- Преподавателю
- Школьному психологу
- Проблема взаимодействия с обучающимися на различных возрастных этапах
Проблема взаимодействия с обучающимися на различных возрастных этапах
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Емельченко К.Р. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проблема взаимодействия с обучающимися
на различных возрастных этапах.
Возраст
Основные психологические новообразования
Ошибки взрослых (педагогов и родителей) при взаимодействии
Последствия ошибок взаимодействия
6-10 лет
Младший школьный возраст
Ведущий вид деятельности - учебная.
Психологические новообразования-память, восприятие, воля, мышление
Особенности развития познавательной сферы: развитие логических операций, внутреннего плана действий, рефлексии, зарождение теоретической и практической направленности мышления, формирование научных понятий; проявление исследовательских способностей; становление интегрированного (обобщающего) восприятия; развитие памяти в двух направлениях:
произвольности и осмысленности, продолжает хорошо проявляться механическая память; совершенствование свойств внимания и его произвольности; становление письменной речи; воображение отличается продуктивностью.
Особенности развития личностной сферы: накопление эмоционального опыта в условиях школьной жизни, продолжают развитие социальные эмоции, наблюдается эмоциональная зависимость от взаимоотношений с учителем и одноклассниками; расширение мотивационной сферы, где появляются мотивы учения, стремления к превосходству, самоутверждения, мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач; самооценка включает когнитивный (оценки знаний о себе) и эмоциональный (оценки отношений самого к себе), компоненты, характеризуется неустойчивостью; идет становление таких волевых качеств, как целенаправленность, настойчивость, самоконтроль
Особенности развития социальной сферы: закрепление норм нравственности в поведении при усвоении школьных требований; повышение грамотности в социальных отношениях (в магазине, транспорте, газетном киоске, на почте, улице); закрепление навыков самообслуживания; осознание и принятие статуса ученика; общение с взрослыми и сверстниками чаще всего ориентировано на решение учебных задач; сохранение игровой и творческих видов деятельности.
1. Кризис 7 лет
-сформировано эмоционально-отрицательное отношение к школе
-родители педантично проверяют уроки
-чтение нравоучений
-ограждение массой запретов
трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей
-страх, боязнь сделать ошибку, быть осмеянным
-чувство неполноценности
-убиваем самостоятельность
10-12 лет
Средний школьный возраст
Младший подростковый возраст
Ведущий вид деятельности - интимно - общение (в других видах деятельности: трудовой, учебной, спортивной, художественной)
Психологические новообразования - развитие теоретического мышления
возникновение рефлексии
учебная деятельность теряет свое ведущее значение, хотя остается основной
Особенности развития познавательной сферы: познавательная активность, развитие критичного мышления развитие монологической речи, развитие логической памяти
Особенности развития личностной сферы: появление чувства взрослости и его проявление в одежде, манере поведения, в речи; эмоциональная неустойчивость и аффективная окрашенность
Особенности развития социальной сферы: появление различных увлечений
-разнообразие системы требований учителей
- "овзросляют" пятиклассников
-ошибки в организации обучения
-ошибки в организации адаптационного периода
-ошибки в организации преемственности между начальной и средней школы
- трудности адаптации
- пытаются уклониться от выполнения обязанностей
-снижение интереса к учебе
-снижение успеваемости
- трудности во взаимоотношениях с взрослыми (педагогами)
12-14 лет
Средний школьный возраст
Ведущий вид деятельности - интимно- общение со сверстниками.
Психологические новообразования - чувство взрослости, критичность мышления, потребность в самоутверждении.
Особенности развития познавательной сферы: преобладание познавательной активности в межличностных отношениях; развитие критичного и совершенствование теоретического, абстрактно-логического мышления; активное развитие эгоцентрической и письменной речи; совершенствование логической и опосредованной памяти, замедление механической памяти; пик развития воображения.
Особенности развития личностной сферы: расширение самосознания: поиск «Я идеального» и постоянный анализ «Я реального», формирование образа «физического Я»; укрепление чувства взрослости, развитие способности к самовоспитанию и саморазвитию; потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого; действий; развитие внутренних моральных ценностей, которые еще неустойчивы в поведении; обострение черт характера (акцентуации); наблюдается личностная нестабильность во взглядах, в эмоциях, в поступках подростка.
