- Преподавателю
- Школьному психологу
- Использование коммуникативных игр на уроках самопознания
Использование коммуникативных игр на уроках самопознания
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Туртулова Р.В. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование коммуникативных игр на уроках самопознания.
Для ребёнка игра является естественной средой «обитания». Игровая деятельность - «нулевой цикл» его будущей личности. Современная психология, педагогика акцентируют внимание на таких особенностях игровой деятельности, как многогранность, полифункциональность, возможность предоставления ребёнку позиции субъекта и соавтора воспитательного и образовательного процесса.
Один из видов игровой деятельности, основанный на духовной активности воспитанников, - коммуникативные игры. Специфика коммуникативной игровой деятельности позволяет использовать такие игры и как инструмент выработки отдельных навыков, и как способ эмоциональной разрядки, и как условие создания игровой атмосферы на занятиях. Игры способствуют созданию реальных условий для организации практической деятельности гуманистического характера, стимулируют потребность в самовоспитании. Таким образом, коммуникативные игры как нельзя более лучше подходят для использования на уроках самопознания.
Выделяются следующие виды коммуникативных игр:
-
Эмоциональные (игры - приветствия, игры - концовки, игры - кричалки). Они обеспечивают создание эмоциональной открытости, дружелюбия, восстановление утраченной работоспособности и внимания, включенности в группу, эмоциональную разрядку, повышение настроения, приводит к возникновению позитивного эмоционального единства, позволяют получить личностную обратную связь.
-
Информативные (игры - знакомства, игры - тесты, игры - откровения). Они позволяют установить контакт, уровень открытости, вызвать доверие друг к другу, способствуют раскрепощению, мотивируют группу на дальнейшую работу.
-
Интерактивные (игры - ситуации, контактные игры, социоигры). Они ориентируют учащихся друг на друга, на необходимость согласования действий с другими людьми, проявления инициативы в решении общих проблем, конфликтных ситуаций, регулируют межличностные отношения.
-
Перцептивные (игры - тренинги, игры - упражнения, игры - позиции). Способствуют пониманию своего состояния и его презентации, адекватному пониманию свойств, качеств, состояния других людей, развивают эмпатию, эмоционально - выразительные средства, интеллект, волевые качества и т.п.
-
Творческие игры (игры - конкурсы, игры - соревнования, игры - шутки, игры - забавы, игры - экспромты). Побуждают проявление изобретательности, стимулируют воображение, фантазию, актуализируют личностные ресурсы.
Каким же образом можно использовать коммуникативные игры на уроках самопознания? Их можно проводить на различных этапах урока, использовать и как эмоциональную зарядку для поднятия настроения, и как психологическую разминку, и как вводный элемент для создания психологического настроя на урок, на определение темы урока. Использование коммуникативных игр на уроках самопознания в 5-9-ых классах показало, что они наиболее эффективны на таких этапах, как «Круг радости» и Круг «От сердца к сердцу», то есть в начале и завершении урока.
Цель «Круга радости» - создание психологически благоприятной обстановки для работы на уроке, введение в урок, создание атмосферы заинтересованности темой занятия.
Именно на уроках самопознания очень важен благоприятный эмоциональный настрой, хорошее настроение учащихся, атмосфера раскрепощенности, предоставление учащимся возможности проявить себя в новом качестве, показать себя с неизвестной, неожиданной стороны. Для этого хорошо подходят игры из первой группы «Узнай себя - узнай другого»:
-
Визитка.
Учитель раздаёт листы и предлагает учащимся написать на них своё имя, причём так, как бы им хотелось, чтобы их называли). Получается эмблема - визитка, которая помогает выбрать необходимую коммуникативную позицию. Можно предложить выбрать себе любое «Новое» имя. Психологически это даёт возможность детям как бы познакомиться заново и проявить себя по-новому.
-
Снежный ком.
Учитель предлагает познакомиться друг с другом при помощи любого предмета -символа (это может специально изготовленная эмблема, цветок, игрушка). Первый учащийся называет своё имя и одно из своих увлечений, передаёт символ по кругу следующему участнику. Второй учащийся сначала должен назвать имя и увлечение первого, а затем своё имя и увлечение. Игра продолжается до тех пор, пока последний участник не назовёт имена и увлечения всех предыдущих игроков и не представится сам.
-
Буква имени.
Участники поочерёдно называют своё имя и добавляют качество характера, начинающееся на первую букву полного имени учащегося. Например, Игорь - инициативный, Анна - активная и т.д.
-
Оригинальное знакомство.
Каждый участник придумывает себе псевдоним, поочерёдно представляется. В качестве псевдонима можно выбрать имя литературного, мультипликационного, телевизионного героя, имя своего кумира В начале урока самопознания можно продиагностировать состояние и настроение учащихся при помощи методики Цветопись настроения (учащиеся выбирают цвет, соответствующий их настроению). Можно провести упражнение Волшебный конверт: учитель предлагает учащимся выбрать фразу, соответствующую их состоянию и настроению, и закончить её:
-
Я словно птичка, потому что….
-
Я превращаюсь в тигра, когда……
-
Я могу быть ветерком, если……..
-
Я словно муравей, так как……
-
Я чувствую себя прекрасным цветком, потому что……
-
«Мы - хорошие».
Учитель просит учащихся поднять правую руку вверх, кисть руки расположить ковшиком над головой и медленно опускать руку ниже, пока она не коснётся головы. Затем…. Погладить себя по голове и сказать «Я - хороший», «Мы - хорошие». Эта игра - шутка поднимает настроение, дарит положительный психологический заряд.
Как правило, в качестве Круга радости используются стихотворения и песни, в основе которых заложена ключевая мысль, раскрывающая тему урока. Но к этому учащихся можно подвести таким образом, чтобы они сами догадались, о чём пойдет разговор, сами сформулировали тему урока. Ниже приводятся примеры использования коммуникативных игр на различных уроках самопознания в в 5-ом классе.
класс
Тема урока
Коммуникативная игра
Цель
5-ый.
Мир моих чувств.
Цветопись настроения, Волшебный конверт.
Игра - шутка «Мы хорошие»
Определение эмоционального настроения учащихся, настрой на позитивные эмоции. Расширение представлений о внутреннем мире человека и способах самовыражения.
От мечты к открытию.
«Оригинальное знакомство»
Каждый ученик придумывает себе «псевдоним» (имя литературного или телевизионного героя, кем бы хотели стать) и представиться. «Привет, я …….»
Выявить наличие учащихся, которые, придумав «псевдоним», тем самым выразили мечту быть похожими на кого - то или стать кем-то.
Характер человека.
«Ассоциации». Выбирается водящий, остальные представляют себе, какие ассоциации он у них вызывает: какое напоминает дерево, животное, игрушку, цветок.
Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Остальные сообща договариваются и загадывают кого - либо из присутствующих. Водящий, вернувшись, задаёт вопросы типа: «А если бы этот человек был деревом, то каким? (цветком, животным, птицей и т.д.). По полученным от игроков ответам - ассоциациям водящий старается догадаться, о ком идёт речь.
Показать учащимся, что все люди разные, вызывают разные ассоциации. И кроме отличия по внешности, люди отличаются и внутренним миром, например, характером.