Проблема взаимодействия с обучающимися на различных возрастных этапах

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема взаимодействия с обучающимися

на различных возрастных этапах.

Возраст

Основные психологические новообразования

Ошибки взрослых (педагогов и родителей) при взаимодействии

Последствия ошибок взаимодействия

6-10 лет

Младший школьный возраст

Ведущий вид деятельности - учебная.

Психологические новообразования-память, восприятие, воля, мышление

Особенности развития познавательной сферы: развитие логических операций, внутреннего плана действий, рефлексии, зарождение теоретической и практической направленности мышления, формирование научных понятий; проявление исследовательских способностей; становление интегрированного (обобщающего) восприятия; развитие памяти в двух направлениях:
произвольности и осмысленности, продолжает хорошо проявляться механическая память; совершенствование свойств внимания и его произвольности; становление письменной речи; воображение отличается продуктивностью.

Особенности развития личностной сферы: накопление эмоционального опыта в условиях школьной жизни, продолжают развитие социальные эмоции, наблюдается эмоциональная зависимость от взаимоотношений с учителем и одноклассниками; расширение мотивационной сферы, где появляются мотивы учения, стремления к превосходству, самоутверждения, мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач; самооценка включает когнитивный (оценки знаний о себе) и эмоциональный (оценки отношений самого к себе), компоненты, характеризуется неустойчивостью; идет становление таких волевых качеств, как целенаправленность, настойчивость, самоконтроль

Особенности развития социальной сферы: закрепление норм нравственности в поведении при усвоении школьных требований; повышение грамотности в социальных отношениях (в магазине, транспорте, газетном киоске, на почте, улице); закрепление навыков самообслуживания; осознание и принятие статуса ученика; общение с взрослыми и сверстниками чаще всего ориентировано на решение учебных задач; сохранение игровой и творческих видов деятельности.

1. Кризис 7 лет

-сформировано эмоционально-отрицательное отношение к школе

-родители педантично проверяют уроки

-чтение нравоучений

-ограждение массой запретов

трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей

-страх, боязнь сделать ошибку, быть осмеянным

-чувство неполноценности

-убиваем самостоятельность

10-12 лет

Средний школьный возраст

Младший подростковый возраст

Ведущий вид деятельности - интимно - общение (в других видах деятельности: трудовой, учебной, спортивной, художественной)

Психологические новообразования - развитие теоретического мышления
возникновение рефлексии

учебная деятельность теряет свое ведущее значение, хотя остается основной

Особенности развития познавательной сферы: познавательная активность, развитие критичного мышления развитие монологической речи, развитие логической памяти

Особенности развития личностной сферы: появление чувства взрослости и его проявление в одежде, манере поведения, в речи; эмоциональная неустойчивость и аффективная окрашенность

Особенности развития социальной сферы: появление различных увлечений

-разнообразие системы требований учителей

- "овзросляют" пятиклассников

-ошибки в организации обучения

-ошибки в организации адаптационного периода

-ошибки в организации преемственности между начальной и средней школы

- трудности адаптации

- пытаются уклониться от выполнения обязанностей

-снижение интереса к учебе

-снижение успеваемости

- трудности во взаимоотношениях с взрослыми (педагогами)

12-14 лет

Средний школьный возраст

Ведущий вид деятельности - интимно- общение со сверстниками.

Психологические новообразования - чувство взрослости, критичность мышления, потребность в самоутверждении.

Особенности развития познавательной сферы: преобладание познавательной активности в межличностных отношениях; развитие критичного и совершенствование теоретического, абстрактно-логического мышления; активное развитие эгоцентрической и письменной речи; совершенствование логической и опосредованной памяти, замедление механической памяти; пик развития воображения.

Особенности развития личностной сферы: расширение самосознания: поиск «Я идеального» и постоянный анализ «Я реального», формирование образа «физического Я»; укрепление чувства взрослости, развитие способности к самовоспитанию и саморазвитию; потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого; действий; развитие внутренних моральных ценностей, которые еще неустойчивы в поведении; обострение черт характера (акцентуации); наблюдается личностная нестабильность во взглядах, в эмоциях, в поступках подростка.

Особенности развития социальной сферы: вызывающее поведение в общественных местах; межличностные отношения строятся чаще всего по интересам, не связанным с учебной деятельностью, личностная нестабильность откладывает отпечаток на дружеских отношениях, которые становятся некрепкими и малодлительными; возникновение интереса и установление первых взаимоотношений с подростками другого пола.

