Коррекционно-развивающая программа

Коррекционно-развивающая программа направлена на подготовку мелкой моторики руки  детей дошкольного возраста к письму. Программа состоит из: 8 занятий продолжительностью 30-45 минут. Каждое занятие имеет свою тематику: «Домик», «Домашнее животное», «Дикие животные», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Семья». Каждое занятие имее: цель, список оборудованияи и 4 упражнения ннаправленных на развитие мелкой моторик. Так же корркционно-развивающая программа имеет стимульный - диагностический ма...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)


факультет ПСИХОЛОГИИ


Кафедра возрастной и социальной психологии










Коррекционно-развивающая программа с детьми старшего дошкольного возраста


«Развитие мелкой моторики».



Выполнила:

студентка

факультета психологии

группы 150804

Севрюкова Раиса Анатольевна.


Проверила:

Психолог СРЦ п. Ивня

Черкашина Ольга Егоровна






Белгород 2013

Коррекционно-развивающая программа с детьми старшего дошкольного возраста


«Развитие мелкой моторики».

Цель программы: способствовать развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью различных техник и приемов.

Задачи программы:

  • исправление отклонений и нарушений в развитии мелкой моторики у дошкольников

  • развитие более точной координации движений

  • стимулирование к развитию интереса к учебной деятельности.

  • воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

  • развитие творческих способностей

Программа направлена на формирование интереса к выполнению упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.

Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития Учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Основные этапы работы по программе

  • подготовительный;

  • первичная диагностика;

  • коррекция типового плана и содержания работы;

  • реализация коррекционно-развивающих мероприятий;

  • заключительная диагностика;

  • оформление результатов работы.

Основные направления работы, направленные на подготовку руки дошкольника к письму:

  1. Массаж кистей рук пальчиковые игры.

  2. Штриховка в разных направлениях по образцу. Соблюдение правил штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

  3. Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями.

  4. Дорисовывание и копирование рисунков.

  5. Раскрашивание картинок. Соблюдение правил раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять незакрашенные места.

  6. Работа с пластилином, соленым тестом, пальчиковыми красками, подручными материалами(крупы, бусины мозаика, пазлы и т.п.

Целевая Аудитория: программа ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста.

Количество занятий и их периодичность: 8 занятий с периодичностью 2 раза в неделю.

Время проведения: 1 занятия составляет в среднем 30-45 минут.

Форма работы: Групповая или индивидуальная.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.

  2. Овладение разными видами трудовой деятельности.

  3. Умение создавать художественный образ своего изделия.

  4. Овладение приемами работы с разными инструментами.

  5. Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

  6. Овладение нормами этики поведения.


  • Проведение первичной диагностики.

Диагностический блок (входной и заключительный):

  • Графический диктант

  • Дорисовывание фигур

  • Методика «Бусы», «Домик».

  • Рисование по точкам

  • Методика «Узор»

(на выбор)

План курса из 8 занятий на различную тематику:

  1. Тема «Домик»

  2. Тема «Домашние животные»

  3. Тема «Дикие животные»

  4. Тема «Транспорт»

  5. Тема « Птицы»

  6. Тема «Овощи»

  7. Тема «Фрукты»

  8. Тема «Семья»

Каждое занятие имеет разминочное упражнение, основную часть из одного или двух упражнений и заключительное упражнение.


  • Реализация коррекционно-развивающих мероприятий


  1. Тема «Домик»

Цель: Развитие мелкой моторики, пространственной координации и творческого воображения.

Оборудование: резинка для волос, спички или палочки для счета, листы белой бумаги А4, пальчиковые краски, бланк для графического диктанта и стимульный материал для психолога.

  1. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой. 3-5 мин.

  2. «Домик из спичек» в ходе выполнения этого упражнения ребенку предлагается выложить домик на листе бумаги из спичек, выложить забор к домику и другие атрибуты. 5-10 мин.

  3. «Дом из краски» Ребенок рисует пальчиковой краской на листе бумаги A4 домик. 15-20 мин.

  4. Графический диктант №1 5-10 мин.

Время: 30-40 мин.


  1. Тема «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики, пространственного кругозора, творческих способностей, воображения, умения правильно держать ручку при письме.

Оборудование: сосуд, однородный наполнитель (вода, песок, крупа и т.п.), листы А4, цветные карандаши, бланк для графического диктанта и стимульный материал для психолога и «лабиринта».

