- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья Психологические условия школьной образовательной среды
Статья Психологические условия школьной образовательной среды
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глинова С.А. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Психологические условия школьной образовательной среды
В условиях современной системы образования школы и другие образовательные учреждения приобретают все большую свободу в выборе направления, методов и средств их развития: появляются различные типы школ, внедряются инновационные технологии, разрабатываются и реализуются авторские программы и т.п. В связи с этим становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных школ и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса. Школьный психолог может внести свой вклад в достижении этой цели, если в своей профессиональной деятельности выступает по отношению к образованию проектировщиком и организатором развивающих сфер.
Главной причиной, обусловившей активное введение в психологию образования понятия «образовательная среда», являются существенные перемены в исходных основаниях построения современных образовательных технологий.
Одним из актуальных аспектов психолого-педагогического сопровождения детей является проектирование и создание адекватной их возможностям (поддерживающей) и стимулирующей дальнейшее развитие образовательной среды.
Образовательная среда представляет собой форму единства людей, складывающегося в результате их совместной деятельности в сфере образования. В основе этой деятельности - согласованные потребности участвующих в ней субъектов, цели и средства их достижения формируются и изобретаются самими субъектами благодаря осваиваемым механизмам культуры. Это определяет целесообразность использования пространственных представлений в образовании.
Образовательная среда - это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов. Школа, в которой удаётся создать такие условия, превращается в территорию грамотной, комплексной и неустанной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
Принципиально важно, чтобы учащиеся сами включались в решение своих образовательных и социокультурных проблем посредством выработки, с помощью педагогов, собственной индивидуальной образовательной траектории. Расширение образовательного пространства субъекта ведёт к изменению границ его компетенции и как следствие - к принятию на себя большей ответственности.
Активное внимание к данному вопросу обусловлено широким распространением в педагогической практике идей средового подхода.Особая организация среды обеспечивает оптимизацию ее влияния на личность. Субъект, управляющий образовательным процессом (педагог, родитель), выполняет систему действий по превращению среды в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Средовой подход представляет собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка.
Любая образовательная среда определяется совокупностью локальных сред, в которых функционирует ребенок: я - ситуация; семья; класс (группа); учреждение образования; двор, микрорайон и др. При этом такое понятие как «образовательное пространство» рассматривается как одна из характеристик образовательной среды.
Среда как источник разнообразного культурного опыта представляет собой совокупность влияний. Элементы культуры в соответствии с целями и задачами
обучения и воспитания преобразуются в образовательный средовой ресурс. Чем большее число фрагментов культуры будет преобразовано в образовательный ресурс, тем более богатой в плане влияний будет образовательная среда.
Среда как совокупность возможностей успешного присвоения социального опыта представляет собой совокупность условий. Данные условия позволяют оптимизировать процесс взаимодействия и взаимовлияния в системе «ребенок - среда». Каждое условие представляет собой образовательный средовой ресурс.
Структурно-содержательная характеристика средовых ресурсов позволяет выделить несколько групп в соответствии с основными сферами образовательной среды: предметной, пространственной, организационно-смысловой, социально-психологической.
Предложенный подход к определению состава образовательной среды позволяет разграничить такие понятия как «развивающая, личностно ориентированная образовательная среда», «адаптивная образовательная среда», «безбарьерная образовательная среда».
Определение и анализ
состава образовательной среды
схема 1
Перечисленные характеристики рассматриваются в качестве набора требований к организации современной образовательной среды и составляют группу общих принципов ее проектирования и моделирования.
Необходим также учёт специфических принципов проектирования и моделирования.(таблица 1)
таблица 1
Принципы проектирования и моделирования
образовательной среды
1
Безопасность, которая предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую снизить у ребенка чувство неуверенности и страха. Он получает возможность, используя доступные правила и средства защиты, свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия.
2
Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельности
3
Доступность для полисенсорного восприятия, которая предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений
4
Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых, значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка.
5
Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.
6
Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих
7
Ориентация на охрану и развитие реальных и потенциальных познавательных возможностей. Организация образовательной среды ставит ребенка перед необходимостью работать в зоне актуального и ближайшего развития.
Перечисленные общие и специфические принципы выступают в роли основных ориентиров при проектировании и моделировании, как целостной образовательной среды, так и локальных сред, обеспечивающих решение оперативных задач обучения и воспитания детей в условиях современной школ
Перечисленные общие и специфические принципы выступают в роли основных ориентиров при проектировании и моделировании, как целостной образовательной среды, так и локальных сред, обеспечивающих решение оперативных задач обучения и воспитания детей в условиях современной школы.
Психологическая служба сегодня стала одним из элементов системы образования, основной целью которой является изучение и создание условий, максимально содействующих развитию индивидуальности человека и субъективного начала в нём, наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
-
Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика, 1996. - N 6. - С. 25-30.
-
Рубцов В.В., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. - М.: МИПКРО, 1998.
-
Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. М.: МИПКРО, 1998.
-
Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии, 1998. - № 9.
-
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: ЦФКЛ РАО, 1997.