Корркционно-развивающая программа Гармония

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2


Развивающая психолого-педагогическая программа







Программа

психолого-педагогического цикла

для обучающихся младшего школьного возраста


«Гармония»


Автор: Хлопкова Наталия Викторовна,

Педагог-психолог

1 квалификационной категории






Аннотация

В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь большего в жизни.

Развивающая психолого-педагогическая программа «Гармония» разработана и реализуется в МБОУ Сосновская сош №2. Основным назначением программы является оказание коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в плане развития и формирования социально-психологических умений и навыков, раскрытия интеллектуально-личностного потенциала, а так же преодоление проблем и компенсацию недостатков, выявление перспектив его интеграции в образовательную среду.

Программа «Гармония» основана на комплексном подходе, ориентирована на решение задач активизации внутреннего потенциала обучающихся начальной школы, повышения мотивации к различным видам деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе развития творческой деятельности.

Работа педагога-психолога с детьми стала таким же необходимым элементом образовательной системы, как занятия по развитию речи, математических представлений и т.п.

Важной составной частью его деятельности являются систематические групповые занятия с детьми.

В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь большего в жизни.

В настоящее время приоритетным направлением в работе с детьми с ОВЗ, кроме коррекции, направленной на ослабление, исправление имеющихся отклонений в развитии, выступает создание условий для полноценного развития детей, предупреждения и преодоления проблем, связанных с обучением в школе.

Необходимость создания благоприятной среды для удовлетворения особых потребностей нетипичных детей, расширение их социокультурной мобильности, жизненных шансов актуализирует вопросы развития, образования, социальной интеграции и адаптации.

Творческое мышление школьников и их творческая активность должны иметь позитивное направление. Они должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Диапазон творческих задач в школе необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.

Данная программа способствует успешной адаптации ребенка в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, мотивирует на достижение определенных результатов.

Разработанная программа способствует развитию творческих способностей младших школьников.










Знания, умения и понятия - важные компоненты успеха во всех жизненных ролях, но они его не обеспечивают. Успех зависит также в не меньшей мере от установок, ценностей, чувств, надежд, мотивации, самостоятельности, сотрудничества, усердия и интуиции людей.

Спейди

Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут не испытывать некоторые затруднения в освоении общеобразовательной программы.

К числу основных трудностей, которые обращают на себя внимание педагогов, родителей, психологов при работе с детьми с ОВЗ относятся проблема интеллектуальной лабильности (способности уживаться, адаптироваться в окружающей среде, находить общий язык), проблема общения и взаимодействия в детском коллективе, проблема личностного роста и развития творческого потенциала.

Развивающая психолого-педагогическая программа «Гармония» направлена на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), формирование, развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных процессов ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Современный подход к обучению и воспитанию младших школьников предполагает, что направляя усилия на развитие мышления детей, следует ориентироваться на их индивидуальные особенности (склад ума, темп мыслительной деятельности, обучаемость и т.д.) При этом необходимо помнить и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Для развития творческого мышления младшему школьнику необходимо почувствовать удивление и любопытство, научиться преодолевать трудности, учиться коллективно решать творческие задачи.

Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотив личностного роста. По Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь выделяется концепция креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса, представляющая креативность как универсальную познавательную творческую способность. В словаре психологических терминов под ред. Дьяченко креативность - способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основными факторами креативности являются - оригинальность, семантическая гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии.
Современный отечественный исследователь творческих способностей В.Н. Дружинин, ссылаясь на Г.С. Батищева, называет творчество и деятельность принципиально противоположными формами человеческой активности, направленными соответственно на преобразование либо на адаптацию.
В настоящее время формирование творческого мышления учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с высокой скоростью. Объем информации удваивается каждый год. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Перед обществом стоят огромные проблемы. Нужны талантливые, творческие личности с нестандартным, сильным мышлением, которые смогут их решить. Поэтому проблема формирования творческого мышления весьма актуальна. Развитие творческого мышления является одной из основных задач современно образования. Для этого необходимы специальные образовательные технологии, которые позволили бы формировать уникальный творческий потенциал каждого ученика.

