- Преподавателю
- Школьному психологу
- Аналитическая справка адаптационного периода 1-х классов. docx
Аналитическая справка адаптационного периода 1-х классов. docx
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кипкеева Р.А. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аналитическая справка
по результатам исследования процесса адаптации к школе учащихся 1-х классов в 2010 учебном году
Цель обследования: определение уровня адаптации учащихся 1-х классов МОУ «Гимназия №4» к учебной деятельности.
Задачи обследования:
Определить уровень социально-психологической адаптации учащихся 1-х классов к учебной деятельности в начале учебного года.
Предложить рекомендации по повышению уровня адаптации к школе и оптимизации учебного процесса.
Методы обследования:
-
Методика «Общая ориентация в окружающем мире и запаса бытовых знаний детей»
-
Диагностика «Определенные трудности обучения учащихся 1-х классов»
Организация обследования: Обследование проводилось с 25.09 по 08.10.10 года
Всего было обследовано 84 человека 1А, 1Б, 1В, 1Г классов.
Результаты обследования:
Сводная таблица результатов: Трудности уровня обучения учащихся 1-х классов МОУ «Гимназия №4»
Цель обследования: определение уровня трудностей обучения учащихся 1-х классов в адаптационный период.
№
п./п.
Вопросы
1А (20ч.)
1Б (23ч.)
1В (21ч.)
1Г (16ч.)
Итого (80 ч.)
1.
Хочешь ли ты ходить в школу?
19ч.
20ч.
19ч.
10ч.
68ч. */85%
2.
Нравится ли тебе в школе?
19ч. /95%
20ч. /86%
21ч. /95%
14ч. /87%
3.
Какие предметы ты выбираешь?
Чтение-15ч.
Письмо-16ч.
Рисование-23ч.
Физкультура-18ч.
Рисование-20ч.
Окружающий мир-21ч.
Азбука-9ч.
Рисование-18ч.
Чтение-13ч.
Письмо-10ч.
Математика
4.
Нужна ли тебе помощь учителя?
12ч. /60%
10ч. /43%
12ч. /57%
6ч. /37%
5.
Нужна ли тебе помощь родителей?
14ч. /70%
17ч. /73%
14ч. /66%
9ч. /56%
6.
Какие предметы самые трудные?
Русский язык
Азбука
Математика
Письмо
-
9ч.
1
10ч.
-
9ч.
13ч.
1ч.
9ч.
-
12ч.
6ч.
8ч.
7ч.
7ч.
-
7.
Какие трудности ты испытываешь в учебе?
Читать -9ч.
Писать-10ч.
Устаю-11ч.
Читать -2ч.
Писать-3ч.
Учится-3ч.
Устаю-5ч.
Писать-6ч.
Учится-3ч.
Устаю-12ч.
Дом.задание-13ч.
Читать-6ч.
Писать-5ч.
Устаю -4ч.
Выводы и результаты: Всего обследовано 80 учащихся 1-х классов.
Исходя, из ответов учащихся можно сделать заключение, что к началу учебного года к школьному обучению полностью адаптировались = 84,8% (68ч. из 80ч.) первоклассников. У 12 учащихся = 15% первоклассников отмечена частичная адаптация, что свидетельствует о неполном принятии ребенком школьной ситуации. Учащиеся, показавшие частичную дезадаптацию - (1,1%).
На основе этих ответов оценивались следующие характеристики:
-
Хочешь ли ты ходить в школу?=85%
-
Нужна ли тебе помощь родителей=67%
-
Нужна ли тебе помощь учителя?=50%
-
Какие предметы самые трудные?= азбука, математика, письмо
-
Какие трудности ты испытываешь в учебе?
читать-17ч./писать-18ч./домашнее задание-13ч./чувствую усталость-32ч.
Данное исследование не выявило детей с негативным отношением к школе.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значимая ступень в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения - эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения.
Рекомендации учителям:
-
Процессу адаптации первоклассников нужно уделять большое внимание;
-
Поэтому важно еще до начала обучения определить так называемую «группу риска» - детей, с которыми будет труднее всего;
-
С этими учениками нельзя запоздать, упустить время для педагогической коррекции или надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой;
-
Учителя нашей школы «группу риска» определяют уже в июне, когда формируются первые классы;
-
Педагогу необходимо знать о состоянии здоровья поступившего в школу ребенка, иметь представления об индивидуальных особенностях развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса;
-
Внимательно следить за психоэмоциональным состоянием детей, имеющих трудности в адаптации.
Рекомендации родителям:
-
Родителям обратить серьезное внимание на здоровье детей, скорректировать режим труда и отдыха;
-
Внимательно следить за эмоциональным состоянием детей, чаще давать положительную оценку деятельности и личности ребенка.
