- Преподавателю
- Школьному психологу
- Справка Социальный портрет выпускника
Справка Социальный портрет выпускника
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Царёва Е.Г. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Справка
Результаты анкетирования учащихся параллели 9-х классов
Социальный портрет выпускника.
Материал подготовлен на основе анкетного опроса учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 39. Февраль2014 г.
Целью исследования было изучение формирующегося социального типа (социального характера) молодого человека на этапе завершение им школьного образования.
Сациальный характер - четко выраженная система ориентаций, сформированных у юношей и девушек к моменту окончания школы, которая затрагивает проблемы социального, профессионального и личностного самоопределения.
Ведущее понятие исследования - «готовность к взрослой жизни». Окончание школы - это рубеж, за которым начинается новый этап социализации жизни. Происходит выбор жизненного пути, профессионального самоопределения, активное включение молодежи в систему общественных отношений.
Готовность определяется:
-
Сознательным выбором профессии;
-
Ориентацией на послешкольное образование с опорой на самостоятельную познавательную деятельность;
-
Ответственность за личную жизнь и здоровье;
-
Умением общаться с людьми разных социальных групп;
-
Разумной организацией своего досуга.
В опросе приняли участие 51 человек. Данные выражены в процентах.
Анализ полученных данных показал:
-
Социальный состав: среди выпускников 9-х классов преобладают юноши.
№ п/п
Класс
Критерий
9 «А»
9 «Б»
Всего
1
В полных семьях проживают
63%
65%
64%
2
В неполных
32%
35%
33%
3
С другими родственниками
5%
0
2,5%
-
Выпускники достаточно объективно оценивают то, что им дала школа.
№ п/п
Класс
Критерий
9 «А»
9 «Б»
Всего
1
Помогла мне понять себя, свои положительные качества и недостатки.
58%
65%
61%
2
Подготовила меня к преодолению жизненных трудностей.
63%
65%
64%
3
Дала мне знания.
100%
92%
96%
4
Здесь я приобрел друзей.
95%
100%
97%
5
Научила меня критически мыслить, рассуждать, доказывать.
63%
88%
75%
6
Дала мне возможность определить свои интересы, выбрать профессию.
31%
62%
46%
В общей сложности школа достаточно успешно реализует на практике свою обучающую функцию.
-
Подводя итог обучения в школе, выпускники оценивают школьную жизнь и по другим показателям.
№ п/п
Класс
Критерий
9 «А»
9 «Б»
Всего
1
Высокое качество преподавания в школе
68%
58%
63%
2
Высокая общая культура учителей.
63%
73%
68%
3
Высокий уровень требований.
63%
69%
66%
4
Внимание учителей к личности каждого, к его проблемам.
31%
50%
40%
Процесс гуманизации школы, личностная ориентация образовательного процесса является насущной и актуальной задачей школьного образования.
-
В качестве необходимых средств и качеств для достижения успеха в жизни выпускники указали на следующие критерии.
№ п/п
Класс
Критерий
9 «А»
9«Б»
Всего
1
Хорошее образование
53%
62%
57%
2
Отличное здоровье
42%
27%
34%
3
Уверенность в себе, сильная воля.
58%
54%
41%
4
Правильный выбор профессии.
32%
19%
25%
Выпускники весьма практично смотрят на жизнь и полагаются в основном на себя, на свои силы и волю..
Под чьим же влиянием формируются жизненные и нравственные ориентиры современного выпускника. Наибольшее влияние оказывают:
№ п/п
Класс
Критерий
9 «А»
9 «Б»
Всего
1
Матери
74%
77%
72%
2
Отцы
32%
36%
34%
3
Книги
16%
12%
14%
4
Учителя
16%
15%
15%
Таким образом, ответственность родителей (особенно матерей) за воспитание подрастающего поколения должна быть признана высокой.
Система жизненных ценностей характеризуется прагматизмом, практичностью, снижением общественной активности. Система нравственных ориентаций носит противоречивый характер: так (8%) молодых людей допускают для своих сверстников участие в таких видах деятельности, как рэкет, шантаж, мошенничество и воровство. Ещё 25% затрудняются в ответе, 56% не допускают.
Выводы:
-
Школа достаточно успешно реализует на практике свою обучающую функцию.
-
Индивидуально-возрастные потребности, необходимые для формирования личности удовлетворяются не в полном объеме.
-
Но, тем не менее, при ориентации учебно-воспитательного процесса в основном на передачу знаний и формирование навыков, не уделяется должного внимания подготовке молодежи к самостоятельной жизни.
Подводя итог вышесказанному, можно определить общую степень готовности выпускников нашей школы как удовлетворительную. Это то, что касается ориентации на послешкольное образование, самостоятельной познавательной деятельности, умения общаться с людьми разных социальных групп. Но остается инфантильность при выборе профессии и высокая зависимость от мнения родителей.
Рекомендации:
Владея общими психолого-педагогическими знаниями, участники образовательного процесса могут выровнять личностно-ориентированный блок в социальной структуре выпускника с учебно-познавательным блоком посредством:
-
Определения структуры социального портрета выпускника с целью выявления и коррекции слабых сторон воспитания.
-
Введение курса «Профессиональное самоопределение старшеклассников».
Психолог Царева Е.Г.