- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект выступления на родительском собрании Суицид: причины, профилактика
Конспект выступления на родительском собрании Суицид: причины, профилактика
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Марфинец Л.В. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление
педагога-психолога МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино
Куменского района Кировской области
Марфинец Л.В.
Суицид. Причины. Выявление. Профилактика.
Цель : профилактика суицидального поведения подростков.
Задачи
-
Расширить знания педагогов о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
-
Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;
-
Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем.
Оборудование: презентация, памятки для родителей.
Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: "Обратите на меня внимание! Поймите меня!" И крик - это нам, взрослым. Психологический смысл суицида заключается в снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Слайд 3.
Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей. Различают следующие типы суицидального поведения: Слайд 4.
Различают следующие типы суицидального поведения: Слайд 5.
-
Демонстративный. это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость.
-
Аффективный. Аффективное суицидальное поведение - тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.
-
Истинный. Истинное суицидальное поведение - намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.
Динамика развития суицидального поведения
Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д.
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.
Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.
Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка.
Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).
К «группе риска» по суициду относятся подростки:
-
с нарушением межличностных отношений, "одиночки";
-
злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
-
с затяжным депрессивным состоянием;
-
сверхкритичные к себе подростки;
-
страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
-
фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
-
страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
-
из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
-
из семей, в которых были случаи суицидов.
Слайд 6. Причины суицида
Неблагополучные семьи. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.
Слайд 7. Несформированность понимания смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
Слайд 8. Стресс Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга, безответная любовь и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.
Слайд 9.
-
Влияние Интернет
-
Влияние молодёжных субкультур
-
Влияние телевидения
-
Употребление алкоголя, токсикомания, наркомания
Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:
Слайд 10. Словесные признаки.
1. Прямо и явно говорить о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить".
2. Косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться".
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Слайд 11. Ситуационные признаки - человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей
Слайд 12. Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде - стать неряшливым;
- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности
Слайд 13. Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.
-
Рождение вашего ребёнка было желанным?
-
Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
-
Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
-
Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
-
Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
-
Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
-
Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
-
Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
-
Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
-
Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
-
Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
-
Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
-
Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе
-
Вы первым идёте на примирение, разговор?
-
Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
Если замечена склонность школьника к суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию.
Слайд 14.
-
Внимательно выслушивайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
-
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им, попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.
-
Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.
Литература, освещающая вопросы суицидологии и профилактики суицидального поведения среди подростков:
-
Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. - Самара-Ульяновск, 1998.
-
Амбрумова А.Г., Бородин С.В.. Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.
-
Амбрумова А. Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. - М., 1980.
-
Бек А., Раш А. И др. Когнитивная терапия депрессий. - СПб.: Питер, 2003.
-
Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением. - М., 1989.
-
Голант М.. Голант С. Если тот, кого вы любите, в депрессии. Помоги себе - помоги другому. - М.: Институт психотерапии, 2001.
-
Конанчук Н. В. Первый психотерапевтический контакт после суицида. Психогигиена и психопрофилактика. - Л., 1983.
-
Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.
-
Литвак М.Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. - Ростов-на-Дону: Феликс, 2000.
-
Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. - М.: Смысл, 2000.
-
Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. - М.: Медицина, 2000.
-
Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии. Методическое рекомендаци. - М., 1987.
Профилактика суицидов
Памятка для родителей
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами - более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное - собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия - психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту - психологу, психотерапевту.