  1. Кризис подросткового возраста

-когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям

- «патернальная депривация», проявляющаяся в грубости, агрессивности или, наоборот, отстраненности, чрезмерной мягкости и тревожности отцов (или в полном отсутствии отцовского влияния)

-незаслуженное наказание

-выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение

- дисгармония детско-родительских отношений

- отставание в развитии

-трудности обучения

- открытое непослушание

14-16 лет

Старший школьный возраст

Старший подростковый возраст

Ведущий вид деятельности - интимно-личностное общение со сверстниками (коммуникативная).

Психологические новообразования - развитие самосознания, формирование идеала личности, склонность к рефлексии, самоопределение.

Особенности развития познавательной сферы:

Особенности развития личностной сферы: повышенная потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого; акцентуация характера.

Особенности развития социальной сферы: появляется референтная (значимая) группа,

стремление к самостоятельности и независимости, учебная деятельность отходит на второй план,

Пубертатное развитие когнитивное развитие, преобразования социализации, становление идентичности

-чрезмерная опека --контроль родителей педагогов

-авторитарный стиль воспитания

- ущемление самолюбия

- жесткость и строгость чрезмерное доминирование матери в семье

- тотальный контроль родителей и их увлечение вербальными средствами воздействия, прежде всего запретами и порицанием;

-лишенные возможности быть самостоятельным,

-побег из дома

-эмоциональная неустойчивость

-депрессия

-проблемы эмоционального и личностного развития (агрессивность, тревожность, страхи, необщительность и пр.)

16-18 лет

Старший школьный возраст Ранняя юность

Ведущая деятельность в юности - учебно-профессиональная деятельность.

Психологические новообразования возраста - мировоззрение, профессионально-личностное самоопределение, «Я-концепция».

Особенности развития познавательной сферы: приобретается интеллектуальная зрелость. Особо выделяется уровень развития мышления, которое становится самостоятельным, творческим, критичным. Отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления.

Особенности развития личностной сферы: преобладают эмоциональная уравновешенность, чувство психологической независимости, развитый самоконтроль и саморегуляция, объективная положительная самооценка, профессиональное и личностное самоопределение, осуществляется
Особенности развития социальной сферы: происходит расширение социальных связей за счет взаимодействия с различными (по возрасту, образованию, социальному статусу) людьми, приобретается поведенческая автономия, творческий характер общения, овладение культурной, правовой, экономической грамотностью.

  1. Кризис юношеского возраста

-Не учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка

- недоверительное отношение между участниками взаимодействия

-не оказывают поддержку, безразличие, осуждение

- ориентация на свои родительские пристрастия

-отсутствие должного внимания к нуждам, интересам и индивидуальным потребностям детей;

- проблемы эмоционального и личностного развития (агрессивность, тревожность, страхи, необщительность и пр.)



Цель: обеспечить практическую подготовку педагогов для поддержания актуального уровня профессиональной компетентности по проблемам взаимодействия с обучающимися на различных возрастных этапах.



  1. Кризис 7 лет. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет - это период рождения «социального Я» ребенка. В основе кризиса лежит смена социальной ситуации развития. Домашнее воспитание, беззаботное времяпрепровождение заменяется школьным обучением и ежедневной учебной деятельностью. К такой смене жизнедеятельности готов организм не каждого ребенка. Причина кризиса обнаруживается в возникновении личного сознания ребенка, психологической готовности принять новые требования жизни (школы и семьи). Признаками кризиса 7-ми лет могут быть: потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка), манерничанье, кривляние (ребенок уже не так открыт в общении, маскирует свою сущность), симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показывать), замкнутость (снижение коммуникативных контактов), ранимость, частая смена настроения, нарушение сна и аппетита, головные боли.


В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь (жизнь переживаний), которая влияет на внешнюю жизнедеятельность (успеваемость, дисциплину, общение, увлечение и др.). Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса 7-ми лет:

  1. проговаривать с ребенком его переживания и нежелательные внешние действия;

  2. настраивать ребенка на положительный результат в учебной деятельности, в общении с одноклассниками и педагогами;

  3. планировать свободное время ребенка для его самостоятельных дел;

  4. не порицать ребенка за учебные неудачи, лучше совместно проговорить варианты и сроки их исправления;

  5. демонстрировать любовь к ребенку (обнимать, целовать, говорить ласковые слова);

  6. как можно чаще организовывать досуговую деятельность всей семьи.

