Справка Социальный портрет выпускника

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Справка

Результаты анкетирования учащихся параллели 9-х классов

Социальный портрет выпускника.

Материал подготовлен на основе анкетного опроса учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 39. Февраль2014 г.

Целью исследования было изучение формирующегося социального типа (социального характера) молодого человека на этапе завершение им школьного образования.

Сациальный характер - четко выраженная система ориентаций, сформированных у юношей и девушек к моменту окончания школы, которая затрагивает проблемы социального, профессионального и личностного самоопределения.

Ведущее понятие исследования - «готовность к взрослой жизни». Окончание школы - это рубеж, за которым начинается новый этап социализации жизни. Происходит выбор жизненного пути, профессионального самоопределения, активное включение молодежи в систему общественных отношений.

Готовность определяется:

  • Сознательным выбором профессии;

  • Ориентацией на послешкольное образование с опорой на самостоятельную познавательную деятельность;

  • Ответственность за личную жизнь и здоровье;

  • Умением общаться с людьми разных социальных групп;

  • Разумной организацией своего досуга.

В опросе приняли участие 51 человек. Данные выражены в процентах.

Анализ полученных данных показал:

  1. Социальный состав: среди выпускников 9-х классов преобладают юноши.

№ п/п

Класс

Критерий

9 «А»

9 «Б»

Всего

1

В полных семьях проживают

63%

65%

64%

2

В неполных

32%

35%

33%

3

С другими родственниками

5%

0

2,5%


  1. Выпускники достаточно объективно оценивают то, что им дала школа.

№ п/п

Класс

Критерий

9 «А»

9 «Б»

Всего

1

Помогла мне понять себя, свои положительные качества и недостатки.

58%

65%

61%

2

Подготовила меня к преодолению жизненных трудностей.

63%

65%

64%

3

Дала мне знания.

100%

92%

96%

4

Здесь я приобрел друзей.

95%

100%

97%

5

Научила меня критически мыслить, рассуждать, доказывать.

63%

88%

75%

6

Дала мне возможность определить свои интересы, выбрать профессию.

31%

62%

46%

В общей сложности школа достаточно успешно реализует на практике свою обучающую функцию.

  1. Подводя итог обучения в школе, выпускники оценивают школьную жизнь и по другим показателям.

№ п/п

Класс

Критерий

9 «А»

9 «Б»

Всего

1

Высокое качество преподавания в школе

68%

58%

63%

2

Высокая общая культура учителей.

63%

73%

68%

3

Высокий уровень требований.

63%

69%

66%

4

Внимание учителей к личности каждого, к его проблемам.

31%

50%

40%

Процесс гуманизации школы, личностная ориентация образовательного процесса является насущной и актуальной задачей школьного образования.

  1. В качестве необходимых средств и качеств для достижения успеха в жизни выпускники указали на следующие критерии.

№ п/п

Класс

Критерий

9 «А»

9«Б»

Всего

1

Хорошее образование

53%

62%

57%

2

Отличное здоровье

42%

27%

34%

3

Уверенность в себе, сильная воля.

58%

54%

41%

4

Правильный выбор профессии.

32%

19%

25%

Выпускники весьма практично смотрят на жизнь и полагаются в основном на себя, на свои силы и волю..

Под чьим же влиянием формируются жизненные и нравственные ориентиры современного выпускника. Наибольшее влияние оказывают:

№ п/п

Класс

Критерий

9 «А»

9 «Б»

Всего

1

Матери

74%

77%

72%

2

Отцы

32%

36%

34%

3

Книги

16%

12%

14%

4

Учителя

16%

15%

15%

Таким образом, ответственность родителей (особенно матерей) за воспитание подрастающего поколения должна быть признана высокой.

Система жизненных ценностей характеризуется прагматизмом, практичностью, снижением общественной активности. Система нравственных ориентаций носит противоречивый характер: так (8%) молодых людей допускают для своих сверстников участие в таких видах деятельности, как рэкет, шантаж, мошенничество и воровство. Ещё 25% затрудняются в ответе, 56% не допускают.

Выводы:

  1. Школа достаточно успешно реализует на практике свою обучающую функцию.

  2. Индивидуально-возрастные потребности, необходимые для формирования личности удовлетворяются не в полном объеме.

  3. Но, тем не менее, при ориентации учебно-воспитательного процесса в основном на передачу знаний и формирование навыков, не уделяется должного внимания подготовке молодежи к самостоятельной жизни.

Подводя итог вышесказанному, можно определить общую степень готовности выпускников нашей школы как удовлетворительную. Это то, что касается ориентации на послешкольное образование, самостоятельной познавательной деятельности, умения общаться с людьми разных социальных групп. Но остается инфантильность при выборе профессии и высокая зависимость от мнения родителей.

Рекомендации:

Владея общими психолого-педагогическими знаниями, участники образовательного процесса могут выровнять личностно-ориентированный блок в социальной структуре выпускника с учебно-познавательным блоком посредством:

  1. Определения структуры социального портрета выпускника с целью выявления и коррекции слабых сторон воспитания.

  2. Введение курса «Профессиональное самоопределение старшеклассников».

Психолог Царева Е.Г.

© 2010-2022