- Преподавателю
- Школьному психологу
- Коррекционно-развивающая программа
Коррекционно-развивающая программа
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Севрюкова Р.А. |
Дата | 21.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
факультет ПСИХОЛОГИИ
Кафедра возрастной и социальной психологии
Коррекционно-развивающая программа с детьми старшего дошкольного возраста
«Развитие мелкой моторики».
Выполнила:
студентка
факультета психологии
группы 150804
Севрюкова Раиса Анатольевна.
Проверила:
Психолог СРЦ п. Ивня
Черкашина Ольга Егоровна
Белгород 2013
Коррекционно-развивающая программа с детьми старшего дошкольного возраста
«Развитие мелкой моторики».
Цель программы: способствовать развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью различных техник и приемов.
Задачи программы:
-
исправление отклонений и нарушений в развитии мелкой моторики у дошкольников
-
развитие более точной координации движений
-
стимулирование к развитию интереса к учебной деятельности.
-
воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
-
развитие творческих способностей
Программа направлена на формирование интереса к выполнению упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.
Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития Учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
Основные этапы работы по программе
-
подготовительный;
-
первичная диагностика;
-
коррекция типового плана и содержания работы;
-
реализация коррекционно-развивающих мероприятий;
-
заключительная диагностика;
-
оформление результатов работы.
Основные направления работы, направленные на подготовку руки дошкольника к письму:
-
Массаж кистей рук пальчиковые игры.
-
Штриховка в разных направлениях по образцу. Соблюдение правил штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
-
Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями.
-
Дорисовывание и копирование рисунков.
-
Раскрашивание картинок. Соблюдение правил раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять незакрашенные места.
-
Работа с пластилином, соленым тестом, пальчиковыми красками, подручными материалами(крупы, бусины мозаика, пазлы и т.п.
Целевая Аудитория: программа ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста.
Количество занятий и их периодичность: 8 занятий с периодичностью 2 раза в неделю.
Время проведения: 1 занятия составляет в среднем 30-45 минут.
Форма работы: Групповая или индивидуальная.
Результатом работы по данной программе должно стать:
-
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
-
Овладение разными видами трудовой деятельности.
-
Умение создавать художественный образ своего изделия.
-
Овладение приемами работы с разными инструментами.
-
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
-
Овладение нормами этики поведения.
-
Проведение первичной диагностики.
Диагностический блок (входной и заключительный):
-
Графический диктант
-
Дорисовывание фигур
-
Методика «Бусы», «Домик».
-
Рисование по точкам
-
Методика «Узор»
(на выбор)
План курса из 8 занятий на различную тематику:
-
Тема «Домик»
-
Тема «Домашние животные»
-
Тема «Дикие животные»
-
Тема «Транспорт»
-
Тема « Птицы»
-
Тема «Овощи»
-
Тема «Фрукты»
-
Тема «Семья»
Каждое занятие имеет разминочное упражнение, основную часть из одного или двух упражнений и заключительное упражнение.
-
Реализация коррекционно-развивающих мероприятий
-
Тема «Домик»
Цель: Развитие мелкой моторики, пространственной координации и творческого воображения.
Оборудование: резинка для волос, спички или палочки для счета, листы белой бумаги А4, пальчиковые краски, бланк для графического диктанта и стимульный материал для психолога.
-
"Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой. 3-5 мин.
-
«Домик из спичек» в ходе выполнения этого упражнения ребенку предлагается выложить домик на листе бумаги из спичек, выложить забор к домику и другие атрибуты. 5-10 мин.
-
«Дом из краски» Ребенок рисует пальчиковой краской на листе бумаги A4 домик. 15-20 мин.
-
Графический диктант №1 5-10 мин.
Время: 30-40 мин.
-
Тема «Домашние животные»
Цель: развитие мелкой моторики, пространственного кругозора, творческих способностей, воображения, умения правильно держать ручку при письме.
Оборудование: сосуд, однородный наполнитель (вода, песок, крупа и т.п.), листы А4, цветные карандаши, бланк для графического диктанта и стимульный материал для психолога и «лабиринта».
-
Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. 5-10 мин.
