Урок самопознания на тему на крыльях творчества

Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: На крыльях творчества

Цель: расширить представления учащихся о творчестве, обобщить и систематизировать полученные знания о ценности «творчество».

Задачи:

- развитие умения действовать самостоятельно и в сотрудничестве;

- содействие раскрытию творческих способностей;

- формирование положительной мотивации к учению, к творчеству, создание эмоциональных условий для само­утверждения личности.

Ход урока.

Орг.момент.

Учитель приветствует учеников и приглашает встать в круг. Звучит аудиозапись инструментальной музыки, на фоне которой учитель декламирует, интонационно выделяя смысловые ударения, стихотворение Руфь Тамарина «Балеро Равеля»

Беседа

Проведение беседы по вопросам, которые представлены в рубрике учебника «Размышляем, беседуем», целесообразно начать с размышления о смысле стихотворения А.Вознесенского. Особое внимание следует уделить поэтическим строкам «Мы в творчестве выходим из себя. И это называется душой», предлагая учащимся пояснить их смысл. Затем можно перейти непосредственно к вопросам.


  1. Почему в человеке есть потребность создавать?

  2. Какое значение имеет вдохновение в созидательном труде?

  3. Можно испытывать радость в каждодневном труде?

  4. Можно ли утверждать, что быть человеком - это творчество?

Цитата урока

Подытоживая рассуждения учеников, учитель корректирует уровень понимания учащимися ценности «творчество» и предлагает ознакомиться с текстом В.Сухомлинского в рубрике учебника «Цитата».

Более глубокое осмысление данный текст получит при использовании метода комментированного чтения.

Творчество является деятельностью, в которую человек вкладывает как бы частицу своей души; чем больше души он вкладывает, тем богаче становится сам. Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним. Одухотворение и вдохновение одной личности порождает одухотворение и вдохновение других людей. Творчество - это незримые ниточки, соединяющие сердца.

Василий Сухомлинский

  • В чём видит известный педагог особенности творческого процесса?

Учебная информация

Вниманию учеников предлагается учебная информация в рубрике учебника «Узнаем новое».

Занятия творчеством развивают человека духовно, дают ему возможность переживать особое чувство счастья, высокое наслаждение и удовлетворение от достигнутых целей.

Благодаря творчеству человек изменяется, духовно обога­щает­ся и совершенствуется. Творческий человек открыт миру, потому что стремится познать мир и найти своё место в нём.

Учитель обращает внимание учащихся на мысль о том, что творчество приносит радость, потому что приносит удовлетворение от сознания достигнутой цели.

Чтение

Предваряя чтение рассказа А. Луначарского «Живописец счастья», учитель может рассказать об особенностях труда людей, стремящихся открыть себя миру через изобразительное искусство, о художниках. Затем предлагает двум-трём ученикам поочерёдно вслух прочитать рассказ, после чего вовлекает группу в обсуждение текста по вопросам.




Скрипучие половицы

Константин Паустовский

Огюст Ренуар дожил до глубокой старости. К семидесяти годам у Ренуара стал развиваться жестокий ревматизм рук, который постепенно превратил их во что-то вроде крючьев. Ежедневно почти до самого дня смерти прославленный художник садился к мольберту, устраивался так, чтобы левой рукой помогать правой и говорил:

- Э-э… нет, ни одного дня без работы!

- Почему вы так настойчивы? - спросил его заезжий поклонник.

Весь поглощенный своим полотном, Ренуар ответил:

- Но ведь нет выше удовольствия!

И прибавил:

- Потом, творчество похоже на долг.

Тут восьмидесятилетний мастер глянул с улыбкой на спрашивающего и пояснил:

- А когда у человека нет ни удовольствия, ни долга, зачем ему жить?

Ренуар - мастер огромной силы. Он рисовальщик, каких при его жизни было немного. Тонкость его зрения, богатство и изысканность его портретов, не­исчерпаемая одухотворён­ность изображаемых им лиц совре­менников - ставит его в самый первый ряд мастеров-худож­ников двадцатого столетия.


  1. Что вдохновило Чайковского на создание нового произведения?

  2. Почему Чайковский использовал особое состояние души, похожие на чудо?

  3. В чем проявился результат творческой деятельности Чайковского?

Беседа

Для более глубокого осмысления важности истинного творчества проводится беседа, согласно вопросам, пред­ставленным в рубрике «Размышляем, беседуем». Целью беседы является выявление уровня понимания учащимися смысла понятий «творчество», «слава», «известность», «увлечение», «труд».


  1. Можно ли отличить истинное творчество от суетливых попыток прославиться? Почему?

  2. Важно ли стремиться к известности, славе? Почему?

  3. Встречались ли вам люди, увлеченные творчеством? Расскажите о них.

Рассуждения учеников следует подвести к выводу, созвучному идеям, высказанным в изречениях Б. Пастернака и В. Пекелиса о значимости творчества в жизни каждого человека, используемых в качестве цитаты урока.

