- Преподавателю
- Школьному психологу
- Практический семинар по психологии
Практический семинар по психологии
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова И.А. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Практический семинар для педагогов-психологов по теме
«Здоровье - сберегающие технологии в работе с педагогами».
Разминка.
Упражнение с воздушными шариками.
Цель. Создание атмосферы доверия. Снятие напряжения в группе.
Описание. Группа становится в круг; в воздух подбрасываются воздушные шары (3-5 штук, на усмотрение ведущего). Задача группы удержать воздушные шары в воздухе в течение 1-й - 3-х минут. Упражнение заканчивается, когда достигается цель упражнения.
Примечание. Упражнение может быть усложнено. Игроки удерживают шар в воздухе одной рукой, коленом, локтём, мизинцем, головой и т.п.
Фактор справедливости.
«Велико лишь то, что долговечно; долговечно лишь то, что справедливо». Д. Феррари
Проблема справедливости актуальна во все времена.
Справедливость волнует людей разного возраста, социального статуса, воспитания. Эта проблема, с которой, особенно часто сталкиваются педагогические работники.
Давайте попробуем разобраться в этой проблеме вместе.
Никто не станет спорить, что все мы разные, по темпераменту и по характеру. Я предлагаю выполнить «Тест четырех букв». (см. приложение)
Вывод: Характер дается от рождения и не меняется в течение жизни. Нет плохих характеров, есть индивидуальные особенности.
Предлагаю вспомнить значимого для Вас человека и оценить отношения с ним, по тому , что Вы вкладываете в эти отношения и что получаете от них.
Составить таблицу:
Я вкладываю в отношения
Я получаю от отношений
Например: готовлю еду,
делаю уборку
забочусь о здоровье
помогаю делать курсовые
Секс
Материальную поддержку
Удовлетворение амбиций
ИТОГ: «даю больше, чем получаю»
ИТОГ.
1 вариант. Даю больше, чем получаю.
2 вариант. Даю меньше, чем получаю.
3 вариант. Мы получаем поровну.
3 аксиомы, на которых строится фактор справедливости:
-
каждый из нас иногда сознательно, чаще подсознательно, сравнивает, что он вкладывает в отношения и что получает взамен.
-
каждый из нас испытывает чувство дискомфорта, если баланс вклада и отдачи нарушен.
-
каждый из нас пытается уравновесить вклад и отдачу, и часто делает это неосознанно. Делает это одним из трех способов:
-
Пытается увеличить отдачу
-
Пытается уменьшить вклад
-
Пытается разорвать отношения.
-
Вывод: Все люди вступают в отношения, чтобы что-то получить. Альтруистов немного. Эгоисты - имеют искаженное представление о справедливости, т.к. эти личности несут на себе печать вседозволенности и невоспитанности.
Большинство людей - это норма.
4 причины, нарушающие фактор справедливости.
1. Неправильная психологическая валюта (ценности) или не та психологическая установка.
2. Скрытые ожидания.
3. Накапливание ярлыков, обид.
4. Искаженный фактор доверия (доверие - основа всех взаимоотношений)
5 парадигм, которые усиливают ваш жизненный потенциал и открывают новые перспективы в развитии.
1.Сила перспективы - умение управлять отношениями, через взгляды на вклады и отдачи свои и другого человека:
-
Изучить свою точку зрения
-
Изучить его точку зрения
-
Изучить сам факт
-
Поговорить, обсудить.
2. Общие цели - делают отношения качественными. Если нет общей цели, отношения развалятся.
Если в отношениях все нормально, вашу цель поддерживают. Чувство обиды или вины в отношениях ведет к занижению цели.
3. Сила позитивных ожиданий. Любой человек подсознательно пытается соответствовать вашему отношению. Есть самоисполняющиеся программы. Эффект Пигмалиона - если ты думаешь, что это случиться - это случится обязательно.
4. Сила обратной связи.
-
Похвала и наказание (общие правила):
-
Хвалить сразу и безотлагательно
-
Хвалить за конкретное дело
-
Похвала должна быть искренней и честной
-
Правило горячей плиты. Наказывать сразу, не сглаживать (на первый раз прощаю - программирую 2-й раз)
-
Плита обжигает только руку, а не все тело ( не задевать личность)
-
Перед законом все одинаково равны.
