• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Консультация специалистов общеобразовательной школы Возможные направления и задачи перспективного плана коррекционной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Консультация специалистов общеобразовательной школы Возможные направления и задачи перспективного плана коррекционной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможные направления и задачи перспективного плана коррекционной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

1. Формирование учебной деятельности и коррекция ее недостатков

Задачи:

• формировать учебную мотивацию;

• формировать общеучебные интеллектуальные умения;

- ориентироваться в задании:

а) при разном способе его предъявления: в наглядной форме (умение наблюдать), устной словесной (умение слушать), письменной текстовой (умение читать);

б) с постепенно возрастающим количеством составных звеньев;

- планировать свою деятельность при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль своей деятельности на этапах принятия, выполнения, завершения задания;

- осуществлять самооценку своей деятельности;

- обобщать: определять общий способ выполнения заданий определенного типа;

• развивать личностные компоненты познавательной деятельности;

- познавательную активность;

- самостоятельность;

- произвольность деятельности:

1)удержание инструкции;

2)подчинение своих действий заданной системе требований,

умение действовать по правилу;

3) удержание программы выполнения задания (вербального

и невербального характера);

4) распределение внимания по ряду признаков одновременно;

• развивать умение выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца:

- по наглядному образцу;

- по словесной инструкции.

2. Развитие зрительного восприятия

Задачи:

  • развивать умения дифференцировать цвета и их оттенки;

  • развивать умения в области предметного восприятия:

- узнавать, дифференцировать изображения предметов с разным количеством информативных признаков;

- узнавать изображение предмета в разных ракурсах;

- идентифицировать индивидуализированные изображения;

- умения зрительного анализа и синтеза предметного изображения;

  • формировать образы-представления;

  • развивать умения зрительного анализа сюжетных изображений;

  • развивать умения в области символьного восприятия:

- дифференцировать зрительные образы букв;

- дифференцировать зрительные образы цифр;

- умения зрительного анализа и синтеза изображения символов (букв, цифр).

3. Развитие пространственной ориентировки

Задачи:

• формировать дифференцированные представления о пространственных признаках объектов;

- форма;

- величина;

  • развивать умения ориентироваться е схеме тела;

  • формировать представления о пространстве объектов (трехмерное пространство);

- ориентироваться в расположении объектов относительно

собственного тела;

- ориентироваться в направлениях пространства относительно собственного тела;

- ориентироваться в пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении;

- ориентироваться во взаиморасположении объектов при заданном направлении;

• развивать умение ориентироваться на плоскости листа (двухмерное пространство);

• формировать представления о временах, последовательностях:

- времени суток;

- времен года;

- дней недели;

• формировать навыки ориентировки во времени:

- ориентироваться во времени по часам;

- оценивать события собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас (сегодня, вчера, завтра);

- ориентироваться в перечне событий, выстроенном в порядке их последовательности во времени;

• формировать представления о длительности явлений (событий и др.).

4. Развитие слухового восприятия

Задачи:

• совершенствовать умения слухового восприятия неречевых звуков:

- различать, дифференцировать неречевые шумы, звуки1;

- умения, характеризующие развитие чувства ритма;

- различать воспринимаемые ритмы;

- воспроизводить заданные ритмы;

• развивать фонематическое восприятие:

- дифференцировать фонемы на слух;

- дифференцировать фонемы в собственном произношении;

• формировать умения фонематического анализа:

- умения простого фонематического анализа:

- выделять (узнавать) звук на фоне слова;

- выделять звук из слова (в начале и в конце слова);

- умения сложного фонематического анализа:

- определять место звука в слове;

- определять последовательность звуков в слове;

- определять количество звуков в слове;

• формировать умения фонематического синтеза;

• формировать четкие фонематические представления (умения подбирать слова на заданный звук);

• формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов (умения перекодирования):

- переводить звуковой код в другую знаковую систему (фонема - артикулема - графема);

- переводить знаковую систему в звуковой ряд (графема - артикулема - фонема).

5. Развитие мелкой моторики рук

Задачи:

  • укреплять мышцы кистей рук;

  • развивать подвижность, силу и гибкость пальцев и запястья;

  • развивать координацию движений пальцев рук:

- статическую координацию движений (навыки удержания пальцевой позы);

- динамическую координацию движений;

- ритмическую координацию движений, переключаемость;

- развивать навыки одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук (согласованности действий обеих рук);

• формировать графические умения:

- обводка по трафарету, шаблону, контуру;

- проведение прямых линий;

- проведение линий разной конфигурации;

- штрихование и др.