Целесообразность создания развивающей психолого-педагогической программы для обучающихся начальной школы продиктована необходимостью комплексного психолого - педагогического подхода к процессу развития творческого мышления, совершенствования технологий общения и взаимодействия (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья). Программа обеспечивает возможность последовательного психологического сопровождения учащихся начального звена и предполагает дифференцированный подход, основанный на учете индивидуальных возможностей личности школьника, использовании групповых форм работы наряду с индивидуальной помощью учащимся, а также консультативную деятельность педагогов и родителей по вопросам помощи и поддержки ребенка.

Основными участниками программы «Гармония» становятся обучающиеся 3-4 классов общеобразовательной школы, имеющие учебные трудности адаптации к школе, невысокий уровень развития когнитивной и аффективной сферы, обусловленные различными вариантами отклонений психического и физического развития, а также любой обучающийся, желающий посещать данный курс.

Оптимальной для проведения занятий в данном случае, считается группа из 8-12 обучающихся. Учитывая достаточно высокие нагрузки в школе, курс предусматривает проведение одного занятия в неделю и рассчитан на 4 месяца.

При выполнении некоторых упражнений ученикам могут понадобиться цветные карандаши, фломастеры, планшеты. Данный курс является наиболее эффективным при групповой форме работы.

Цель программы «Гармония» заключается в развитии творческих способностей обучающихся начальной школы через личностное взаимодействие, развитие познавательной и эмоциональной сферы, инициацию резервных возможностей через активизацию развития высших психических функций.


Задачи:

1. Психологическое сопровождение обучающихся, в т.ч с ограниченными возможностями здоровья в школьной жизни;

2. Научить детей беречь и преумножать универсальную способность человека - творчески подходить к решению любой проблемы;

3. Формирование опыта индивидуального и коллективного взаимодействия с окружающими;

4. Способствовать повышению адаптивных возможностей детей в детском коллективе, изменению негативных стереотипов поведения;

5. Развитие творческих способностей и выражение их в процессе коммуникативной деятельности.


Общие психолого-педагогические принципы

Основным принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития», а не тактика доступности, т. е. работа в «зоне актуального развития».

Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активность самого ребенка в рамках ведущей для его возраста деятельности является движущей силой развития.

Принцип эмоционального комфорта. Создание на занятиях атмосферы, где обучающиеся могут свободно выражать свои мысли и идеи, которая помогает развивать способности каждого ребенка, раскрывать его творческий потенциал.

Диалогический принцип. В творческом взаимодействии появляется возможность для развития позитивных качеств личности, его неограниченных творческих возможностей, решения социально-педагогических проблем и т.д.

Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ребенке с проблемами в развитии положительное и опираясь на него, педагог помогает ему овладеть новыми способами взаимодействия и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.

Принцип вариативности, гибкости: готовность психолога проводить занятия, учитывая нестабильность и непредсказуемость поведения детей;

Принцип «беглости» или мозговой штурм понимаются как способность продуцировать множество возможных решений проблемной ситуации, является необходимым условием творческого подходя в любой деятельности.

Принцип мягкого соревнования, который способствует активному вовлечению детей в творческий процесс.

Принцип безоценочной деятельности, т.е освобождение обучающихся от страха сделать ошибки, они должны почувствовать ценность собственных идей.


Научные, методологические и методические

основания программы «Гармония»

В последнее десятилетие многие психологи и педагоги признали необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения. Но на сегодняшний день отсутствует единство мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта. К. Тейлор приводит более 100 определений творчества, многие из которых противоречат друг другу.

Психологические исследования показывают, что дети всех интеллектуальных уровней, включая детей с ЗПР, способны к творчеству. Другими словами, развивать творческое мышление можно у всех детей, т.е. все люди в определенной степени обладают способностью творчески мыслить.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.

По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления, и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Второй признак творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе.

Интересными являются исследования П.Я. Гальᴨерина, который разработал развивающий метод, основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения (А. Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут ᴨередавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска.

Таким образом, существуют два направления проблемы развития творческого мышления:

- влияние условий воспитания и повседневной жизни;

- проведение развивающего эксперимента.

Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

Методологической основой представляемой программы является личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Методическим основанием программы стали идеи:

  • Дж. Гилфорда, который выделил дивергентное мышление, которое по его мнению, является основой творчества. Он опирался на развивающие программы Дж. Рензулли (11, 12, 13, 14 и 18), которые являются наиболее популярными и эффективными. Основу программы составили задания, адаптированные в российских школах и разработанные в соответствии с особенностями нашей культуры.

Задания, из которых состоит программа предназначены как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.

  • Хижняковой Г.А., которая, опираясь на практику, говорит о творческом развитии личности как о реальном процессе. Этот процесс, с одной стороны, зависит от самого ребенка, его активности и включенности, а с другой стороны, от педагога, который способен (или неспособен) предоставить ребенку возможность полнее выразить собственное неповторимое «я», реализовать свой творческий потенциал, создав необходимую среду, поле действия для познания себя, проявления себя.

Понимание развития будет неполным, если не рассматривать личность целостно, системно. Необходимо развивать все, что дано природой- разум, душу, тело и дух. Процесс рефлексии содействует тому, что внутренние силы выступают главным резервом и побудителем творческой активности. Таким образом, ребенок не может успешно развиваться, если не осмысливает происходящее.

Общую методологическую основу программы составляют психолого-педагогические концепции о формировании личности в активной деятельности и общении, о целостности обучения и воспитания, логического и эмоционально-ассоциативного мышления, о наличии потребности детей в самореализации личностных потенциалов, активном личностном росте и саморазвитии.


Структура и содержание

развивающей психолого-педагогической программы «Гармония»


Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию, является то, что оно должно быть насыщенно, интересно, занимательно, разнообразно по видам деятельности и должно удовлетворять потребностям каждого ребенка в реализации своих творческих возможностей.

Кроме того, содержание занятий должно способствовать формированию интеллектуальной активности: приобретению пространственных представлений, усвоению элементарных знаний, умений, навыков и присвоению человеческого опыта в творческой деятельности. Включение ребенка в систему усвоения норм человеческих взаимоотношений в процессе реализации программы должно обеспечить формирование его социальной активности.

Исследования психологов показало определенную этапность формирования творческих мыслительных способностей. К примеру, раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления.

Поэтому использование наглядного материала является обязательным на всем протяжении занятий.

Структура проведения занятия

Каждое занятие начинается приветствием, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

Основная часть занятия включает в себя задания серии А курса развития творческого мышления по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли для детей 9-14 лет. Основная часть состоит из:

а) разминки, в ходе которой учащиеся должны понять, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обращать внимание;

б) основного задания, направленного на развитие определенных творческих способностей. В заданиях данного курса инструкции расписаны непосредственно в альбомах учащихся;

в) дополнительных заданий. Этот раздел содержит задания для учащихся, которым понравился вид творческой деятельности, предложенный в основном задании, и поэтому они продолжают работу в данном направлении.

Курс занятий рассчитан на 16 уроков. Нами используются задания только серии А (имеются параллельные задания серии Б, которые относятся к тому же типу, что и задания серии А, но они отличаются содержанием основного задания (в данной программе их использование возможно на индивидуальных занятиях).

Рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

Содержание программы включает четыре основных типа информации, которые синтезирует наш интеллект:

  1. Образное содержание - информация в конкретной образной форме (зрительной, слуховой и т.д.)

  2. Символическое содержание - знаковая информация (числа, ноты, коды и т.д.)

  3. Семантическое содержание - информация идей, мыслей, понятий, которая передается вербально.

  4. Поведенческое содержание - информация, отражающая межличностное взаимодействие (настроения, мысли, размышления, потребности, мотивы, определяющие поведение людей).

Этапы занятий:

Программа занятий включает в себя 2 основных этапа:

  • Диагностический ( куда вовлечены педагоги школы, врачи, семья)

Анализируются сведения о развитии ребенка, интересах, привычках, изучаются их рисунки, поделки.

  • Практический (взаимодействие с педагогом-психологом во временном коллективе)

В данном случае специально организованный, целенаправленный психолого-педагогический процесс, где осуществляется комплексное взаимодействие.

Диагностическая работа предполагает групповую психологическую диагностику эмоционально-личностной сферы детей. Для этого используются следующие методики.