5. Сила неожиданного поощрения. Эта сила будит огромный ресурс в человеке. В Японии - День Идей.
Вывод. Правильная психологическая установка: дать то, что хочет получить другой, если вы можете ему это дать.
И тогда: благословен тот, кто отдает и тот, кто получает.
Практическое упражнение.
Базовые утверждения мира НЛП.
Цель. Решение актуальной проблемы клиента.
Описание.
1часть. Знакомство и обсуждение базовых утверждений мира НЛП в кругу.
2 часть. Работа в парах. Каждый определяет для себя проблему, которую он хотел бы решить. Проблема рассматривается с точки зрения клиента и с точки зрения его оппонента пошагово через призму каждого утверждения. Один человек проговаривает ситуацию, а другой активно слушает без оценок и комментариев. Затем, можно поменяться ролями.
-
«Карта не территория»
Всё что мы думаем о себе, других людях, окружающей действительности - не является реальностью, а является только системой наших убеждений об этой реальности. И эти убеждения разные. Одна и та же местность, изображенная на физической, политической, климатической картах, будет выглядеть абсолютно по-разному. И все эти карты правильные.
У каждого человека есть своя карта реальности, составленная из особенностей его восприятия мира. Также как не бывает двух одинаковых людей, нет и двух одинаковых карт реальности. Они могут быть только более близкими или более отличающимися друг от друга.
-
«Различия и странности - это возможности».
Чем больше различных карт местности мы имеем - тем больше знаем о ней и наши шансы там выжить возрастают. Различия в представлении о мире, в способностях и поведении людей дают нам возможность научится чему-то новому, узнать и ощутить, как выглядит мир для другого человека. А если это «другой» не здоров или агрессивен, глубоко не симпатичен? Есть выбор - возможность войти в его «карту», ощутить как это быть больным или агрессивным… может быть получить доступ к своей агрессии, или безразличию, или нестандартному мышлению. А можно не использовать эту возможность, сохранив себя, свою «карту реальности» прежней. Ведь различия и странности - это возможности, а не обязательства.
-
«За каждым действием - позитивное намерение».
Любое поведение человека продиктовано желанием достичь чего-либо хорошего и полезного: счастья, здоровья, успеха… Но сами действия или их последствия не всегда помогают обрести желаемое, а со стороны бывает трудно догадаться, наблюдая поведение, чем оно продиктовано. Так что мы учимся узнавать о позитивных намерениях - своих и других людей - и достигать их реализации более эффективно.
-
«Любое поведение - лучшее из возможных».
Если мы убеждены, что хотим достичь чего-либо хорошего, то и разыскиваем из имеющихся у себя средств наиболее подходящие. Но следует подчеркнуть, из имеющихся средств.
Если на улице у вас отлетит каблук, вы будете прибивать его кирпичом или камнем. И не потому, что вы не хотите пользоваться молотком, а просто потому что у вас его нет. И в других ситуациях похоже. Мама хочет воспитать ребенка грамотным и наказывает его за ошибки в диктантах. Не потому что хочет наказывать, а просто не зная, не умея пользоваться другими, более подходящими способами повышения грамотности.
-
«Нет ошибок и неудач - есть только обратная связь».
Теперь представим себе, что мы запланировали достичь чего-то полезного, выбрали лучший способ достижения и не смогли получить это. Обидно. Можно ругать себя за достигнутую ошибку, винить судьбу за неудачу, но результат по прежнему остается только в мечтах. А можно искать новые способы реализации своего намерения, учится новому поведению, расширять свою карту мира.
-
« У человека есть все ресурсы и все возможности, чтобы достичь изменений».
Нужно расслабиться, прислушаться, вслушаться и услышать себя. Отправиться в путешествие внутрь себя. Часто человеку нужно получить ответ, разрешить свои сомнения и хочется найти человека безусловно мудрого и доброжелательного.
