Аналитическая справка адаптационного периода 1-х классов. docx

                                      Аналитическая справка по результатам исследования процесса адаптации к школе учащихся 1-х классов в 2010 учебном году   Цель обследования: определение  уровня адаптации учащихся 1-х классов МОУ «Гимназия №4» к учебной деятельности. Задачи обследования: Определить уровень социально-психологической адаптации учащихся 1-х классов к учебной деятельности в начале учебного года. Предложить рекомендации по повышению уровня адаптации к школе и оптимизации учебного ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитическая справка

по результатам исследования процесса адаптации к школе учащихся 1-х классов в 2010 учебном году

Цель обследования: определение уровня адаптации учащихся 1-х классов МОУ «Гимназия №4» к учебной деятельности.

Задачи обследования:

Определить уровень социально-психологической адаптации учащихся 1-х классов к учебной деятельности в начале учебного года.

Предложить рекомендации по повышению уровня адаптации к школе и оптимизации учебного процесса.

Методы обследования:

  1. Методика «Общая ориентация в окружающем мире и запаса бытовых знаний детей»

  2. Диагностика «Определенные трудности обучения учащихся 1-х классов»

Организация обследования: Обследование проводилось с 25.09 по 08.10.10 года

Всего было обследовано 84 человека 1А, 1Б, 1В, 1Г классов.

Результаты обследования:




Сводная таблица результатов: Трудности уровня обучения учащихся 1-х классов МОУ «Гимназия №4»

Цель обследования: определение уровня трудностей обучения учащихся 1-х классов в адаптационный период.

п./п.

Вопросы

1А (20ч.)

1Б (23ч.)

1В (21ч.)

1Г (16ч.)

Итого (80 ч.)

1.

Хочешь ли ты ходить в школу?

19ч.

20ч.

19ч.

10ч.

68ч. */85%

2.

Нравится ли тебе в школе?

19ч. /95%

20ч. /86%

21ч. /95%

14ч. /87%

3.

Какие предметы ты выбираешь?

Чтение-15ч.

Письмо-16ч.

Рисование-23ч.

Физкультура-18ч.

Рисование-20ч.

Окружающий мир-21ч.

Азбука-9ч.

Рисование-18ч.

Чтение-13ч.

Письмо-10ч.

Математика

4.

Нужна ли тебе помощь учителя?

12ч. /60%

10ч. /43%

12ч. /57%

6ч. /37%

5.

Нужна ли тебе помощь родителей?

14ч. /70%

17ч. /73%

14ч. /66%

9ч. /56%

6.

Какие предметы самые трудные?

Русский язык

Азбука

Математика

Письмо

-

9ч.

1

10ч.

-

9ч.

13ч.

1ч.

9ч.

-

12ч.

6ч.

8ч.

7ч.

7ч.

-

7.

Какие трудности ты испытываешь в учебе?

Читать -9ч.

Писать-10ч.

Устаю-11ч.

Читать -2ч.

Писать-3ч.

Учится-3ч.

Устаю-5ч.

Писать-6ч.

Учится-3ч.

Устаю-12ч.

Дом.задание-13ч.

Читать-6ч.

Писать-5ч.

Устаю -4ч.

Выводы и результаты: Всего обследовано 80 учащихся 1-х классов.

Исходя, из ответов учащихся можно сделать заключение, что к началу учебного года к школьному обучению полностью адаптировались = 84,8% (68ч. из 80ч.) первоклассников. У 12 учащихся = 15% первоклассников отмечена частичная адаптация, что свидетельствует о неполном принятии ребенком школьной ситуации. Учащиеся, показавшие частичную дезадаптацию - (1,1%).

На основе этих ответов оценивались следующие характеристики:

  • Хочешь ли ты ходить в школу?=85%

  • Нужна ли тебе помощь родителей=67%

  • Нужна ли тебе помощь учителя?=50%

  • Какие предметы самые трудные?= азбука, математика, письмо

  • Какие трудности ты испытываешь в учебе?

читать-17ч./писать-18ч./домашнее задание-13ч./чувствую усталость-32ч.

Данное исследование не выявило детей с негативным отношением к школе.

Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значимая ступень в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения - эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения.

Рекомендации учителям:

  • Процессу адаптации первоклассников нужно уделять большое внимание;

  • Поэтому важно еще до начала обучения определить так называемую «группу риска» - детей, с которыми будет труднее всего;

  • С этими учениками нельзя запоздать, упустить время для педагогической коррекции или надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой;

  • Учителя нашей школы «группу риска» определяют уже в июне, когда формируются первые классы;



  • Педагогу необходимо знать о состоянии здоровья поступившего в школу ребенка, иметь представления об индивидуальных особенностях развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса;

  • Внимательно следить за психоэмоциональным состоянием детей, имеющих трудности в адаптации.