-
«Рисунок своими руками» Ребенок рисует любимое домашние животное, а затем раскрашивает его с помощью цветных карандашей. 20 мин
-
«Лабиринт» 3-5 мин
-
« Графический диктант№2» 10 мин
Время: 40-45 мин.
-
Тема «Дикие животные»
Цель: развитие мелкой моторики, окружающего мира, творческих способностей и воображения.
Оборудование: цветные карандаши, пластилин, бланк для упражнения «Дорисовывание фигуры», бланк и стимульный материал для упражнения «графический диктант».
-
Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. 3 мин
-
«Своими руками» Ребенку предлагается вспомнить всех диких животных и затем одно из них слепить из пластилина. 15-20 мин
-
«Дорисовывание фигуры или узора» 5 -10 мин
-
Графический диктант №3 10 мин
-
Время: 40-45 мин
-
Тема «Транспорт»
Цель: развитие творческих способностей, пространственной координации, тактильных ощущений.
Оборудование: трафареты букв и цифр, бланк рисунка «Паровозик», цветные карандаши, трафарет «Автомобиля», дырокол, бланк и стимульный материал для «Графического диктанта».
-
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. 10 мин.
-
«Паровозик» дорисовывание рисунка по точкам с дальнейшим его раскрашиванием. 15-20 мин
-
«Автомобиль» Ребенку дается трафарет автомобиля с дальнейшей инструкцией, которая гласит, что ребенку необходимо с помощью дырокола сделать дырки таким образом чтобы в дальнейшем через эти дырки можно было пропустить шнурок или ленту.10 мин
-
Графический диктант №4 10 мин.
Время: 40-45 мин
-
Тема « Птицы»
Цель: развитие тактильных ощущений, творческих способностей, умения правильно держать ручку при письме, формирование навыка правильно сидеть за столом.
Оборудование: пластилин, алфавит, бланк рисунка «Воробей», бланк упражнения «Лабиринт», бланк и стимульный материал упражнения «Графический диктант».
-
Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных объектов с закрытыми глазами. 10 -15 мин.
-
« Воробей» раскрасить предложенную птицу. 10-15 мин.
-
«Лабиринт» 5-10 мин.
-
«графический диктант №5» 10 мин
Время: 40 - 45 мин
-
Тема «Овощи»
Цель: развитие творческих способностей, тактильных ощущений, умения правильно держать ручку при письме.
Оборудование: цифры, буквы, лист картона с нанесенным трафаретом, пластилин, нарисованный заранее рисунок, цветные карандаши, стимульный материал и бланк для упражнения «Графический диктант».
-
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. 5-10 мин.
-
«Овощная грядка» на листе картона с помощью пластилина сделать аппликацию по заранее заготовленной схеме. 15-20 мин.
-
«раскрасить рисунок» 15 мин
-
Графический диктант №6 10 мин
Время: 40 - 45 мин.
-
Тема «Фрукты»
Цель: развитие творческих способностей, мелкой моторики, умения правильно сидеть за столом, умение правильно держать ручку при письме.
Оборудование: емкость, различные мелкие предметы, картон, крупа, клей, краски, бланк и стимульный материал для упражнения «Графический диктант».
-
Складывание мелких предметов в емкость. 5 мин.
-
«Аппликация» на картоне с помощью крупы (рис или манная крупа) сделать фон, а затем с помощью краски нарисовать рисунок сопоставимый с тематикой занятия. 25 - 35 мин.
-
Графический диктант №7. 10 мин.
Время: 40 - 50 мин.
-
Тема «Семья»
Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей, умения правильно сидеть за столом и правильно держать ручку при письме.
Оборудование: бусины, иголка с затупленным носиком, тонкая лента или нитка, лист А4, цветные карандаши, бланк для упражнения «Лабиринт», и бланк со стимульным материалом для упражнения «Графический диктант».
-
«Бусинка к бусинке» Ребенку дается коробка с бусинами и иголкой с ниткой. Инструкция: нанизать 15 бусин на нитку с иголкой. 5 мин.
-
«Рисунок семьи». 20-25 мин.
-
«Лабиринт» 5 мин.
-
Графический диктант №8 10 мин.
Время: 40 - 45 мин.
-
Заключительная диагностика (см. диагностический блок)
-
Оформление результатов работы.