Индивидуальное занятие на тему: «Самоконтроль поведения»

Тема мероприятия: индивидуальное занятие на тему «Самоконтроль поведения». Цель: Познакомить ребенка с понятием самоконтроль, выявить особенности самоконтроля у данного ребенка, объяснить важность самоконтроля поведения. Задачи: 1.Сформировать правильно отношение ребенка к воле и самоконтролю. 2.Выявить самоконтроль ребенка. 3.Мотивировать ребенка на самостоятельное развитие самоконтроля. Оборудование: Листочки, ручки. Оформление: Плакаты, рисунки. Ход занятия:   1.      Подготовительный этап...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальное занятие на тему:

«Самоконтроль поведения».

Тема мероприятия: индивидуальное занятие на тему «Самоконтроль поведения».

Цель: Познакомить ребенка с понятием самоконтроль, выявить особенности самоконтроля у данного ребенка, объяснить важность самоконтроля поведения.

Задачи:

1.Сформировать правильно отношение ребенка к воле и самоконтролю.

2.Выявить самоконтроль ребенка.

3.Мотивировать ребенка на самостоятельное развитие самоконтроля.

Оборудование: Листочки, ручки.

Оформление: Плакаты, рисунки.

Ход занятия:


  1. Подготовительный этап.

  2. Проведение занятия:

  • Введение.

  • Беседа: Характеристика воли.

  • Волевые качества личности.

  • Тест на самоконтроль.

  • Заключение.

3.Заключмтельный этап.

Анализ

1.Введение.

рекомендации:


  1. Направленная этическая работа, обязательно проводимая преподавателем на фоне обучения психической саморегуляции, должна закладывать в учащихся основы нравственности.


  1. Возможны варианты комплектования групп, как только из детей, или подростков, так и совместно с их родителями. В последнем случае программа строится в расчёте на младших, но родители охотно участвуют в таких занятиях. Одним из плюсов второго варианта работы является появление общих интересов в семье и преодоление её разобщённости.


  1. Без особых медицинских показаний не следует проводить с детьми и подростками упражнения с рефлексогенными зонами эмоционально-волевой сферы (за исключением простейших упражнений с анахатой). Причина в том, что эти упражнения несовместимы с принятием алкоголя во время и после курса занятий.


  1. Акцент в работе должен делаться не на получении высоких результатов, а именно на расширение кругозора, на широкое информирование учащихся, чтобы помочь им в выборе жизненного пути, когда они повзрослеют.

Обогащайте занятия эстетикой и спортом!

1.Можно дополнить их хореографией, музыкой, фотографией, живописью, туризмом, закаливанием, экологией, литературоведением, философией - в зависимости от сферы компетентности преподавателя.

2. Возможно, использование упражнений с рефлексогенными зонами эмоционально-волевой сферы и других подобных приёмов специально подготовленными врачами для лечения некоторых детских неврологических и психических заболеваний.

3. Наиболее легко дети и подростки осваивают упражнения с образными представлениями. Труднее им обычно даётся овладение концентрацией

4. Интересный положительный эффект даёт присутствие (но не участие на равных правах) детей при загородных занятиях групп, где учатся их родители. При ненавязчивом к ним отношении, у детей включается важный механизм обучения - подражание.

Проблема ВОЛИ, произвольной волевой регуляции поведения и её влияние на различную деятельность человека уже давно занимала умы учёных.

Известно, что поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологическими механизмами. С одной стороны - это, безусловно-рефлекторные, и условно-рефлекторные механизмы, а с другой - произвольное управление, которое связано не только с физиологическими, но и с психологическим механизмами. Развитие и формирование воли и волевых качеств личности начинается с самого раннего детства. Этому процессу многое содействует, многие факторы оказывают на него влияние - и общение ребёнка со сверстниками, и игры, в которых он принимает участие. Большие возможности для волевого развития личности предоставляет учебная деятельность.

На начальном этапе школьного образования учебная деятельность занимает одно из центральных мест в жизни и личностном развитии детей, она является ведущим типом деятельности. Психика ребёнка, развитие его волевых качеств не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Однако в процессе учебной деятельности не только формируется волевая сфера ученика, но и волевое развитие личности оказывает непосредственное влияние на протекание учебной деятельности и на успеваемость школьников. Вопрос влияния волевого развития на учёбу и успеваемость школьников является одним из актуальных вопросов современной педагогической психологии.

2.Характеристика воли.

