АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 "Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни". Януш Корчак        За последние 5 лет число неуспевающих школьников возросло в среднем с 20 до 40%.;1,5 – 3% детей с отклонениями в развитии поступает в 1 класс; 20 - 30% не могут освоить учебную программу; 70 – 80 % нужны специальные формы обучения. Связано это и с возросшими требованиями школьной программы, с одной стороны, и с ухудшением здоровья учащихся, с другой.       Нестабильность и противореч...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Учитель, высшая категория МОУ НШДС№1 Румянцева Е.Н.


"Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни".

Януш Корчак

За последние 5 лет число неуспевающих школьников возросло в среднем с 20 до 40%.;1,5 - 3% детей с отклонениями в развитии поступает в 1 класс; 20 - 30% не могут освоить учебную программу; 70 - 80 % нужны специальные формы обучения. Связано это и с возросшими требованиями школьной программы, с одной стороны, и с ухудшением здоровья учащихся, с другой.

Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации, в частности, вхождения в школьную жизнь.

Ситуация риска - характеризуется нарушением гармоничных нарушений между личностью и средой. Состояние риска - адаптационное нарушение в обучении.

Ребёнок должен адаптироваться (от латинского Adapto - приспособлю) к новым социальным условиям, установить контакт с одноклассниками, взаимоотношения с учителем, определить своё отношение к лидерам класса и т.д. Для некоторых детей обучение в школе является психотравмирующей ситуацией, овладение школьной программой - непосильной нагрузкой.

Дети «группы риска»:

-задержка психического здоровья;

-нарушение нормального темпа психического развития;

-сочетание трудности в обучении в освоении учебных задач и хорошей речью и памятью;

- способность к использованию помощи и перенос на выполнение сходных заданий;

- нет нарушений отдельных анализаторов, интеллектуальной недостаточности;

- социальная девиация (агрессивное поведение, демонстративное поведение, протестное, комфортное)

-гиперактивность.

Доказано, что в начальной школе семь ошибок из восьми, которые допускает ребенок на письме, обусловлены не леностью (вредностью, упрямством, непослушностью) ребенка, а имеют объективные причины.

Причина первая. Чаще всего к учебным затруднениям младшего школьника приводит недостаточная зрелость его психических функций - тех, которые необходимы для формирования умений письма, счета, чтения. Корни таких проблем, как правило, уходят в период внутриутробного развития и родов или в социально-психологическую среду развития дошкольника. До школы внешние проявления будущих учебных затруднений могут быть неяркими и ограничиваться лишь отдельными симптомами. Однако когда ребенок приходит в первый класс, эти проблемы начинают манифестировать.

Причина вторая. Слабое физическое здоровье ребенка, ослабленность его организма хроническим заболеваниям.

Причина третья. Неумение организовать себя и свою учебу, учесть при этом свою индивидуальность. Каждый ребенок видит, познает и осваивает окружающий мир по-своему, формируя неповторимо особенный индивидуальный учебный стиль.

Цель коррекционно-развивающей работы - создание в образовательном учреждении такой среды, которая исключила бы саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебную деятельность сделала бы лечебной.

Факторы устранения нарушений:

- коррекционно-развивающая работа;

-оздоровление;

-подготовка.

Знание и предотвращение причин неуспешности позволяет сделать процесс обучения более эффективным с первых дней обучения школьников.

Неуспевающих школьников можно объединить в следующие группы:

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника».

Среди этих учащихся, в свою очередь, выделяются две подгруппы. Одни свой неуспех в учебной деятельности компенсируют какой-либо практической деятельности, у других такой компенсации нет, что затрудняет выработку адекватной самооценки и, в свою очередь, затрудняет работу учителя.

Основная направленность работы с этими учащимися - развитие их мыслительной деятельности, мыслительных операций и качеств ума, в частности самостоятельности.

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности у этих неуспевающих сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной утрате «позиции школьника». На качество их учебной работы влияет то, что они привыкли заниматься тем что им нравится. Отсутствие более широкой мотивации приводит к неуспеху в учении. Неуспех вызывает конфликт и общее негативное отношение к школе.

Среди этой группы тоже выделяются две подгруппы.

Одни учащиеся свой неуспех в учебной деятельности компенсируют, какой либо интеллектуальной деятельностью (чтение например). Это создаёт благоприятные условия для воспитания. Они имеют навыки интеллектуальной деятельности, тяготеют к коллективу, используя их интерес к интеллектуальной деятельности, их легко включить в коллектив.

Значительно сложнее работа со второй подгруппой. Неуспех в учении здесь обусловлен сформировавшимися у этих детей отрицательными моральными установками по отношению к учителю, школе. Эти школьники комментируют свой неуспех в учении связью с каким-то другим коллективом. Работа по преодолению неуспеваемости этих учащихся сложна, так как необходимо изменить их «внутреннюю позицию», сформировать новое отношение к учению. Малоэффективны в этом случае дополнительные занятия, они могут даже усилить отрицательное отношение к учению.

3 группа. Для неуспевающих этой группы характерны низкий уровень умственного развития, а также отрицательное отношение к учению.

Возможная модель коррекционно-развивающей работы:
1. Восстановление пробелов в знаниях и умениях ребенка.
2. Развитие психологических основ учебных действий.
3. Формирование такого уровня эмоционально-волевой регуляции, который бы позволил ребенку в дальнейшем учиться без дополнительной помощи.

Литература:


  • Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие / под ред. В.А. Сластёнина.-М.: изд. центр «Академия», 2004.-272с.

  • Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие / под ред. Г.Ф. Кумариной.- М.: изд. центр «Академия», 2001.- 320 с.

  • Лобанова Н.Н., Косарев В.В, Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. - Самара; СПб., 1997

  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995

  • Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2003



© 2010-2022