Особенности развития социальной сферы: вызывающее поведение в общественных местах; межличностные отношения строятся чаще всего по интересам, не связанным с учебной деятельностью, личностная нестабильность откладывает отпечаток на дружеских отношениях, которые становятся некрепкими и малодлительными; возникновение интереса и установление первых взаимоотношений с подростками другого пола.
-
Кризис подросткового возраста
-когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям
- «патернальная депривация», проявляющаяся в грубости, агрессивности или, наоборот, отстраненности, чрезмерной мягкости и тревожности отцов (или в полном отсутствии отцовского влияния)
-незаслуженное наказание
-выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение
- дисгармония детско-родительских отношений
- отставание в развитии
-трудности обучения
- открытое непослушание
14-16 лет
Старший школьный возраст
Старший подростковый возраст
Ведущий вид деятельности - интимно-личностное общение со сверстниками (коммуникативная).
Психологические новообразования - развитие самосознания, формирование идеала личности, склонность к рефлексии, самоопределение.
Особенности развития познавательной сферы:
Особенности развития личностной сферы: повышенная потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого; акцентуация характера.
Особенности развития социальной сферы: появляется референтная (значимая) группа,
стремление к самостоятельности и независимости, учебная деятельность отходит на второй план,
Пубертатное развитие когнитивное развитие, преобразования социализации, становление идентичности
-чрезмерная опека --контроль родителей педагогов
-авторитарный стиль воспитания
- ущемление самолюбия
- жесткость и строгость чрезмерное доминирование матери в семье
- тотальный контроль родителей и их увлечение вербальными средствами воздействия, прежде всего запретами и порицанием;
-лишенные возможности быть самостоятельным,
-побег из дома
-эмоциональная неустойчивость
-депрессия
-проблемы эмоционального и личностного развития (агрессивность, тревожность, страхи, необщительность и пр.)
16-18 лет
Старший школьный возраст Ранняя юность
Ведущая деятельность в юности - учебно-профессиональная деятельность.
Психологические новообразования возраста - мировоззрение, профессионально-личностное самоопределение, «Я-концепция».
Особенности развития познавательной сферы: приобретается интеллектуальная зрелость. Особо выделяется уровень развития мышления, которое становится самостоятельным, творческим, критичным. Отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления.
Особенности развития личностной сферы: преобладают эмоциональная уравновешенность, чувство психологической независимости, развитый самоконтроль и саморегуляция, объективная положительная самооценка, профессиональное и личностное самоопределение, осуществляется
Особенности развития социальной сферы: происходит расширение социальных связей за счет взаимодействия с различными (по возрасту, образованию, социальному статусу) людьми, приобретается поведенческая автономия, творческий характер общения, овладение культурной, правовой, экономической грамотностью.
-
Кризис юношеского возраста
-Не учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка
- недоверительное отношение между участниками взаимодействия
-не оказывают поддержку, безразличие, осуждение
- ориентация на свои родительские пристрастия
-отсутствие должного внимания к нуждам, интересам и индивидуальным потребностям детей;
- проблемы эмоционального и личностного развития (агрессивность, тревожность, страхи, необщительность и пр.)
Цель: обеспечить практическую подготовку педагогов для поддержания актуального уровня профессиональной компетентности по проблемам взаимодействия с обучающимися на различных возрастных этапах.
-
Кризис 7 лет. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет - это период рождения «социального Я» ребенка. В основе кризиса лежит смена социальной ситуации развития. Домашнее воспитание, беззаботное времяпрепровождение заменяется школьным обучением и ежедневной учебной деятельностью. К такой смене жизнедеятельности готов организм не каждого ребенка. Причина кризиса обнаруживается в возникновении личного сознания ребенка, психологической готовности принять новые требования жизни (школы и семьи). Признаками кризиса 7-ми лет могут быть: потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка), манерничанье, кривляние (ребенок уже не так открыт в общении, маскирует свою сущность), симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показывать), замкнутость (снижение коммуникативных контактов), ранимость, частая смена настроения, нарушение сна и аппетита, головные боли.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь (жизнь переживаний), которая влияет на внешнюю жизнедеятельность (успеваемость, дисциплину, общение, увлечение и др.). Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни.
Рекомендации по преодолению кризиса 7-ми лет:
-
проговаривать с ребенком его переживания и нежелательные внешние действия;
-
настраивать ребенка на положительный результат в учебной деятельности, в общении с одноклассниками и педагогами;
-
планировать свободное время ребенка для его самостоятельных дел;
-
не порицать ребенка за учебные неудачи, лучше совместно проговорить варианты и сроки их исправления;
-
демонстрировать любовь к ребенку (обнимать, целовать, говорить ласковые слова);
-
как можно чаще организовывать досуговую деятельность всей семьи.