а) методики определения самооценки младшего школьника;

б) метод социометрии М.Битяновой;

в) анкета мотивации Лускановой;

г) Цветовой тест Люшера

Данный пакет психологических методик дает достаточно полное представление об особенностях эмоционально-личностной сферы ребенка и характере межличностных отношений в классных коллективах. Данная информация используется для формирования временной группы при проведении занятий.

Практический этап представляет собой групповые занятия с учащимися.

Занятия проводятся не реже одного раза в неделю. Продолжительность занятия - 40-50 минут. Наполняемость группы 6-10 человек. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности - важные характеристики психолого-педагогического процесса, поэтому после второго занятия группа «закрывается» и новые участники к ней не присоединяются, даже если из первоначального состава кто-то выбыл.

Требования к помещению проведения занятий: звукоизолированое, просторное, оборудованное столом и стульями, креслами или пуфиками для удобства и релаксации

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня адаптированности обучающихся( в том числе с ОВЗ) во временном коллективе;

  • повышение уровня психологической культуры обучающихся;

  • самостоятельность в овладении учениками дополнительной информацией;

  • готовность творчески представлять опыт освоения знаний


Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 3-4-х классов по развитию творческого мышления.


Структура занятий в 4 классе включает задания, направленные на установление логических закономерностей, построение умозаключений, решение нестандартных задач, развитие операций анализа и синтеза, развитие функции контроля собственных действий, речевого синтеза.

Тема

Цели

Кол-во часов

1.

Развитие осознания учащимися своего Я. Построение своего образа «Я», создание единого психологического пространства. Знакомство с правилами работы группы. Установка на дальнейшую работу.

Знакомство детей друг с другом;

формирование позитивного настроя на занятия.

1 ч

2.

«Познаем себя и сказочных героев»

Сплочение группы, снятие напряжённости, скованности.

Развитие беглости и гибкости.

1 ч

3.

«Сочиняем баллады»

Формирование эмоциональной поддержки членов группы.

Развитие вербальной беглости;

формирование инициативы;

развитие навыков работы методом «мозгового штурма».

1 ч

4.


5.

«Сравнение. Описание.»


«Из мухи делаем слона»

Развитие способности подходить к свойствам и характеристикам объектов с разных сторон; развитие способности к преобразованию имеющейся информации.

Развитие способности создавать слова, действуя в ограниченных условиях;

развитие вербальной беглости.


6.

«Слова-настроения и размышления»

Развитие способности работать со словесными ассоциациями;

развитие вербальной беглости;

развитие способности передавать чувства и настроения.

7.

«Слово - образ»

Развитие способности создавать символические связи между значениями слов и способами их написания.

8.

« Армия групп»

Развитие способности классифицировать образную информацию различными способами;

Развитие гибкости в работе с образной информацией.

9.

«Что решили мы»

Развитие вербальной беглости и гибкости.

10.

«Зимой и летом одним цветом»

Развитие вербальной беглости и гибкости.

Развитие умения находить нестандартные ответы.

11.

«Играем в прятки»

Развитие невербальной оригинальности и способности к детальной разработке.

Развитие способности к трансформации имеющихся объектов.

12.

«Придумай ребус»

Развитие гибкости мышления

13.

« Придумай новые слова»

Развитие гибкости мышления

14.

« Работа с образами»

Развитие вербального воображения.

Развитие способности придумывать новые слова, соответствующие предложенным идеям.


15.

« Подписи к карикатурам»

Развитие способности к созданию различных импликаций на образном материале.

16.

«Поговорка дракона»

Развитие гибкости и оригинальности.

Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Игры и задания

Количество

часов

Оборудование

1.

Знакомство.

Развитие осознания учащимися своего Я. Построение своего образа «Я», создание единого психологического пространства. Знакомство с правилами работы группы. Установка на дальнейшую работу.

Заполнение визиток.

Зад. «Имя и немного о себе»;

Зад. « 6 «Я»;

Принятие правил группы

Упр. «Игра-сплочение»;

Упр. «Хлопните в ладоши те, кто…»

Упр. «Закончи предложение»

Что такое творчество.

40-50 мин

Бейджи, волшебный мяч, листы бумаги А4, фломастеры, цветные карандаши, ручки.

2.

«Познаем себя и сказочных героев»

Что означает мое имя? (дом.зад)

Моя геометрическая фигура.

