • Психологическое консультирование подростков и их родителей, педагогов (по запросу);

  • Консультативные беседы (по запросу).








Механизмы реализации

Этапы и сроки реализации программы

  1. этап - организационно-подготовительный

(Январь-Февраль 2013 год)

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Подготовка и написание программы, подбор диагностического материала и разработка диагностической карты

Январь

Проведение информационных мероприятий, оповещение представителей учреждений, физических лиц для формирования целевой группы

Январь - Февраль

Составление и утверждение календарно-тематического плана

Февраль

Подготовка методического материала, оборудования

Январь - Февраль

Проведение исследования стилей семейного воспитания

Февраль

Создание рабочих групп

Февраль



  1. этап - основной (Февраль - Ноябрь 2013)

Наименования мероприятия

Сроки реализации

Организация и проведение занятий, ведение текущей документации

Февраль - Октябрь

Проведение диагностики, с целью выявления изменений направленности воспитания и уровня педагогической грамотности родителей

Ноябрь



  1. этап - заключительный (Ноябрь-Декабрь 2013)

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Подведение итогов, и оформление отчетной документации

Ноябрь-Декабрь

Составление отчета

Декабрь

Кадровое обеспечение:

Педагог-психолог - отвечает за подготовку мероприятий, осуществляет психологическое сопровождение программы.

Эффективность от реализации мероприятий

Реализация заявленной программы позволит достичь следующих результатов:

1. Выявить психолого-педагогические особенности воспитания подростков;

2. Раскрыть специфику и особенности внутрисемейного общения;

3. Определить степень вовлеченности подростков и их родителей в конфликты внутри семьи;

4. Разработать рекомендации для родителей учащихся по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций.

Качественные показатели:

Получить обратную связь от участников программы «Гармония»; Повысить компетенции подростков и их родителей в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного поведения.

Количественные показатели:

Работа будет проведена с не менее чем 20 участниками, к работе будут привлечено социальное окружение подростка (родители и педагоги) - 15 человек. Программа рассчитана на 8 занятий.

Количество участников программы

Программа предлагает охват группы не менее чем 10 - 15 человек на каждом занятие за период январь-декабрь 2013 года.

Основные мероприятия в рамках программы

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Теоретическая часть

Практическая

часть

Кол-во часов

Сроки реализации

1

Проведение информационных мероприятий, создание целевой группы

Привлечение внимание, создание интереса для участия в программе

Январь-

Февраль

2

Проведение исследования стилей воспитания

Проведение диагностических методик, направленных на выявление и определение стиля семейного воспитания

1

3

Знакомство

Первичный психологической контакт, объяснение целей и задач программы, снятие напряжения, создание доверительной атмосферы в группе, способствование сплочению коллектива

Беседа - Правила группы

«Идеальный родитель и ребенок», домашнее задание

1,5

Март

4

«Мои родители любят меня»

Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, изменение родительских установок и позиций

Мини-лекция «Базальные потребности детей»

«Искра», «Карандашик», «Погружение в детство», «Зато он…», «Мне в тебе нравится», «Воспоминания».

1,5

Апрель

5

«Я знаю своего ребенка»

Осознание уникальности своего ребенка

Обсуждение домашнего задания

«Подари улыбку», «10 поступков», «Качества», «Собираем портфель наказов».

1,5

Май

6

«Наказание в семье»

Повышение сензитивности к ребенку

Дискуссия: плюсы и минусы наказания; Мини - лекция о наказании

«Молекулы», «Погружение в детство»

1,5

Июнь

7

«Как услышать ребенка»

Выработка адекватных способов общения родителя с ребенком.

Мини-лекция «Техники активного слушания»

«Нестандартное приветствие», «Качества», «Угадай пословицу», «Барьеры слушания», «Сценка».

1,5

Сен-тябрь

8

«Саморегуляция»

Обучение способам саморегуляции

"Броуновское движение", «Озеро покоя» (на релаксацию), «Мост», «Крылья», «Ёж».

1,5

Октябрь

9

«Конфликт с ребенком»

Разрешение детско-родительских конфликтов

«Противоположности: конфликт "нападающего" и "защищающегося"»,«Билль о правах», «Шесть шагов»

1,5

Ноябрь


10

«Расставание»

Получение обратной связи о результатах работы в ходе тренинга

«Протяни навстречу руку», «Чемодан», «Я хороший родитель потому что…»

1,5

Декабрь

11

Проведение диагностики

Выявления структурных и содержательных изменений

1



Приложения

Приложение 1

Для успешной реализации целей и задач программы работа на занятиях строится с опорой на следующие принципы организации социально-психологического тренинга:

1. Правило «здесь и теперь»: обсуждать чувства, которые испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя.

2. Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех которые бы успокоили участника тренинга, оправдали ли, наоборот обидели. Если давать партнерам обратную искаженную обратную связь, то это может полечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе так и о других.

3. Правило «Я - высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что-либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.

4. Правила запрета на оценку: оценка поступка есть ограничение личностной свободы. Тревога, по поводу возможной оценки, которую данный участник может получить от других участников, может привести к «закрытости» членов группы или стремлению поступать, исходя из принципов социальной желательности.

5. Правило постоянства: занятия пропускать нельзя.

6. Принцип практической направленности: формирование и отработка навыков и умений у родителей эффективного взаимодействия с детьми.





Приложение 2

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте
    над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

  2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно ва­жен.

  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интере­сы другого человека.

  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте
    проблему, а не сводите счеты.

  1. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

  2. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

  1. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы
    потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

  1. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

  2. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента

  1. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти
    на конфликт с тем, кто слабее вас.

Полезная информация

Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстни­ками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих под­росших детей?

  1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его ли­-
    шиться.

  2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность,
    сколько право на нее.

  3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать

так, чтобы он сам этого захотел.

  1. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

  2. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если созда­ли,

то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

  1. Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие
    человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподо­бающих поступках».

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

  1. За то, чтобы перестать быть ребенком.

  2. За прекращение посягательств на его физическое начало, непри­косновенность.

  3. За утверждение среди сверстников.

  4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу
    его физической взрослости.

Советы для родителей:

*помочь подростку найти компромисс души и тела;

*все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не ис­- пользовать ярлыков;

*подробно познакомить подростка с устройством и функционирова­нием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;

необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и

ждёт помощи его душа.

Причины конфликтов родителей с подростками.

Подростки в конфликте:

  1. Кризис переходного возраста;

  2. Стремление к самостоятельности и самоопределению;

  3. Требование большей автономии во всем - от одежды до помеще­ния;

  4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в
    семье;

  5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.



Родители в конфликте:

  1. Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

  2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

  1. Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

  2. Борьба за собственную власть и авторитетность;

  3. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

  4. Неподтверждение родительских ожиданий.

Методы выхода из конфликта.

Для выхода из конфликтной ситуации можно:

  1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;

  2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;

  3. Поставить себя на место другого человека;

  4. Осознать право на существование иной точки зрения;

  5. БПрограмма по профилактике и преодолению детско-родительских конфликтов «Гармония».ыть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.



«Воспитание - великое дело: им решается участь человека».

В.Г. Белинский

16



© 2010-2022