И тогда, сформулировав вопрос, ты начинаешь подниматься вверх по горной тропе. Можно увидеть как она поднимается всё выше и выше среди каиней и скал. Тропа изгибается, поднимается, открывая новые и новые виды, и с каждым поворотом тропы открываются новые грани вопроса, увеличивается понимание того, что же именно нужно, в чем же именно проблема. И вот за последним поворотом открывается хижина. В ней живет мудрец. Смиренно подойди к двери, подожди, хочет ли мудрец выйти к тебе? Вежливо поздоровайся с ним. Задай свой вопрос. Если что-то, что мудрец хочет сказать или дать тебе? Вежливо попрощайся, поблагодари и спускайся вниз по той же тропе. И с каждым шагом смысл ответа будет становиться более ясным, будут появляться различные варианты решения задачи, конкретные действия.
-
«Наше бессознательное желает нам добра».
Самые глубокие инстинкты, отвечающие за сохранение жизни, продолжение рода и т.д., находятся в бессознательном. Это древний и мудрый слой нашей личности, менее подверженный сиюминутным настроениям и убеждениям других людей. Он заботится о человеке, о его эффективном выживании в этом мире.
Одной из задач нашего семинара будет приобритение умения вступать в диалог с бессознательным и доверять его мудрости. Транс - это одна из дорожек в свой внутренний мир. Гуляя там, вы задаете свои вопросы и получаете свои ответы, а я только помогаю приоткрыть ворота.
-
«Вселенная добра и изобильна».
Как наш внутренний мир, так и окружающая среда - люди и природа - содержат в себе всё, что человеку нужно, и только ограничения нашей карты реальности позволяют не замечать этого. Чем более разнообразны наши представления о мире и готовность к изменению, тем к большему количеству ресурсов мы имеем доступ.
Приложение.
Тест 4-х букв или психологический мини-портрет.
Описание.
Необходимо последовательно выполнить следующие действия.
1.Скрестите пальцы рук и посмотрите какой палец оказался сверху, запишите 1букву.
2. Попробуйте «прицелиться», выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Вы заметите, что если зажмурить ведущий глаз мишень сместиться относительно «мушки». Запишите вторую букву.
3. Скрестите руки на груди, запишите 3 букву.
4. Определите какой рукой удобнее аплодировать. Запишите букву.
Последовательность букв соответствует одному из 16 описаний. Но не забывайте, что каждый человек индивидуальность, и реальный портрет всё же будет в чём-то отличаться от описанного.
ПППП - для Вас характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Вы не любите конфликтовать, спорить и ссориться.
ПППЛ - определяющая черта Вашего характера - нерешительность.
ППЛП - для Вас характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с Вами необходимы юмор и решительность. Очень контактный тип характера. Этот тип у женщин встречается наиболее часто.
ППЛЛ - редкий тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у женщин - тип «деловой женщины».Медленное привыкание, осторожность, в отношениях - терпимость и некоторая холодность.
ПЛПЛ - слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены влиянию. Встречается, как правило, у женщин.
ЛППП - такой тип характера довольно распространен. Основная черта эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Поддаетесь чужому влиянию, и это позволяет приспосабливаться к различным условиям жизни. Счастливы в друзьях, легко сходитесь с людьми.
ЛППЛ - для Вас характерны мягкость, наивность. Требуете особого, внимательного отношения к себе - тип «маленькой королевы».
ЛЛПП - Вам присуще дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.
ЛЛПЛ - в Вашем характере преобладает простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип, практически не встречается у мужчин.
ЛЛЛП - Вы эмоциональный, энергичный и решительный человек. Но часто наспех принимаете решения, которые влекут серьёзные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.
ЛЛЛЛ - у Вас антиконсервативный тип характера. Вы способны на старые вещи взглянуть по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящие в замкнутость.
ЛПЛП - самый сильный тип характера. Вас трудно в чём-нибудь убедить. Вы с трудом меняете свою точку зрения. Но в тоже время Вы энергичны, упорно добиваетесь поставленных целей.
ЛПЛЛ - очень похоже на предыдущий тип характера. Та же настойчивость в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера - люди устойчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.
ПЛЛП - у Вас легкий характер. Вы счастливо умеете избегать конфликтов, любите путешествовать. Легко находите друзей. Однако Вы часто меняете свои увлечения.
ПЛЛЛ - Вам присущи непостоянство и независимость, желание сделать всё самому. Способность анализировать помогает Вам успешно решать сложные задачи. Обычно Вы кажетесь мягким, но становитесь требовательным и жестким, когда речь идет о деле.