Зад. Собери человека

Зад. Серии 1А «Найди общее в сказочных героях», создай свои группы.

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, ручки, фломастеры, набор основных геометрических фигур, образы героев любимых сказок, доска

3.

«Сочиняем баллады»

Упр. «Доскажи словечко»,

Упр. « Шарады»,

Зад. Серии 2А «Баллада о кроте».

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, доска, ручки, зад. из альбома Курс развития творческого мышления, фломастеры.

4.

«Продаем старую шляпу»

Стих Р. Сефа «Что на что похоже?»;

Анализ стихотворения; описание одной и той же вещи разными способами;

Зад. «Сравни и опиши по-разному»;

Зад. Серии 3А «Продаем старую шляпу и учимся мягким выражениям»

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, ручки, фломастеры, зад. из альбома Курс развития творческого мышления.

5.

«Из мухи делаем слона»

Упр. « Рисуем образы»;

Упр. «Изменяй и сочиняй»;

Зад. Серии 5А «Символические трансформации»

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, ручки, фломастеры, зад. из альбома Курс развития творческого мышления

6.

«Слова-настроения и размышления»

Упр. «Похвалилки»;

Упр. «Рассуждения-размышления»: «Если бы я был животным, то , наверное…», «Если бы я был растением, то, наверное…»

Зад. Серии 6А « Слова-настроения или звуки событий».

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, ручки, зад. из альбома Курс развития творческого мышления

7.

«Слово -образ»

Упр. «Ребусы»;

Упр. «Разминка»;

Зад. Серии 7А «Символические отношения».

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4 с ребусами, ручки, фломастеры, , зад. из альбома Курс развития творческого мышления

8.

« Армия групп»

Упр. « Отгадайте кроссворд»;

Упр. « Разминка»,

Зад. Серии 8А «Образные классы».

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, ручки, фломастеры, кроссворд, зад. из альбома Курс развития творческого мышления

9.

«Что решили мы»

Упр. «Вставь недостающий слог»;

Упр. «Восстанови слова»;

Зад. Серии 9А «Семантические системы».

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, ручки, фломастеры, зад. из альбома Курс развития творческого мышления

10.

«Зимой и летом одним цветом»

Упр. «Рисуем образы»;

Упр. «Превращения слов»;

Зад. Серии 10 А «Семантические единицы и трансформации».

40-50 мин

Ватман, скотч, маркер, листы бумаги А4, ручки, фломастеры, зад. из альбома Курс развития творческого мышления

11.

«Играем в прятки»

Упр. « Нарисуй в зеркальном отражении»;

Упр. « Дорисуй до образа»;

Зад. Серии 11 А «Образные трансформации».

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, планшеты, ручки, фломастеры, зад. из альбома Курс развития творческого мышления

12.

«Придумай ребус»

Упр. «Разгадаем ребусы»;

Упр. «Придумываем ребусы»;

Зад. Серии 12 А «Символические трансформации».

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, планшеты, ручки, фломастеры, зад. из альбома Курс развития творческого мышления

13.

« Придумай новые слова»

Упр. « Восстанови слова»;

Упр. «Получи новое слово»;

Зад. Серии 13 А «Символические трансформации».

40-50 мин

Маркер,

листы

бумаги А4,

планшеты,

ручки,

фломастеры,

зад. из альбома

Курс развития

творческого

мышления


14.

« Работа с образами»

Упр. «Сказки обо мне, о тебе, о наших качествах»;

Зад. Серии 15 А «Придумай заголовок»;

Упр. «Вместе сочиняем сказку»

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, планшеты, ручки, фломастеры, зад. из альбома Курс развития творческого мышления, ватман

15.

« Подписи к карикатурам»

Упр. «Найди общее название»;

Упр. « Восстанови рассказ»;

Зад. Серии 16 А «Придумай заголовок»;

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, планшеты, ручки, фломастеры, зад. из альбома Курс развития творческого мышления

16.