Успешность преодоления кризиса дошкольного возраста создает для ребенка благоприятную почву овладения учебной деятельностью и осознания, принятия социального статуса ученика.
2. Кризис подросткового возраста. Самый известный и часто обсуждаемый подростковый кризис. Его время проявления приходится на 13-14 лет. Начало кризиса для каждого подростка индивидуально и зависит от темпа созревания организма и характера социальной ситуации развития. Основой подросткового кризиса становятся противоречия между возникшими внутренними изменениями и внешними не меняющимися обстоятельствами, которые не удовлетворяют желаемое повзрослевшего ребенка. Причины такого противоречия кроятся в появлении чувства взрослости, в психофизиологической перестройке (половое созревание, изменения в потребностной сфере и сфере самосознания) организма, которую подросток не сразу осознает, и непринятии «взрослости» со стороны взрослых, которые демонстрируют непонимание переживаний подростка по поводу его самореализации. В результате кризис подросткового возраста выливается в следующие признаки и проявления: агрессивность в общении с взрослыми, частая смена настроения, усиленное внимание к своей внешности, снижение учебной мотивации (поверхностное выполнение или невыполнение домашнего задания, пропуски уроков, равнодушие на уроках и др.), невыполнение просьб взрослых, негативизм, отказ от помощи в быту, конфликтность, нарушение общественного порядка.
Рекомендации по преодолению подростковогокризиса:
1. взрослым строить общение с подростком на уважении их личностных особенностей и в доброжелательном тоне;
2. терпеливо принимать отказы подростка о помощи, но при случае найти убедительные слова и еще раз обратиться за помощью;
3 . заранее обсудить обязанности подростка в семье и не настаивать на их мгновенном выполнении;
4. быть последовательными в предъявлении требований к подростку;
5. как можно чаще организовывать досуговую деятельность всей семьи;
6. поддерживать увлечения и интересы подростка, а при их негативном характере умело (личным примером, через совместную деятельность и другими способами) переориентировать на другое занятие;
7. контролировать учебную деятельность;
8. создавать условия для доверительных бесед;
9. не запрещать общение со сверстниками (разрешать приглашать домой, предварительно обговорив условия такого общения);
10. вводить наказания при совместном их проговаривании, чтобы подросток принял и был готов к их реализации и контролю взрослого;
11. давать в доброжелательной форме положительные и отрицательные оценки внешности и поступков подростка.
Завершение кризиса подросткового возраста определяет позитивную или негативную линию дальнейшего личностного развития, а также успешность в системе социальных отношений (в школе, в семье, со сверстниками и в обществе в целом).
3. Кризис юношеского возраста. С точки зрения Л. С. Выготского, он приходится на 17-18 лет. Основа его связана с противоречием между желаемой для овладения профессией и ее реальными условиями приобретения. Причины такого противоречия кроятся в становлении профессионального самоопределения человека в ранней юности, которое чаще всего не соответствует психофизиологическим и социальным возможностям юношей и девушек, а значит, в реальности не могут удовлетворить их желания и интересы. В результате кризис юности имеет следующие признаки наличие раздражительности в общении, частая смена настроения, разочарование в выборе пути получения профессионального образования, опустошенность и чувство одиночества, снижение самооценки, появление тревожности, уподобление низшим потребностям.
Рекомендации по преодолению кризиса юности могут быть следующие:
-
взрослым строить общение с юношами и девушками на уважении их личностных особенностей и в доброжелательном тоне;
-
осознать мотивы выбора жизненного и профессионального пути, пересмотреть их и сделать реалистичными (увидеть для себя пользу в сложившейся ситуации);
-
изучить собственные психофизиологические и социальные возможности для самореализации на выбранном жизненно-профессиональном пути;
-
осуществить анализ переживаний и их причин на факт позитивных и негативных последствий в конкретной ситуации («не загонять себя в угол!»);
-
сменить или найти, а затем увлечься видом деятельности для получения положительных эмоций (быть активным!);
-
не обвинять себя и окружающих, а рационально определить дополнительные возможности для изменения волнующей ситуации.
Завершение кризиса юности позволяет юноше и девушке целенаправленно, самостоятельно и спокойно получить профессиональное образование, определиться в ценностях жизни и осуществить самореализацию на дальнейшем жизненном пути.