Я, ТЫ, МЫ, ОНИ (формирование толерантного отношение в среде школьников)

Данное занятие входит в курс профилактической программы для учащихся 4-5 классов и направлено на формирование толерантного отношения к другим людям. Что является актуальным в современной ситуации школьного обучения, когда зачастую в одном коллективе обучаются дети разных национальностей, культур, вероисповеданий (часто в одном классном коллективе присутствует не один ребенок другой национальности, а несколько таких детей, при чем это могут быть дети 2х,3х и более наций). На данном занятии обучающиеся работают как самостоятельно (где им демонстрируется, их индивидуальность и неповторимость, отличия их личных действий от действий других ребят в одинаковой ситуации), так и в групповой форме, где им необходимо объединиться с единомышленниками, но не для того, чтобы продемонстрировать свое превосходство над другими людьми, а постараться, кроме отличий, найти еще и сходства между кажется абсалютно разными народами, культурами и традициями.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Я, Ты, Мы, Они»

Цели: формирование толерантного отношения к другим людям.

На данном занятии рассматривается понятие «различий» между людьми, демонстрируется индивидуальность мышления каждого в одинаковой ситуации. В групповой работе обучающиеся делают выводы о трудностях в понимание «отличных» от нас культур и людей, и учатся находить общее, между совсем непохожими народами. Что способствует формированию толерантного отношения к «другим» людям.

Оборудование: бумага формата А4 на каждого учащегося, 2 листа бумаги формата А3, ножницы, 2 ватмана, письма, листочки для описания сходств и различий, цветные карандаши, карточки с эмоциями.

Ход занятия:

  1. Разминка «Эмпатия»

Из присутствующих детей выбирается самый «эмпатичный». Он выходит за дверь. Остальные дети получают карточки, на которых написаны различные состояния человека. За минуту детям нужно вжиться в это состояние так, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке.

(Карточки: гнев, радость, задумчивость, ирония, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, подозрение.)

После выполнения упражнения детям вводиться понятие «Эмпатия» (Эмпатия - это способность человека сопереживать, умение понять состояние другого). Происходит групповое обсуждения данного понятия, его значимости в жизни человека и общества.


  1. Основная часть.

Упражнение 1. «Снежинки»:

Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на других ребят. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!

Детям необходимо выполнить последовательность команд:

  • Возьмите листок бумаги.

  • Сложите его вдвое.

  • Оторвите верхний правый угол.

  • Снова сложите бумагу вдвое.

  • Оторвите верхний правый угол.

  • Снова сложите бумагу вдвое.

  • Оторвите верхний правый угол.

  • Снова сложите бумагу вдвое.

  • Разверните листки бумаги.

Обсуждение упражнения: у многих детей получились разные снежинки. Как вы думаете почему?

Упражнение 2. «Тапиры и Навы».

Дети делится на 2 подгруппы. Первая команда становится жителями Тапирии, а вторая - Навии. Обе команды получают письма от своих соотечественников с описанием неведомого им народа. После чего, ребятам даётся задание, нарисовать портреты типичных жителей этих народов, найти и написать их сходства и различия. Затем презентация рисунков и текстов (выступление Тапиров о Навах и о самих себе, затем выступление Навов о Тапирах и о самих себе). Обсуждение различий в рисунках. Презентация упражнения «Те же самые различия», обсуждение сходств.

Письмо Тапиров:

Навы живут в стране, которая называется Навия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Дети там редко играют вместе, большую часть времени они проводят в одиночестве или за компьютером. А взрослые большую часть времени проводят на работе, а не с детьми. Едят в Нави однообразно, но много.

Другое дело наша страна Тапирия! Жители Тапирии - замечательные люди. Все дети дружат, часто играют друг с другом. Родители правильно воспитывают своих детей, не ругают их, все разрешают. Взрослые все решения принимают совместно. Рабочий день очень разумно продуман, можно и отдохнуть и хорошо поработать.

Письмо Навов:

Тапиры живут в другой стране, отличной от нашей, которая называется Тапирия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Тапирии - очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга и дерутся. Взрослые не воспитывают своих детей, можно сказать вообще не обращают на них внимания. Взрослые часто ссорятся и бывают недовольными. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат вместо того, чтобы работать.

В стране Навии живут Навы. Наша страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Навии - замечательные люди. Дети у нас редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Все жители нашей страны уважают друг друга и помогают друг другу. Питаются в Навии в основном рисом, но тарелки Навов никогда не бывают пустыми.

Каждой команде даётся по листу бумаги формата А3, разделенный на две половины. Детям нужно нарисовать портреты типичного Тапира в левой части листа и типичного Нава в правой части листа. Так же дается задание найти на основе написанного в письме 3 сходства и различия между Тапирами и Навами.

Команда Навов

Три сходства между нами и Тапирами:

1.

2.

3.

Три различия между нами и Тапирами:

1.

2.

3.

Команда Тапиров.

Три сходства между нами и Навами:

1.

2.

3.

Три различия между нами и Навами:

1.

2.

3.

Обсуждение полученных результатов, формулирование выводов на основе полученных данных в ходе выполнения упражнения.

Нередко случается, что различия преувеличиваются, а сходство недооценивается. Почему? Обсуждение.

Объективное знание о себе человек получает, не только опираясь на внешнюю оценку, и на собственную оценку себя, но и на сравнение этих двух картин.


  1. Завершение занятия

В конце занятия делается вывод «все мы разные, но мы живем в одной стране, мы уважаем и ценим друг друга, каждый человек имеет право на свое мнение, на принятие его таким какой он есть, каждый хочет, чтобы его ценили, принимали с его достоинствами и недостатками».

Дети берутся за руки, образуя круг и говорят «МЫ вместе», что означает принятие сделанных выводов в ходе занятия.


© 2010-2022