    Успешность преодоления кризиса дошкольного возраста создает для ребенка благоприятную почву овладения учебной деятельностью и осознания, принятия социального статуса ученика.

2. Кризис подросткового возраста. Самый известный и часто обсуждаемый подростковый кризис. Его время проявления приходится на 13-14 лет. Начало кризиса для каждого подростка индивидуально и зависит от темпа созревания организма и характера социальной ситуации развития. Основой подросткового кризиса становятся противоречия между возникшими внутренними изменениями и внешними не меняющимися обстоятельствами, которые не удовлетворяют желаемое повзрослевшего ребенка. Причины такого противоречия кроятся в появлении чувства взрослости, в психофизиологической перестройке (половое созревание, изменения в потребностной сфере и сфере самосознания) организма, которую подросток не сразу осознает, и непринятии «взрослости» со стороны взрослых, которые демонстрируют непонимание переживаний подростка по поводу его самореализации. В результате кризис подросткового возраста выливается в следующие признаки и проявления: агрессивность в общении с взрослыми, частая смена настроения, усиленное внимание к своей внешности, снижение учебной мотивации (поверхностное выполнение или невыполнение домашнего задания, пропуски уроков, равнодушие на уроках и др.), невыполнение просьб взрослых, негативизм, отказ от помощи в быту, конфликтность, нарушение общественного порядка.

Рекомендации по преодолению подростковогокризиса:
1. взрослым строить общение с подростком на уважении их личностных особенностей и в доброжелательном тоне;

2. терпеливо принимать отказы подростка о помощи, но при случае найти убедительные слова и еще раз обратиться за помощью;

3 . заранее обсудить обязанности подростка в семье и не настаивать на их мгновенном выполнении;

4. быть последовательными в предъявлении требований к подростку;

5. как можно чаще организовывать досуговую деятельность всей семьи;

6. поддерживать увлечения и интересы подростка, а при их негативном характере умело (личным примером, через совместную деятельность и другими способами) переориентировать на другое занятие;

7. контролировать учебную деятельность;

8. создавать условия для доверительных бесед;

9. не запрещать общение со сверстниками (разрешать приглашать домой, предварительно обговорив условия такого общения);

10. вводить наказания при совместном их проговаривании, чтобы подросток принял и был готов к их реализации и контролю взрослого;

11. давать в доброжелательной форме положительные и отрицательные оценки внешности и поступков подростка.
Завершение кризиса подросткового возраста определяет позитивную или негативную линию дальнейшего личностного развития, а также успешность в системе социальных отношений (в школе, в семье, со сверстниками и в обществе в целом).

3. Кризис юношеского возраста. С точки зрения Л. С. Выготского, он приходится на 17-18 лет. Основа его связана с противоречием между желаемой для овладения профессией и ее реальными условиями приобретения. Причины такого противоречия кроятся в становлении профессионального самоопределения человека в ранней юности, которое чаще всего не соответствует психофизиологическим и социальным возможностям юношей и девушек, а значит, в реальности не могут удовлетворить их желания и интересы. В результате кризис юности имеет следующие признаки наличие раздражительности в общении, частая смена настроения, разочарование в выборе пути получения профессионального образования, опустошенность и чувство одиночества, снижение самооценки, появление тревожности, уподобление низшим потребностям.

Рекомендации по преодолению кризиса юности могут быть следующие:

  1. взрослым строить общение с юношами и девушками на уважении их личностных особенностей и в доброжелательном тоне;

  2. осознать мотивы выбора жизненного и профессионального пути, пересмотреть их и сделать реалистичными (увидеть для себя пользу в сложившейся ситуации);

  3. изучить собственные психофизиологические и социальные возможности для самореализации на выбранном жизненно-профессиональном пути;

  4. осуществить анализ переживаний и их причин на факт позитивных и негативных последствий в конкретной ситуации («не загонять себя в угол!»);

  5. сменить или найти, а затем увлечься видом деятельности для получения положительных эмоций (быть активным!);

  6. не обвинять себя и окружающих, а рационально определить дополнительные возможности для изменения волнующей ситуации.


Завершение кризиса юности позволяет юноше и девушке целенаправленно, самостоятельно и спокойно получить профессиональное образование, определиться в ценностях жизни и осуществить самореализацию на дальнейшем жизненном пути.



© 2010-2022