В психологической науке воля определяется, как свойство человеческой психики, которое проявляется в активной самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной энергией. Человек может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить её. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать противоположные. Преодоление препятствий и трудностей связано с т. н. волевым усилием, т.е. особым состоянием нервно-психического напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Природа воли человека. Волевые действия определяются внешними объективными обстоятельствами, в частности условиями, образом жизни и деятельности человека. Эти воздействия бывают отдалёнными и косвенными и, вследствие этого, не всегда осознаются, что иногда создаёт иллюзию абсолютной произвольности человеческих действий. Свобода воли заключается не в воображаемой независимости от законов природы и законов общественного развития, а в, основанной на познании этих законов, возможности пользоваться ими для определённых целей. Однако волевая деятельность человека, будучи объективно обусловленной, не понимается как фатальное следование внешним обстоятельствам, якобы освобождающим человека от ответственности за свои поступки. Правильно понять и оценить волевое действие человека можно лишь в том случае, если известны не только цели, но и мотивы действия, т. к. один и тот, же поступок в зависимости от этого может иметь различную нравственную характеристику.

Воля человека характеризуется различными качествами: целеустремлённостью, решительностью, настойчивостью, выдержкой (самообладанием), дисциплинированностью, смелостью, мужеством и др. Воля играет важнейшую роль в структуре характера, являясь, в известном смысле слова, его «стержнем».

3.Волевые качества личности.

Проявление воли в различных специфических ситуациях и в различных видах деятельности позволяет говорить о волевых качествах личности.

В качестве врождённого компонента выступает способность, обусловленная природными задатками, а в качестве приобретённого компонента - опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией, сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при неоднократном успешном преодолении таких трудностей. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т.е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

Терпеливость понимается в психологии как однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам (в основном - физиологическим состояниям), вызывающим утомление, гипоксию или чувство голода, жажды, боль. Длительность волевой активности зависит от энергетики активности: чем сильнее потребность и чем больше энергетические ресурсы организма, тем дольше человек может сохранять волевое напряжение.

Упорство и упрямство. Упорство понимается психологами как стремление достичь «здесь и сейчас», т.е. одномоментное, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Настойчивость, по определению известного учёного В.К. Калина, - эмоционально-волевое качество, в котором эмоциональные и волевые компоненты на разных этапах деятельности могут быть представлены по-разному.

Самостоятельность и инициативность. Самостоятельность определяется, как способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за поступки других. Самостоятельность как волевая черта присуща уже дошкольниками, однако, мотивы её проявления у детей разного возраста различные.

Инициативность проявляется в таких действиях школьников или их групп, которые послужили началом нового движения или изменения форм деятельности. В моральном плане инициативность характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за совершаемое действие.

Дисциплинированность и организованность. Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведённого порядка, организованность, выдержанность. Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами.

Старательность - это стремление выполнить какую-либо работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание школьника выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т.п.

Энергичность определяется, как способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого.

Героизм и мужество.

Принципиальность является свойством личности, которое представляется отражением идейности человека. Принципиальным считается человек, твёрдо (строго) и осознанно придерживающийся каких-либо принципов, т.е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения. Базой для такой твёрдости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного порядка.

Заметное развитие воли наблюдается в подростковом возрасте, когда происходит значительный, рост сознательного отношения к действительности, учению, рост мотивов обществ, порядка (чувство долга, ответственности).

Для исправления недисциплинированности педагогом могут быть приняты следующие меры:

1. Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учётом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для конкретного ученика.

2. Представление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах.

3. Укрепление в недисциплинированных учащихся веры в свои собственные силы.

4. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.

5. Использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.

Развитие самостоятельности школьника. Развитие самостоятельности проходит ряд этапов. На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только учителем или учителем совместно с учениками. На втором этапе самостоятельность проявляется не только в исполнении, но и самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется возможность самостоятельного планирования деятельности. На четвёртом этапе появляется творческая инициатива, т.е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей её достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

4.Тест на самоконтроль.

Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности, поведении (социальный самоконтроль) Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова.

Инструкция:

Сейчас я зачитаю тебе (вам) ряд вопросов, на которые тебе необходимо будет ответить. Здесь не может быть правильных или не правильных ответов. Люди различны, и каждый может высказать своё мнение. В верхней части листа укажите свой класс, возраст, пол, имя и начальную букву фамилии. Отвечая на каждый вопрос, вы должны будете выбрать один из трёх предлагаемых вам ответов, тот который в наибольшей степени соответствует вашим взглядам и поступкам. Если тебе что-нибудь не ясно, спроси.

1. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову.

