ЭССЕ «Какой психолог нужен школе?»

Раздел Школьному психологу
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Какой психолог нужен школе?»

С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни. С развитием науки одни психологи стали заниматься политикой и толпами, другие - производством и отношениями человека с техников, третьи - проблемами образования. Так появились те, кого по должности «зовут» педагогами-психологами, а по сути определяют, как «психологов образования».
Времена меняются, школы меняются. Они становятся очень разными и, что очень важно, начинают осознавать свою «разность» - индивидуальность, свои задачи и возможности. И просто педагог-психолог с его расплывчато-вселенским функционалом «гуманизатора», «спасителя» и «помогателя» уже не нужен. А нужен специалист, готовый решать те задачи, которые стоят перед конкретной школой и конкретными детьми. Продолжая медицинскую аналогию, нужен не просто врач, а, например, ревматолог, или отоларинголог, а то и вообще какой-нибудь экзотический диетолог.
В школе много детей, испытывающих трудности в обучении и поведении. Им трудно учиться, их трудно учить. Нужен психолог для оказания специализированной помощи таким учащимся и консультативно-методической помощи педагогам.
С такими проблемами сталкиваются многие школы-новостройки и не только: в каждом районе, округе, небольшом городе есть такие учебные учреждения, которые хорошо про себя знают: мы учим всех, а значит, к нам приходят всякие. Учителям, работающим в такой школе, не до педагогических изысков: четвертая часть сидящих перед ними учеников может элементарно не знать русского языка на том уровне, на котором требует программа, скажем истории 7 класса. Или русский может быть их родным языком, но понимание прочитанного текста все равно будет даваться этим детям с трудом, потому что нигде, кроме школы, навыки понимания, рассуждения, формулирования своего мнения, в их жизни не востребованы.
Психолог, который нужен такой школе, должен быть специалистом как минимум в 2-х областях. Во-первых, он должен быть асом в диагностико-консультативной работе с детьми, имеющими трудности в развитии. Во-вторых, он должен знать и понимать «механику» учебного процесса для того, чтобы давать педагогам обоснованные рекомендации по обучению и воспитанию таких детей. Сегодня нетрудно найти специалиста по консультированию детей их родителей. Однако среди них не так много тех, кто при этом хорошо разбирается в закономерностях процесса обучения и научения. Кстати, таких специалистов больше среди тех, чье первое образование и первый трудовой опыт были педагогическими.
В школе практикуются разные подходы к содержанию обучения, есть классы обыкновенные и гимназические, есть разные профили, индивидуальные образовательные маршруты и т.д. Нужен психолог для определения индивидуальных способностей и склонностей учащихся, разработки рекомендаций по содержанию образования для той или иной учебной группы.
С распространением гимназического образования и введением профильного обучения в старшей школе запрос на такую работу психолога будет возрастать. Действительно, в этой ситуации объективно востребованы психологические знания и технологии: на этапах определения способностей и интересов ребенка и дальнейшего мониторинга качества его образования, в ходе разработки содержательных и методических подходов к обучению тех или иных учебных групп, в процессе включения самого ученика и его семьи в процедуру выбора индивидуальной образовательной траектории.
Психолог, который может справиться с таким запросом, должен быть хорошим диагностом, вообще владеть аналитико-исследовательскими навыками и хорошо разбираться в современном образовании (программах, технологиях, методиках). Кроме того, он должен быть готов к тесному сотрудничеству с педагогами-предметниками, детьми и их родителями.
В школе ведется серьезная инновационно-экспериментальная деятельность: внедряются новые подходы к образованию, новые методы и технологии обучения. Нужен психолог для участия в инновационной работе как на содержательном, так и на экспертном уровне (экспертиза психологической грамотности проводимой работы).
Какой психолог нужен школе? Я считаю, это должен быть человек, для которого профессия - не служба, а призвание, состояние души, ведь не каждый ребенок может взглянуть на себя по-новому и увидеть прекрасное в себе и окружающем мире. И только настоящий профессионал разглядит, направит, подскажет… Дети должны смотреть на мир без боязни и злобы, ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение. Как здесь не вспомнить, коллега, слова древних: «Познай себя, и ты познаешь мир!» Я уверен, что школьный психолог не должен останавливаться на достигнутом. Чтобы добиться успеха в своей профессии, необходимо постоянно искать ответы на вопросы: как найти путь к юным сердцам? Что нужно сделать для того, чтобы осуществились детские мечты, чтобы в мире людей царили гармония и любовь?

Ответственное дело - быть школьным психологом, чей главный враг - безразличие.

© 2010-2022