- Преподавателю
- Школьному психологу
- Лекция для педагогов Педагогическая этика
Лекция для педагогов Педагогическая этика
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ридингер Е.Н. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.
Практическая деятельность учителя не всегда соответствует профессиональной этике, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики.
Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на испытуемого - сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника.
Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся.
Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный учитель, но и весь учительский коллектив. Морально-педагогический облик учительского коллектива является одним из важнейших педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя. Каждый день учителя собираются в учительской, и уже по атмосфере в ней можно во многом судить о нравственных отношениях в коллективе. А практика показывает, что настроение из учительской учитель несет в класс, и раздраженность, возникающая в ней, влечет за собой недостаточную педагогическую продуктивность на уроке. Плохое настроение учителя испытывают на себе и дети. Жестокое, бестактное обращение взрослых приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и как следствие к самоубийству.
По данным статистики 62% всех самоубийств несовершеннолетними связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтов с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Чтобы избежать этого:
-Установите заботливые взаимоотношения с детьми. Выражайте это не только словами, но и не вербально - эмпатией.
- Будьте внимательным слушателем. Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства, будь то печаль, вина, страх или гнев. Внимательно относитесь ко всему даже незначительным обидам и жалобам детей.
Заповеди педагога-мастера
-
Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.
-
Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.
-
Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
-
Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.
-
Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.
-
Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.
-
Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
-
Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.
-
Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.
-
Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.
-
Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.
-
Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.
-
Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: «А как вы думаете?».
-
Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.
-
Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.
-
Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.
-
Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.
-
Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.
Верность требованиям педагогической морали - дело чести и совести учителя, мерило его общественной ценности и уважения, показатель его реального достоинства как педагога, основание для самоуважения и самоутверждения личности.