2. Старайтесь не прибегать к слишком часто к промежуточным ответам типа: «не знаю», «нечто среднее», выбирая при этом наиболее подходящий вам вариант.

3. Обязательно отвечайте на вопросы подряд, ничего не пропуская.

4. Отвечайте честно и искренне. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, (ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального ключа, который знаем только мы, при чем ответы на каждый вопрос вообще не будут рассматриваться, на интересуют только общие показатели), они (ваши ответы) должны соответствовать действительности, этим вы очень поможете нам в нашей работе. Заранее благодарим вас за помощь.

Тестовый материал:

1. Меня считают вспыльчивым, невыдержанным человеком:

а) да (0)

б) не уверен (1)

в) нет (2).

2. Я уступаю место в городском транспорте пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми:

а) в любом случае (2)

б) иногда (1)

в) только если на этом настаивают (0).

3. Я склонен следить за проявлением своих чувств:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0).

4. Если в полученном задании что-то остается для меня непонятным, я:

а) всегда уточняю все неясности до выполнения задания (2)

б) поступаю так иногда (1)

в) уточняю неясности уже по ходу дела (0)

5. Я проверяю свои действия во время работы:

а) постоянно (2)

б) от случая к случаю (1)

в) редко (0)

6. Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я предпочитаю подождать, пока не буду убежден, что прав:

а) всегда (2)

б) обычно (1)

в) только если целесообразно (0)

7. Считаю, что каждая конкретная ситуация требует определенного стиля в одежде:

а) согласен (2)

б) отчасти (1)

в) не согласен (0)

8. Обычно я высказываю свое мнение после старших по возрасту и положению:

а) да (2)

б) не всегда (1)

в) нет (0)

9. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точных навыков:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

10. Если я краснею, я всегда чувствую это:

а) да (2)

б) иногда (1)

в) нет (0)

11. В процессе работы я стараюсь проверить правильность ее выполнения:

а) всегда (2)

б) от случая к случаю (1)

в) только когда уверен, что допустил ошибки (0)

12. Если у меня возникают сомнения в том, правильно ли я понял смысл прочитанного служебного текста, то я:

а) еще раз перечитываю неясное место в тексте (2)

б) поступаю так иногда (1)

в) не предаю этому значения, перехожу к очередному этапу работы (0)

13. По окончании работы привожу свое рабочее место в порядок, готовлю его к следующему рабочему дню:

а) обычно (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

14. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

15. В своих поступках я всегда стараюсь тщательно придерживаться принятых в обществе правил поведения:

а) да (2)

б) не уверен (1)

в) нет (0)

16. Я не бываю груб даже с теми людьми, которые мне очень неприятны:

а) верно (2)

б) не всегда (1)

в) неверно (0)

17. Если при чтении инструкции я встречаю какие-либо неясности, то я:

а) не обращаю на них внимания, продолжаю читать дальше (0)

б) поступаю так иногда (1)

в) пытаюсь в них разобраться (2)

18. Часто я слишком быстро начинаю сердиться на людей:

а) да (0)

б) иногда (1)

в) нет (2)

19. В общественных местах я стараюсь не говорить громко:

а) всегда следую этому правилу (2)

б) иногда следую этому правилу (1)

в) редко следую этому правилу (0)

20. Ошибки в выполненной работе следует исправлять:

а) только в тех случаях, если кто-то на них укажет (0)

б) нечто среднее (1)

в) не дожидаюсь, когда другие укажут на них (2)

21. Когда я сильно переживаю по какому-то поводу, то перестаю следить за своими действиями:

а) почти всегда (0)

б) иногда (1)

в) редко (2)

22. Когда я планирую свою деятельность, то предусматриваю время на проверку выполненной работы:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

23. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам:

а) правильно (2)

б) не уверен (1)

в) неправильно (0)

24. Выступая перед аудиторией, я старюсь следить за своим голосом и жестами:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

25. Не приступаю к работе, пока не буду убежден, что все необходимое для этого уже лежит на своем обычном месте:

а) обычно (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

26. Уходя из дома, я не имею привычки проверять, выключил ли я свет, газ, утюг, утюг и воду:

а) согласен (0)

б) не уверен (1)

в) не согласен (2)

27. В общении я:

а) свободно проявляю свои чувства (0)

б) нечто среднее (1)

в) не выражаю своих чувств (2)

28. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то я скоро забываю об этом:

а) да (0)

б) нечто среднее (1)

в) нет (2)

29. Иногда мне говорят о том, что в моем голосе и манерах излишне проявляется возбуждение:

