Лекция для педагогов Патриотизм как психолого-педагогический феномен

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Патриотизм - это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, и ее народу, ко всему, что впитано с молоком матери. Это очень интимное чувство. Патриотизм выражается в делах, а не в самовозвеличивании.

Григорий Бакланов

Патриотизм рассматривается как психолого-педагогический феномен, имеющий сложную многогранную структуру, позволяющую трактовать его как нравственный принцип, как установка, как личностное качество, как состояние, как результат воспитания, как поведенческая модель, как ценность;

Структура понятия «патриотизм», может быть представлена следующим образом:
1. Эмоциональный компонент.
2. Интеллектуальный компонент.
3. Деятельностный компонент.
4. Потребностно-мотивационный компонент.
5. Волевой компонент.

Эмоциональный компонент «чувство патриотизма... формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик».

Важное место в формировании патриотизма имеет тот факт, что эмоциональные переживания у детей приобретают более глубокий и устойчивый характер. Большую роль в обогащении патриотических представлений ребенка играют эмоции и чувства, которые позволяют активизировать сознание ребенка, развивать его патриотические чувства. Все, что дети связывают со словом «хорошо», вызывает у них положительные эмоции: радость, сочувствие, гордость, сопереживание. Все то, что они связывают со словом «плохо», - отрицательные эмоции: грусть, возмущение, осуждение. Кроме того, особенностью проявления патриотических чувств детей является скоротечность и ситуативность. Ребенок может взволноваться только что услышанным рассказом о чьем-то героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие. В результате возникнувшее первое чувство может угаснуть. Поэтому, необходимо закрепить возникшее чувство в многократных переживаниях, специально создавая для этого разнообразные ситуации для их закрепления.

При выполнении этого условия эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер, и дети будут способны проявлять заботу о близких людях и сверстниках.

В воспитании школьника большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявления чувств у взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

Эмоциональные отношения людей друг к другу являются исходным процессом формирования многих нравственных чувств. Такие чувства, как дружба, любовь, гуманизм, коллективизм, патриотизм, вначале проявляются в форме привязанности ребенка к родителям, сверстникам, коллективу детей и формируются на основе часто повторяющихся эмоций. Воспитание такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развития и становления чувства симпатии, сопереживания, доброты, ласки к родным и близким людям. С ростом ребенка растет и чувство, распространяясь на более широкий круг людей, предметов, явлений.

Психологи подчеркивают важность возникновения основ патриотизма, которые составляют «прошлый опыт человека», опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребенок в детстве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», «зону эмоциональных переживаний», что будет иметь решающее значение для его дальнейшего развития. Тем самым будут «проторены пути для ассоциаций эмоционального характера», а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека. В детстве, по мнению В.А. Сухомлинского, человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь...».

Вот почему, так важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик, добрые чувства, положительное отношение к окружающему.

Нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие и формирование осуществляются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов из жизни. И это развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании патриотические чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Следующим компонентом в структуре патриотизма, является интеллектуальный компонент. Он характеризует знания, взгляды, убеждения человека. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические знания и убеждения. Они стимулируют поведение человека, выбор действий и поступков.
Знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки.

В процессе патриотического воспитания деятельность позволяет расширять и углублять патриотические знания, формировать патриотические взгляды и убеждения, проявлять патриотические чувства, реализовывать потребности и интересы личности. Положительные эмоциональные переживания, связанные с деятельностью патриотического характера, побуждают человека к дальнейшей деятельности, к преодолению препятствий на пути к поставленной цели. Это, в свою очередь, способствует формированию умений и навыков, необходимых для практической деятельности, и развитию чувств и мотивации более высокого уровня.

Одной из важных характеристик качеств патриотической личности является потребностно-мотивационный компонент. Мотивация как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, характеризует потребности, мотивы, интересы человека. Появление осознанного стремления к удовлетворению потребности считается признаком ее сформированности. И только через мотивы можно формировать потребности. Существуют мотивы-цели и мотивы-средства.

Проявлением мотива-средства является интерес к тому или иному предмету. Мотивы-цели тесно связаны с ценностными ориентациями человека. ценности принимаются детьми постепенно: сначала вынужденно, в силу определенных требований, затем осознанно, добровольно и, наконец, когда становятся собственными мотивами-целями.

При осуществлении деятельности человек действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевает возникающие препятствия. Это связано с проявлением воли. Патриотическая деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, также требует волевых усилий. Волевые качества личности проявляются в способности действовать сознательно в достижении цели, в формировании жизненных планов, способности противостоять негативным влияниям внешней среды, в способности личности регулировать свое поведение, преодолевать определенные препятствия. Волевая личность характеризуется целеустремленностью, решительностью, настойчивостью, дисциплинированностью и т.д. Поэтому вполне обоснованным является включение в состав структуры понятия «патриотизм» волевого компонента.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств

Свою роль в формировании патриотизма и гражданственности играют и развивающие занятия с психологом.

Основными направлениями которых являются:
- создание позитивных нравственных установок;
- формирование позитивного отношения к семье, уважения к родителям;

-коррекция отклоняющихся форм поведения (агрессивность, враждебность)
- воспитание таких черт характера личности как честность, мужество, трудолюбие.( «Что такое хорошо и что такое плохо», Притчи)

- Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними общаться («Как справиться со злом», «Ищу друга»)

- закрепление в детях представлений о равенстве всех людей, воспитание уважения друг к другу.(Тренинг межличностного взаимодействия)

-Воспитание интереса к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего «я», развитие способности адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей («Кто Я?», «Ревизия взаимоотношений», «Автопортрет»)

Для выявления и разрешения проблем, испытываемых родителями, в процессе воспитания подростков проводятся групповые родительские собрания: «Родительская любовь и воспитание», «Влияние семьи на становление личности ребенка», «Поощрение и наказание»

Данная работа способствует развитию гражданственности и патриотизма у учащихся.


© 2010-2022