Практическое занятие По маршруту добрых дел и поступков

Раздел Школьному психологу
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие в 3 классе

По маршруту добрых дел и поступков

Цель: формировать у детей нравственное представление о вежливости; учить детей соблюдать правила вежливости; воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми; развивать такие качества характера, как порядочность, умение быть ответственным за свои поступки.

Практическое занятие По маршруту добрых дел и поступковПрактическое занятие По маршруту добрых дел и поступковПрактическое занятие По маршруту добрых дел и поступковХод занятия

I. Вступление

- Здравствуйте! Улыбнитесь! Как приятно смотреть на чело­
века, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись,
и жизнь, пусть чуть-чуть, стала радостнее и добрее.

Ребята, возьмитесь за руки, мы с вами сыграем в игру «Вместе мы - одна семья».

Вместе мы - одна семья:

Ты и вы, мы и я.

Здравствуй, друг, который слева,

Здравствуй, друг, который справа,

Вместе мы - одна семья,

Вместе нам скучать нельзя.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Ущипни соседа справа,

Ущипни соседа слева.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

Ты погладь соседа справа,

Ты погладь соседа слева.

Вместе мы - одна семья,

Ты и вы, мы и я.

- Думаю, что и наше занятие пройдет в доброжелательной­_
обстановке с пользой для всех.

II. Формирование мотивации

- Сегодня к нам на занятие заглянуло солнышко из стихотворения
Эммы Мошковской. (На доске - рисунок: солнышко за тучкой.)

Встало солнце кислое,

Смотрит - небо кислое,

В кислом небе кислое

Облако повисло...

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Сегодня настроение.

  • Почему прохожие в стихотворении «несчастные»?

  • Что значит «кислое настроение»?

  • А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение? (По вы­ражению лица, по его поступкам)

  • Дети, а как можно поднять настроение?

  • Можно ли это сделать с помощью комплимента?

  • Поднимите настроение друг другу и нашему солнышку!

  • Поднялось ли у нас настроение?

- Сделайте вывод.(Нужно чаще говорить друг другу добрые
слова.)

III. Сообщение темы

- Каждый день вы встречаете множество людей - на улице,
и школе, во дворе. Важно, чтобы ни один из них не обиделся на вас,
и был рад встрече с вами!

Ребята, а вы знаете, что в слове заключается великая сила? Доб­рые слова могут подбодрить, утешить в трудную минуту, от этих слов | становится теплее, радостнее, они могут совершать чудеса, поэтому их еще называют «волшебными».

О каких «волшебных» словах говорится в этих стихотворениях?

«Здравствуйте!» -

Добрая ласковость слова

Стерлась на нет

В ежедневном привете,

«Здравствуйте!» -

Это же будьте здоровы,

Это же дольше живите на свете.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.

Это слово говорят, Если вас благодарят.

О каких словах говорится в этих стихотворениях? Что они обозначают?

Какие «волшебные» слова вы знаете?

Давайте с помощью рифмы вспомним «волшебные» слова.

• Растает ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо).

  • Практическое занятие По маршруту добрых дел и поступковПрактическое занятие По маршруту добрых дел и поступковПрактическое занятие По маршруту добрых дел и поступковЗазеленеет старый пень,

  • Когда услышит... (добрый день).

  • Если больше есть не в силах,

  • Скажем маме мы... (спасибо).

  • Мальчик вежливый и развитый

  • Говорит, встречаясь... (здравствуйте).

  • Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим... (прости, пожалуйста).

• И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (до свидания).

- Сегодня Школа вежливости поможет нам узнать и запомнить
как можно больше «волшебных» слов.

IV. Основная часть

1. Игра «Школа вежливости».

Все дети встают в волшебный круг. Один ребенок говорит какое-либо волшебное слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих и добавляет к ним свое и т. д.

Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, очень рад, пожа­луйста, очень приятно и т. д.

- Ребята, представьте, ваши слова ожили и рассказали вам вол­-
шебные истории из своей жизни. (Рассказы детей).

2. Беседа.

- Ребята, «волшебные» слова называют еще словами вежливости,
а людей, которые их говорят, называют вежливыми людьми. Слово;
«вежливость» происходит от старославянского «веже» - знающий,
учтивый.
Быть вежливым означает знать, как себя вести. Вежливость - это, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте;
бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость -это
лучшее лекарство от злобы, грубости, безкультурия.

Вспомните Доктора Айболита! Каким он был? (Добрым)

- А каким был Бармалей? (Злым)

- Чем же закончилась их встреча? (Доктор Айболит перевоспитал
Бармалея. Пират стал добрым, воспитанным.,

Злость нельзя в себе копить!

Это чувство страшное!

Знай, злодеем в жизни быть

- Самое ужасное!

- Человека злого, несоблюдающего правил приличия, называют
невежей, грубияном.

А теперь послушайте стихотворение, в котором говорится о том, как учили вежливости медведя, а что из этого вышло, вы расскажете потом.

3. Слушание стихотворения «Урок вежливости» С. Я. Маршака.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

- В гостях, медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех,

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

И старших уважай.

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай.

Так мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Хоть с виду стал он вежливый,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям

- Лисицам и медведям.

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапы.

Совал, куда не нужно, нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.

  • Практическое занятие По маршруту добрых дел и поступковПрактическое занятие По маршруту добрых дел и поступковПрактическое занятие По маршруту добрых дел и поступковЧему учили медведя?