  1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. 5-10 мин.

  2. «Рисунок своими руками» Ребенок рисует любимое домашние животное, а затем раскрашивает его с помощью цветных карандашей. 20 мин

  3. «Лабиринт» 3-5 мин

  4. « Графический диктант№2» 10 мин

Время: 40-45 мин.


  1. Тема «Дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики, окружающего мира, творческих способностей и воображения.

Оборудование: цветные карандаши, пластилин, бланк для упражнения «Дорисовывание фигуры», бланк и стимульный материал для упражнения «графический диктант».


  1. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. 3 мин

  2. «Своими руками» Ребенку предлагается вспомнить всех диких животных и затем одно из них слепить из пластилина. 15-20 мин

  3. «Дорисовывание фигуры или узора» 5 -10 мин

  4. Графический диктант №3 10 мин

  5. Время: 40-45 мин


  1. Тема «Транспорт»

Цель: развитие творческих способностей, пространственной координации, тактильных ощущений.

Оборудование: трафареты букв и цифр, бланк рисунка «Паровозик», цветные карандаши, трафарет «Автомобиля», дырокол, бланк и стимульный материал для «Графического диктанта».


  1. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. 10 мин.

  2. «Паровозик» дорисовывание рисунка по точкам с дальнейшим его раскрашиванием. 15-20 мин

  3. «Автомобиль» Ребенку дается трафарет автомобиля с дальнейшей инструкцией, которая гласит, что ребенку необходимо с помощью дырокола сделать дырки таким образом чтобы в дальнейшем через эти дырки можно было пропустить шнурок или ленту.10 мин

  4. Графический диктант №4 10 мин.

Время: 40-45 мин


  1. Тема « Птицы»

Цель: развитие тактильных ощущений, творческих способностей, умения правильно держать ручку при письме, формирование навыка правильно сидеть за столом.

Оборудование: пластилин, алфавит, бланк рисунка «Воробей», бланк упражнения «Лабиринт», бланк и стимульный материал упражнения «Графический диктант».

  1. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных объектов с закрытыми глазами. 10 -15 мин.

  2. « Воробей» раскрасить предложенную птицу. 10-15 мин.

  3. «Лабиринт» 5-10 мин.

  4. «графический диктант №5» 10 мин

Время: 40 - 45 мин


  1. Тема «Овощи»

Цель: развитие творческих способностей, тактильных ощущений, умения правильно держать ручку при письме.

Оборудование: цифры, буквы, лист картона с нанесенным трафаретом, пластилин, нарисованный заранее рисунок, цветные карандаши, стимульный материал и бланк для упражнения «Графический диктант».

  1. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. 5-10 мин.

  2. «Овощная грядка» на листе картона с помощью пластилина сделать аппликацию по заранее заготовленной схеме. 15-20 мин.

  3. «раскрасить рисунок» 15 мин

  4. Графический диктант №6 10 мин

Время: 40 - 45 мин.


  1. Тема «Фрукты»

Цель: развитие творческих способностей, мелкой моторики, умения правильно сидеть за столом, умение правильно держать ручку при письме.

Оборудование: емкость, различные мелкие предметы, картон, крупа, клей, краски, бланк и стимульный материал для упражнения «Графический диктант».


  1. Складывание мелких предметов в емкость. 5 мин.

  2. «Аппликация» на картоне с помощью крупы (рис или манная крупа) сделать фон, а затем с помощью краски нарисовать рисунок сопоставимый с тематикой занятия. 25 - 35 мин.

  3. Графический диктант №7. 10 мин.

Время: 40 - 50 мин.


  1. Тема «Семья»

Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей, умения правильно сидеть за столом и правильно держать ручку при письме.

Оборудование: бусины, иголка с затупленным носиком, тонкая лента или нитка, лист А4, цветные карандаши, бланк для упражнения «Лабиринт», и бланк со стимульным материалом для упражнения «Графический диктант».

  1. «Бусинка к бусинке» Ребенку дается коробка с бусинами и иголкой с ниткой. Инструкция: нанизать 15 бусин на нитку с иголкой. 5 мин.

  2. «Рисунок семьи». 20-25 мин.

  3. «Лабиринт» 5 мин.

  4. Графический диктант №8 10 мин.

Время: 40 - 45 мин.


  • Заключительная диагностика (см. диагностический блок)

  • Оформление результатов работы.


© 2010-2022