Эмоциональное состояние педагога - результат знаний студентов

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эмоциональное состояние педагога - результат знаний студентов

Автор: Шумилина Ирина Алексеевна

БПОУ ОО «Орловский технический колледж»


Результативность обучаемости и получения новых знаний студентами в большей степени зависит от «успешности» педагога и его отношения к образовательной дисциплине. Приятно присутствовать на лекциях, где преподаватель энергичный, с улыбкой и с полной уверенностью в то, о чем он говорит, и получает «наслаждение» в передаче информации. Положительное эмоциональное состояние педагога- важнейший аспект успешности знаний студентов.

В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушаков указывает на образование существительного «успешность» от прилагательного «успешный», т.е. заключающий в себе успех, представляющий собой успех, делающий что-нибудь с успехом.[7]

Следовательно, понятие «успешность» является производным от понятия «успех». «Успех» определяется следующим образом:

- удача в задуманном деле, в достижении поставленной цели;

- признание такой удачи со стороны окружающих, проявляющееся в общественном одобрении чего-нибудь, чьих-нибудь достижений;

- признание чьих-нибудь достоинств, внимание общества к кому-нибудь.

В энциклопедии практической психологии «успешность» рассматривается как способность и умение достигать успеха. Успешность зависит от мировосприятия человека и отражает его «видение … своей и чужой успешности».

Для успешной педагогической работы необходима не только профессиональная компетентность, знание психологии студентов, но и хорошее здоровье педагога в широком смысле этого слова, как физическое, так и психологическое здоровье, которое, в свою очередь, зависит от психологического климата в коллективе педагогов, от психологической атмосферы в семье педагога и других факторов. Эмоциональное состояние педагога влияет и на эмоциональное состояние подростков, поэтому важно, чтобы педагог находился в благоприятном эмоциональном состоянии.[3]

Мы затронули такой аспект как «эмоциональное состояние» и попробуем разобраться в этом. Большую часть дня все мы проводим на работе, а преподаватели даже дома посвящают ей немало времени. Но работа всё больше становится сегодня не только условием и показателем жизненных достижений, но и фактором, сохраняющим или нарушающим психоэмоциональную гармонию, устойчивость личности. С сожалением приходится констатировать, что удовлетворённость педагогов своей профессиональной деятельностью в нашей стране оставляет желать лучшего. Большую тревогу вызывает равнодушие к их профессионально-личностным проблемам со стороны руководителей.

Одним из первых понятие психологического климата рассмотрел В.М.Шепель. Психологический климат, по его мнению - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая - это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая - моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая- это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.[8]

В теме нашей статьи мы ставим знак равно между такими понятиями как эмоциональное состояние педагога и обучение студентов.

Авторы психолого-педагогического словаря, считая, что обучение - специально организованный управляемый двусторонний процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и развитие человека. И выделяют четыре основные функции обучения: первая функция - образовательная - реализуется через передачу системы культурных ценностей, в том числе накопленных знаний, умений и навыков; вторая - воспитывающая - ее суть в формировании системы ценностных ориентаций и отношений; третья - развивающая - предполагает формирование и развитие познавательных интересов, психических процессов и свойств личности, способностей и т.п.; и, наконец, четвертая - социализирующая - заключается в приобретении опыта совместной деятельности, овладении и применении системы социально приемлемого поведения и общественных отношений. И здесь необходимо добавить, что если педагог не научится управлять эмоциональным состоянием, переключаться с одной эмоции на другую, как хороший актер преподносить необходимые знания, где работает и мимика, и жесты, и слова, и положительная эмоция к происходящему, то результат передачи знаний может ровняться нулю. Управлять эмоциями и просто, и сложно одновременно. Эмоция- это взрыв, повышение давления и пульса и т.д. Чтобы хорошо контролировать физиологию - нужна тренировка. Но выбор любой эмоции, нашей чувственной реакции на происходящее, делаем всегда мы сами.
Какие эмоции разрушают? В основном это те, что отнимают у нас силы: подавленность, вина, обида, унижение. Для обучения управлением эмоциями подходит метод творческого выражения эмоций.

Вот некоторые приемы снятия эмоционального напряжения

Психологический душ - комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергического потенциала.

1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»;

2.Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней…»;

3.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично»;

4.Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»;

5.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»;

6.Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»;

7.Руки на бедрах, делая наклоны туловищем вперед- назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна»;

8.Руки на талии, выполняя наклоны вправо- влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу»;

9.Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается…», глубокий выдох: «И все у меня получается».

Вам, кажется, наивно повторять такие слова, но наше эмоциональное состояние в первую очередь это наше здоровье, здоровье окружающих нас людей. Улыбка, доброе слово, добрые поступки все это дает человеку сил и на семью, и на работу, а особенно на ту работу, где необходимо воспитывать новое поколение, давать знания, а в дальнейшем получать профессионалов своего дела. Связь педагог - студент сопровождает и педагога, и студента в течении учебного процесса, а для студентов еще и при подготовке домашнего задания, рефератов, сообщений и докладов. Очень важно, какое эмоциональное состояние испытывает учащийся, когда берет конспект. Хорошее настроение и хороший настрой - 50 % запоминания учебного материала.

Предпочтением у студентов пользуются молодые педагоги. Создание учебной атмосферы, одно из первых приоритетов молодых специалистов. Опрос студентов показывает, что если преподаватель в хорошем настроении, с улыбкой входит в аудиторию, то и желание учиться тоже увеличивается. И мы соглашаемся с такими определениеями. Учебная успешность обучения студентов - это интегральная оценка эффективности результата деятельности студента по усвоению культурно-исторического опыта человечества (знаний, умений, навыков, способов деятельности, морально-нравственных ориентиров и ценностей), обеспечивающей ему удовлетворение его познавательных интересов и раскрытие потенциальных умственных возможностей, а также вызывающей у него эмоциональное состояние, которое выражает личное позитивное отношение к учебной деятельности и ощущение собственной удовлетворенности. Педагогическая успешность деятельности преподавателя - это интегральная оценка эффективности результата деятельности педагога по передаче культурно-исторического опыта человечества (знаний, умений, навыков, способов деятельности, морально-нравственных ориентиров и ценностей), вызывающая у педагога такое эмоциональное состояние, которое выражает его личное позитивное отношение к педагогической деятельности, позволяющая ему ощущать собственную удовлетворенность от раскрытия потенциальных умственных возможностей студента и удовлетворения его познавательных интересов. [3]

В заключении хочется сказать, человек нуждается в самоуважении, которое чаще всего - следствие совершенного владения какой-либо деятельностью. Постоянная потребность в знаниях, в развитии своих способностей и возможностей. Каждый нуждается в уважении со стороны других людей, в положительной оценке его деятельности, в признании авторитета, статуса, заслуг. В противном случае человек перестаёт ощущать себя значимым для других, что и приводит к нарушениям в регуляции поведения, к неудовлетворённости собой, окружающими людьми, условиями.

Учительская профессия - особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого.

Особенности труда учителя состоят, прежде всего, в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

Литература:

  1. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. - 2008. - № 5

  2. Барабаиава М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник МГУ. - 2005 Серия 14. - № 1. - С. 54-55.

  3. Бреслав Г. М. О месте эмоциональных процессов в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. - М., 2009. - С. 62-67.

  4. Кахиани С. Н., Кахиани 3. Н., Кахиани Д. 3. Экспрессивность эмоций человека. -Тбилиси, 2005.

  5. Крейг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

  6. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций: Тексты. - М., 1984

  7. Ушаков Д.Н. Толковый словарь, Москва, Астрель, 2000

  8. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2002. .





© 2010-2022