Рекомендации родителям:

  • Родителям обратить серьезное внимание на здоровье детей, скорректировать режим труда и отдыха;

  • Внимательно следить за эмоциональным состоянием детей, чаще давать положительную оценку деятельности и личности ребенка.

Рекомендации ребенку:

  • Ребенку необходимо успешно овладеть учебной деятельностью,

  • освоить школьные нормы поведения,

  • приобщиться к классному коллективу,

  • приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.


Сводная ведомость в адаптационный период учащихся 1-х классов МОУ «Гимназии №4»

Цель: определение общей ориентации в окружающем мире и запаса бытовых знаний детей к началу учебного года в школе.

№ п./п.

Вопросы

1А (24 ч.)

1Б (23ч.)

(21ч.)

1Г (16ч.)

Итого (84ч.)

1.

Как тебя зовут?

24ч.

21ч.

21ч.

16ч.

97%

2.

Сколько тебе лет?

24ч.

22ч.

21ч.

14ч.

96%

3.

Как зовут твоих родителей?

24ч.

21ч.

21ч.

15ч.

96%

4.

Как называется место, где ты живешь?

17ч.

20ч.

20ч.

8ч.

77%

5.

Какой у тебя номер дома и квартиры?

14ч.

20ч.

11ч.

9ч.

64%

6.

Каких животных ты знаешь?

24ч.

22ч.

21ч.

9ч.

90%

7.

В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?

17ч.

21ч.

17ч.

8ч.

75%

8.

Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?

21ч.

22ч.

17ч.

8ч.

80%

9.

Назови предметы одежды и столовые приборы?

24ч.

21ч.

19ч.

10ч.

88%

Выводы: С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.

Обследовано и обработано 84 бюллетеней учащихся 1-х классов в адаптационный период. Из сводной таблицы следует выделить графу «Итоги» тестирования учащихся в процентном соотношении. Исходя, из ответов учащихся следует сделать выводы о том, что дети вполне грамотно определяются и ориентируются в окружающем мире. Трудными для ответов были такие вопросы:

  • Как называется место, где ты живешь? В 1Г классе - 8ч. (50%)

  • Какой у тебя номер дома и квартиры? В 1А классе -14ч. (58%); в 1В классе - 11ч.(52%); в 1Г классе - 9ч.(56%)

  • В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев? В 1А классе -17ч. (70%); в 1Г классе - 8ч.(50%)

  • Назови предметы одежды и столовые приборы? в 1Г классе - 10ч.(62%); в 1А классе -100%

Общая адаптация

Анализируя данные, приведенные в таблице, можно сделать заключение, что в начале года к школьному обучению полностью адаптировались 85,3% первоклассников.

У 12% первоклассников отмечена частичная адаптация, что свидетельствует о неполном принятии ребенком школьной ситуации.

Учащиеся, показавшие частичную дезадаптацию (2,7%), проявляют негативную реакцию к школьному обучению. Они не готовы еще принять школьную систему. Вероятно, они малы возрастом или отношением среди одноклассников и учителя. Сравнивая показатели мальчиков и девочек, можно сказать, что девочки значительно лучше мальчиков адаптировались к новой социальной ситуации среди них на 20% больше учеников с высоким уровнем адаптации.

Лучше других в начале года адаптировались учащиеся 1А, 1Б и 1В классов - 83% учащихся, хуже других учащиеся 1Г класса - 61% .

К сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20 - 25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.

Рекомендации:

Учителям:

1. Скорректировать свою работу с учащимися, имеющими трудности в социальной адаптации, с учетом полученных результатов.

2.Внимательно следить за психоэмоциональным состоянием детей, имеющих трудности в адаптации.

3. По возможности облегчить режимные моменты, увеличив период пребывания детей на свежем воздухе, на переменах и прогулках использовать подвижные игры, игры с продуктивной физической нагрузкой, особенно для мальчиков, игры по правилам.

4. Использовать в своей деятельности методы, рекомендованные для работы с мальчиками и девочками.

Родителям:

5.Родителям обратить серьезное внимание на здоровье детей, скорректировать режим труда и отдыха.

6. Внимательно следить за эмоциональным состоянием детей, чаще давать положительную оценку деятельности и личности ребенка.

Психологу:

7. Провести индивидуальные консультации с учителями и воспитателями классов по результатам тестирования.

8. Провести индивидуальные консультации с родителями учащихся, имеющих стойкие затруднения в учебной деятельности и в адаптации к новым условиям и школьным требованиям.

9. Организовать коррекционно-развивающие занятия для учащихся из группы риска по программе «Поиграем в школу».

10. В апреле 2011 года провести повторное обследование учащихся на предмет динамики процесса адаптации отдельных учащихся.

Педагог-психолог: Кипкеева Р.А.



© 2010-2022