6. Развитие артикуляционной моторики

Задачи:

• формировать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, развивать артикуляторные мышцы;

  • формировать артикуляторные уклады звуков;

  • развивать умения четкого артикулирования и произнесения звуков в словах, фразах.

7. Развитие интегративных функций

Задачи:

• развивать координацию в системе «глаз - рука» (зрительно-моторная интеграция);

  • развивать координацию в системе «ухо - рука» (слухо-моторная интеграция);

  • развивать координацию в системе «ухо - глаз - рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).

8. Развитие памяти

Задачи:

  • развивать объем и темп запоминания наглядного материала;

  • развивать объем и темп запоминания слухоречевого материала;

  • формировать умения межмодального переноса:

- из тактильной в зрительную модальность;

- из тактильной в слухоречевую модальность;

- из зрительной в тактильную модальность;

- из зрительной в слухоречевую модальность;

- из слуховой в зрительную модальность;

- из слуховой в тактильную модальность;

• формировать умение запоминать материал, используя приемы создания внешних опор:

- подсчет;

- ассоциация;

- мнемосхема;

- группировка;

• формировать умение запоминать материал, используя приемы создания смысловых опор:

- опорные пункты;

- группировка;

- классификация;

- достраивание материала;

- структурирование;

- аналогия.

9. Развитие мышления

Задачи:

• развивать умения мыслительного анализа и синтеза:

- выделять детали и систему признаков (свойств) объектов (воспринимая предмет или явление; воспроизводя образ объекта по памяти);

- воссоздавать образ объекта путем мысленного соединения частей объектов в одно целое и сочетания отдельных их свойств (на основе восприятия; воспоминаний или представлений);

- выделять существенные и второстепенные признаки объектов;

• развивать умение проводить сравнение:

- устанавливать сходство и различие между объектами (непосредственно (воспринимая их одновременно) и опосредованно);

- выделять существенные признаки сравниваемых объектов;

выполнять многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов;

• развивать умение группировать объекты:

- по заданному признаку с опорой на зрительный образец и на представления;

- по самостоятельно найденному основанию;

- определять основание объединения в группу заданной совокупности объектов;

- включать объект в разные системы обобщений;

  • развивать комбинаторные умения;

  • объединять предметы в классы и выделять подклассы;

  • обобщать и конкретизировать понятия;

  • умения устанавливать отношения:

- противоположности;

- последовательности;

-функциональные отношения;

- «род - вид»;

- «целое - часть»;

- «причина - следствие»;

  • развивать умение устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец;

  • развивать умение выполнять сериацию - ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (величине, весу, громкости, яркости и др.);

  • развивать умения логического и творческого мышления:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать выводы и умозаключения;

- структурировать материал;

- доказывать и защищать свои идеи.

10. Развитие устной речи

Задачи:

• развивать лексическую подсистему речевого умения:

- расширять объем словаря, развивать умения точного, согласно значению, использования слов;

- формировать систему обобщающих слов-понятий (родовых, видовых);

- развивать антонимические и синонимические средства языка;

• развивать грамматическую подсистему речевого умения:

- точное, согласно грамматическому значению, использование слов;

- навыки словоизменения на уровне словосочетания, предложения, в связной речи;

- навыки словообразования: существительных, прилагательных от существительных, образования глаголов (возвратных глаголов, глаголов совершенного и несовершенного вида, приставочных глаголов);

- формировать синтаксическую структуру предложений;

• развивать умения связной речи:

- формировать умение пересказывать текст цепной и параллельной организации;

- формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, на заданную тему.

11. Развитие языкового анализа и синтеза (на уровне текста, предложения, слоговой анализ и синтез)

Задачи:

  • развивать умения языкового анализа и синтеза на уровне текста, представленного в устной и письменной форме;

  • развивать умения языкового анализа и синтеза на уровне предложения, представленного в устной и письменной форме;

  • развивать умения слогового анализа и синтеза слова, представленного в устной и письменной форме.

12. Развитие количественных представлений

Задачи:

  • развивать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов, близкие по количеству, использовать словесные определения равенства (столько же, одинаково, поровну) и неравенства (больше, меньше);

развивать умение уравнивать неравночисленные группы предметов, используя два способа уравнивания (добавления предмета в группу, удаления лишнего предмета) и др.

1 Редко бывает актуально для школьников с трудностями в обучении.

© 2010-2022