а) да (0)

б) не уверен (1)

в) нет (2)

30. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

31. Я - человек пунктуальный и обычно никуда не опаздываю:

а) верно (2)

б) не всегда (1)

в) неверно (0)

32. Под влиянием момента я редко говорю вещи о которых потом очень сожалею:

а) правильно (2)

б) не уверен (1)

в) неправильно (0)

33. Мне говорят, что когда я слишком увлеченно что-то рассказываю, моя речь становится несколько сбивчивой:

а) верно (0)

б) отчасти (1)

в) неверно (2)

34. Я ем с таким удовольствием, что при этом не всегда аккуратен, как другие:

а) правильно (0)

б) не уверен (1)

в) неправильно (2)

35. Когда я расстроен, я слежу за тем, чтобы скрыть свои чувства:

а) правильно (2)

б) нечто среднее (1)

в) неправильно (0)

36. При разговоре я предпочитаю:

а) высказывать мысли так, как они приходят мне в голову (0)

б) нечто среднее (1)

в) сначала сформулировать мысль получше (2).

Интерпретация:

О выраженности склонности к самоконтролю в эмоциональной сфере свидетельствуют ответы по пунктам: 1,3,10,18,24,27,29,32,33,35.

О выраженности склонности к самоконтролю в деятельности: 4,5,9,11,12,13,14,17,20,22,23,25. При этом 4,12,25 направлены на выявление степени выраженности предварительного контроля, а 5, 11, 23 - текущего, т.е. самоконтроля, включенного уже в процесс Д.

О выраженности склонности к социальному самоконтролю поведения: 2, 6, 7, 8, 15, 16, 19, 26, 28, 30, 31, 34, 36.

Степень выраженности склонности к самоконтролю (по видам и общей) определяется набранной суммой баллов (в соответствии с набранными по каждому ответу - от 0 до 2).

Социальный самоконтроль - это совокупность эмоционального, коммуникативного, поведенческого и деятельностного (самоконтроля в деятельности) самоконтроля.

Самоконтроля в эмоциональной сфере - это способность человека держать эмоции под контролем и сдерживать негативные действия при встрече с сопротивлением или враждебностью со стороны окружающих или при работе в стрессовых условиях. Эмоциональный самоконтроль рассматривается как компонент конструкта более высокого уровня в иерархии конструктов личности - адаптивности (приспособляемости)

Самоконтроля в деятельности - склонность к организаторской деятельности и достижение успеха в тех профессиях, где требуются объективность, решительность, уравновешенность. Определяет выраженность волевых характеристик личности. Этот фактор является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности. Он положительно связан с частотой выбора в лидеры и степенью активности при решении групповых проблем. Высокая дисциплинированность, целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения.

Самоконтроля в поведении - если человек смог изменить своё поведение здесь и сейчас, но это касается только конкретной ситуации, это - ситуативное изменение собственного поведения. Если же он изменил своё поведение в целом, принципиально, и это изменение надолго и касается большого числа значимых ситуаций, то говорится уже о самоконтроле поведения.

Поведение индивида с выраженной способностью к самоконтролю характеризуется следующими особенностями.

- Умение поддерживать спокойное состояние, ровные сдержанные социальные отношения и спокойную обстановку при решении любых, даже сложных проблем.

- Способность эффективно управлять своими эмоциями.

- Умение эффективно управлять эмоциями других.

5.Заключение.

Воля в психологии определяется, как способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В случае необходимости волевой человек умеет отказаться от намеченного или осуществляемого действия, если оно уже не отвечает изменившимся обстоятельствам. Такому человеку свойственно и умение в случае необходимости воздерживаться от того или иного действия.

Преодоление препятствий и трудностей связано с т.н. волевым усилием

Волевая сфера личности раскрывается в волевых качествах. Все волевые качества личности делятся на два больших класса: собственно волевые качества (простые качества) и морально-волевые качества (сложные). В свою очередь, собственно волевые качества делятся на две группы. В первую входят волевые качества, связанные с целеустремлённостью личности (терпеливость, упорство, настойчивость), а во вторую группу входят волевые качества, которые характеризуют самообладание (выдержка, смелость, решительность и др.).

Волевые качества личности формируются в процессе всей жизнедеятельности человека, в том числе и в учебной деятельности. В свою же очередь волевые качества школьников оказывают влияние на их учебную деятельность и успеваемость.

Литература.

1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н./Дону: Феникс, 2006. - 542 с.

2. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

3. Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.


© 2010-2022