«Поговорка дракона»

Упр. «Пословицы и поговорки»;

Упр. «Проведи аналогию» с использованием фразеологического словаря;

Зад. Серии 17 А «Поговорка дракона»;

40-50 мин

Маркер, листы бумаги А4, планшеты, ручки, доска, фломастеры, зад. из альбома Курс развития творческого мышления


Ограничения и противопоказания

Программа «Гармония» не рассчитана на работу с детьми, при наличии у них следующих форм и состояний:

  • дети с тотальным недоразвитием высших психических функций;

  • дети с психопатоподобным поведением;

  • дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения);

  • дети с тяжелыми нарушениями сенсорных анализаторов;

  • дети с общими противопоказаниями для поступления в ОУ.

Формы и методы: элементы тренинга, групповая беседа, групповая дискуссия, упражнения релаксационного характера, приемы арт-терапии, игротерапии, сказкотерапии, групповые и индивидуальные формы работы, работа в парах.

Работа в группе ориентирована на активное присвоение детьми нового опыта, возникающего в ходе творческого процесса, и его использование в реальных жизненных ситуациях, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их творческих возможностей.

В ходе реализации программы «Гармония» в МБОУ Сосновская сош№2, отмечено:

  1. Совершенствование коммуникативных и социальных навыков обучающихся-участников программы.

  2. Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности обучающихся.

  3. Развитие творческих способностей, наблюдательности.

  4. Развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение.

Таким образом, опираясь на научно-исследовательский материал и собственный практический опыт, мы можем констатировать, что реализуемая программа позволяет при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия для развития творческого потенциала и стимулирования личностного роста обучающихся (самореализации, самовыражения, повышения адаптационных способностей личности, изменения стереотипов ее поведения, проявления социальной и творческой активности).

Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образования и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа «Гармония» помогает в обеспечении сформированности универсальных учебных действий на данном возрастном этапе.

Данная программа может быть включена в систему психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями.

Литература


  1. Гатанов Ю.Б.Курс развития творческого мышления «Иматон» для детей 9-14 лет по методу Дж. Гилфорда и ДЖ. Рензулли, СПб., 2001.

  2. Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. М., 2004.

  3. Монина Г.Б.., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб., 2006.

  4. Возможности практической психологии в образовании, из опыта работы психологов; выпуск 4.М., УЦ «Перспектива», 2003.

  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.

  6. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. - М.: Генезис.

  7. Д.В. Недогонов « 7 иллюстрированных словарей русского языка для детей в одной книге», М.,АСТ, 2013.

  8. Андрeeв В.И. Пeдaгoгикa: Учeб. курс для твoрчeскoгo сaмoрaзвития. - 2-e изд. - Кaзaнь: Цeнтр иннoвaциoнных тeхнoлoгий, 2000.

  9. Бeлкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики: Учeб. пoсoбиe для студ. высш. пeд. учeб. зaвeд. - М.: Акaдeмия, 2000.

  10. Березина В.Г. и др. Дeтствo твoрчeскoй личнoсти: Встрeчa с чудoм. Нaстaвники. Дoстoйнaя цeль / В.Г. Бeрeзинa, И.Л. Викeнтьeв, С.Ю. Мoдeстoв. - СПб.: Изд-вo Букoвскoгo, 1995.

  11. Бoрдoвскaя Н.В., Рeaн А.А. Пeдaгoгикa: Учeбник для вузoв. - СПб.: Питeр, 2000.

  12. Гaфитулин М.С. Рaзвитиe твoрчeскoгo вooбрaжeния: Из oпытa рaбoты сo шкoльникaми нaчaльных клaссoв: Мeтoд. рaзрaбoткa пo испoльзoвaнию элeмeнтoв тeoрии рeшeния изoбрeтaтeльских зaдaч в рaбoтe с дeтьми. - Фрунзe, 1990.

  13. Гaфитулин М.С. Урoвни нoвизны: Мeтoдикa oцeнки твoрчeскoй дeятeльнoсти и пoлучeния нoвизны // Адукaцыя i выхoвaниe. - 1994. - № 7.

  14. Гин А.А. Приeмы пeдaгoгичeскoй тeхники. Свoбoдa выбoрa. Открытoсть. Дeятeльнoсть. Обрaтнaя связь. Идeaльнoсть: Пoсoбиe для учитeля. - М.: Витa-Прeсс, 1999.

  15. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб., 2006.


19


© 2010-2022