  • Научили ли воспитатели медведя кланяться, уступать знакомым место?

  • Почему же стихотворение заканчивается такими строчками?

  • Мы, люди, способны мыслить и решать, как правильно поступать в различных ситуациях. Все люди на земле разные. У каждого человека есть свои, индивидуальные черты характера. Одни из них мы считаем достоин­ствами, а другие - недостатками. Достоинства - это такие черты, от которых и окружающим людям, и самому человеку хорошо, а недостатки приносят всем, да и самому человеку только неприятности. А помогают нам узнать как можно больше о достоинствах и недостатках человека книги.

4. Знакомство с выставкой книг.

- Перед вами - сборники народных сказок. Назовите недостатки
одних сказочных героев и достоинства других. (Вывод: народ всегда
высмеивал глупость, жадность, осуждал жестокость и злобу, а с ува­-
жением относился к добрым, вежливым, бескорыстным людям.)

5. Обсуждение ситуаций.

- Вот что случилось в одном дворе.
Ситуация 1

Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я причем?

Но, досчитав до тридцати, сказал:

- Ну, дедушка, прости.

  • Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил прощения у де­душки?

  • А как бы вы извинились?

Ситуация 2

Пошел я гулять, и в саду по привычке

Я дернул девчонку за обе косички.

На крик прибежала девчонкина мама,

Меня изловчившись, за ухо поймала...

Попробовать, что ли?

В сторонку куда-то

«Простите меня», - я шепнул виновато.

- Ступай, - улыбнулась. -
Прощаю пока, -
И ухо мое отпустила рука.
«Простите»...
Ура! Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.

• Как можно оценить поступок мальчика?

• Можно ли его извинение считать искренним?

Ситуация 3

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла...

Как должен поступить Витя?

Ситуация 4

Дед про внучку говорил:

- Экая досада -
Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада...

  • Какими должны быть действия внучки?

  • Почему же дедушка испытывал «досаду»?

6. Сценка «Приветливые люди».

Прочитать детям пословицу: «Не будь приметен, а будь приветлив».

Поделить детей на пары (карточки с заданиями или рисунками).

Придумать небольшие сценки-диалоги между приветливым учителем и учеником, покупателем и продавцом, врачом и больным, во­дителем и пассажиром, бабушкой и внуком и т. д.

V. Итог занятия

- Хочется подвести итог нашего разговора. Еще раз послушайте и запомните то, чему мы с вами сегодня учились. (Чтение стихо­творений заранее подготовленными учениками.)

Ежели вы вежливы , >

И к совести не глухи,

Вы место, без сомнения,

Уступите старушке.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду

В троллейбус вы поможете

Подняться инвалиду.

Ежели вы вежливы,

Поможете и маме

И помощь ей предложите

Без просьбы, то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Психолог

Нужно знать, как дважды два,

Все волшебные слова.

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора!

- Давайте мы еще раз вспомним все волшебные слова. У каж-
дого из вас есть карточки с буквами и лучики. Из букв составьте вол-
шебные слова и напишите их на лучиках. Прочитайте слова, которые
вы составили, и прикрепите лучи к нашему солнышку.

Солнышко проснулось и взошло,

Сразу всюду сделалось светло,

Заплясали, засверкали вдруг

Солнечные зайчики вокруг.

- Вот, пожалуй, на этом можно закончить наше занятие. Какие
же качества вы должны воспитывать в себе? Какими должны быть
отношения между людьми? Что вы испытываете, когда к вам веж-
ливо обращаются? Что произойдет, если люди перестанут говорить
друг другу вежливые слова? Как вы поступите, если кто-то будет не
вежливо разговаривать с вами или с вашими друзьями?

ПОМНИТЕ!

  • Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.

  • Не допускайте ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

  • Дорожите своей честью, честью семьи, школы, удерживайте своих товарищей от плохих поступков.

  • Помогайте младшим, незащищенным, будьте справедливыми.

- А теперь давайте произнесем Клятву Школы вежливости.
Повторяйте за мной:

Клянемся вежливыми быть!

Всегда «спасибо» говорить,

«Добрый день» и «До свидания!»

- Нет в мире выше знания.

Клянёмся вежливыми быть!

А лень и грубость позабыть,

Учиться этикету,

Науку помнить эту

VI. Заключение. Постановка задач на будущее





Ситуация 1

Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я причем?

Но, досчитав до тридцати, сказал:

- Ну, дедушка, прости.

  • Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил прощения у де­душки?

  • А как бы вы извинились?

Ситуация 2

Пошел я гулять, и в саду по привычке

Я дернул девчонку за обе косички.

На крик прибежала девчонкина мама,

Меня изловчившись, за ухо поймала...

Попробовать, что ли?

В сторонку куда-то

«Простите меня», - я шепнул виновато.

- Ступай, - улыбнулась. -
Прощаю пока, -
И ухо мое отпустила рука.
«Простите»...
Ура! Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.

• Как можно оценить поступок мальчика?

• Можно ли его извинение считать искренним?

Ситуация 3

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла...

Как должен поступить Витя?

Ситуация 4

Дед про внучку говорил:

- Экая досада -
Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада...

  • Какими должны быть действия внучки?

  • Почему же дедушка испытывал «досаду»?


© 2010-2022