Рекомендации ребенку:
-
Ребенку необходимо успешно овладеть учебной деятельностью,
-
освоить школьные нормы поведения,
-
приобщиться к классному коллективу,
-
приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Сводная ведомость в адаптационный период учащихся 1-х классов МОУ «Гимназии №4»
Цель: определение общей ориентации в окружающем мире и запаса бытовых знаний детей к началу учебного года в школе.
№ п./п.
Вопросы
1А (24 ч.)
1Б (23ч.)
1В
(21ч.)
1Г (16ч.)
Итого (84ч.)
1.
Как тебя зовут?
24ч.
21ч.
21ч.
16ч.
97%
2.
Сколько тебе лет?
24ч.
22ч.
21ч.
14ч.
96%
3.
Как зовут твоих родителей?
24ч.
21ч.
21ч.
15ч.
96%
4.
Как называется место, где ты живешь?
17ч.
20ч.
20ч.
8ч.
77%
5.
Какой у тебя номер дома и квартиры?
14ч.
20ч.
11ч.
9ч.
64%
6.
Каких животных ты знаешь?
24ч.
22ч.
21ч.
9ч.
90%
7.
В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?
17ч.
21ч.
17ч.
8ч.
75%
8.
Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?
21ч.
22ч.
17ч.
8ч.
80%
9.
Назови предметы одежды и столовые приборы?
24ч.
21ч.
19ч.
10ч.
88%
Выводы: С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.
Обследовано и обработано 84 бюллетеней учащихся 1-х классов в адаптационный период. Из сводной таблицы следует выделить графу «Итоги» тестирования учащихся в процентном соотношении. Исходя, из ответов учащихся следует сделать выводы о том, что дети вполне грамотно определяются и ориентируются в окружающем мире. Трудными для ответов были такие вопросы:
-
Как называется место, где ты живешь? В 1Г классе - 8ч. (50%)
-
Какой у тебя номер дома и квартиры? В 1А классе -14ч. (58%); в 1В классе - 11ч.(52%); в 1Г классе - 9ч.(56%)
-
В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев? В 1А классе -17ч. (70%); в 1Г классе - 8ч.(50%)
-
Назови предметы одежды и столовые приборы? в 1Г классе - 10ч.(62%); в 1А классе -100%
Общая адаптация
Анализируя данные, приведенные в таблице, можно сделать заключение, что в начале года к школьному обучению полностью адаптировались 85,3% первоклассников.
У 12% первоклассников отмечена частичная адаптация, что свидетельствует о неполном принятии ребенком школьной ситуации.
Учащиеся, показавшие частичную дезадаптацию (2,7%), проявляют негативную реакцию к школьному обучению. Они не готовы еще принять школьную систему. Вероятно, они малы возрастом или отношением среди одноклассников и учителя. Сравнивая показатели мальчиков и девочек, можно сказать, что девочки значительно лучше мальчиков адаптировались к новой социальной ситуации среди них на 20% больше учеников с высоким уровнем адаптации.
Лучше других в начале года адаптировались учащиеся 1А, 1Б и 1В классов - 83% учащихся, хуже других учащиеся 1Г класса - 61% .
К сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20 - 25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.
Рекомендации:
Учителям:
1. Скорректировать свою работу с учащимися, имеющими трудности в социальной адаптации, с учетом полученных результатов.
2.Внимательно следить за психоэмоциональным состоянием детей, имеющих трудности в адаптации.
3. По возможности облегчить режимные моменты, увеличив период пребывания детей на свежем воздухе, на переменах и прогулках использовать подвижные игры, игры с продуктивной физической нагрузкой, особенно для мальчиков, игры по правилам.
4. Использовать в своей деятельности методы, рекомендованные для работы с мальчиками и девочками.
Родителям:
5.Родителям обратить серьезное внимание на здоровье детей, скорректировать режим труда и отдыха.
6. Внимательно следить за эмоциональным состоянием детей, чаще давать положительную оценку деятельности и личности ребенка.
Психологу:
7. Провести индивидуальные консультации с учителями и воспитателями классов по результатам тестирования.
8. Провести индивидуальные консультации с родителями учащихся, имеющих стойкие затруднения в учебной деятельности и в адаптации к новым условиям и школьным требованиям.
9. Организовать коррекционно-развивающие занятия для учащихся из группы риска по программе «Поиграем в школу».
10. В апреле 2011 года провести повторное обследование учащихся на предмет динамики процесса адаптации отдельных учащихся.
Педагог-психолог: Кипкеева Р.А.