Цитата урока

Цель приглашения к размышлению над смыслом предложенных изречений - осознание учащимися новых граней понимания ценности «творчество».

Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех.

Борис Пастернак


Творчество есть управление самим собой. А это - каждый знает - очень и очень трудное, но благородное дело!

Виктор Пекелис

  • Поясните смысл изречений.

Учебная информация

Учитель предлагает новое понятие «жизнетворчество», разъяснение которого приводится в рубрике учебника «Узнаем новое».

Ученикам предлагается прокомментировать данную учеб­ную информацию, приведя примеры из собственного жизненного опыта.

Жизнетворчество - это творческий подход человека к своей жизни, стремление во всём быть самим собой, готовность к изменениям в лучшую сторону, использование своего творческого потенциала в созидательном труде.

Каждый человек может быть ориентирован творчески преобразовывать свою жизнь и жизнь вокруг себя, если он излучает добро и любовь, проявляет сострадание и сочувствие, стремится к справедливости и благородству.

Чтение

Для углубления представлений о новом понятии «жизне­творчество» вниманию учащихся предлагается небольшой очерк из книги «Как стать гением».

Учителю рекомендуется обобщить рассуждения-ответы с целью осознания каждым важности развития положительной самомотивации к учению как творческому процессу, как способу самоутверждения личности.

Творческая жизнь

По книге "Как стать гением"

Создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генрих Альтшуллер предложил рассматривать жизнь творческой личности в виде шахматной партии, в которой противниками выступают сама творческая личность и противодействующие ей внешние обстоятельства жизни.

Как известно, каждая шахматная партия основана на грамотном сочетании тактики и стратегии игры. В творчестве тоже есть свои тактика и стратегия: цель тактики - создать новую идею, так сказать, зажечь огонь идеи, цель стратегии - претворить идею в творчестве, то есть пронести огонь идеи через всю жизнь.

Вы можете задать вопрос: а зачем творческой личности это горение идей? Г.Альтшуллер отвечает: "Достигать достойных целей жизни!" Причём достойные цели должны быть, во-первых, позитивно направлены на развитие жизни; во-вторых, - бесконечными, неисчерпаемыми; в-третьих, опережать своё время.

Именно достойные цели побуждают человека к творчеству научному, художественному, социальному или жизне­творчеству. Человека, постоянно создающего что-то новое, ранее не существовавшее, в науке, искусстве, технике, социальных проектах, отношениях между людьми или просто в обычной повседневной жизни, можно назвать творческой личностью. Такой человек будет сознательно стремиться развивать свои творческие способности как умения находить нестандартные решения, придумывать новые идеи, видеть в обычных вещах и явлениях необычное.


  1. Почему важно стремиться ставить в жизни достойные цели?

  2. Радость творчества - это достижение цели? Почему?

  3. Можно ли создавать новое в повседневной жизни?

  4. Можно ли это назвать жизнетворчеством? Почему?

Творческая деятельность

Данное задание ориентировано на развитие умения зани­маться творческим делом самостоятельно или в сотрудничестве с одноклассниками. Учитель может предложить учащимся самим определиться в способе выполнения задания (в паре или индивидуально).


  1. Придумайте необычную ситуацию и объясните причины её возникновения.

  2. Попросите одноклассников произнести первые пришедшие им на ум пять слов и составьте их них короткий связный рассказ.

  3. Придумайте самые фантастические способы применения обычных предметов и объектов.

Например, стена здания, компьютер, часы и тому подобное.

Задание

Цель задания из рубрики учебника «Выполняем задание» - развить у учащихся навыки формулирования обобщающих утверждений по теме урока.

Прочитайте начало утверждений и завершите их. Обоснуйте свой ответ.

Тот, кто пытается начать новое, может…

Тот, кто слишком торопится, ничего …

Тот, кто заставляет себя, не достигнет …

Тот, кто жалеет себя, не может …

Тот, кто понимает своё предназначение, ищет …

Лишь тот, кто стремится к духовному богатству, …

Чтение

На этом этапе урока учащиеся знакомятся с размышлением автора статьи «Творчество есть труд» о новых гранях творчества, о труде как этапе познания, приносящем радость, новые открытия в себе.

Творчество есть труд

В.Толстых

Творчество в любом виде деятельности, материальной или духовной, тем и отличается от простого исполнительства, что оно захватывает всего человека, соединяет и организует его физические и духовные силы в нечто цельное. Без такой цельности, собранности творческих сил и возможностей человека деятельность его оказывается неполноценной (даже независимо от конечных результатов, которые могут быть и блестящими).

Что же касается собственно физических усилий в труде художника, учёного, хирурга, инженера, то это усилия особого рода. Например, тонко чувствующие, "всевидящие" руки талантливого хирурга есть органическое продолжение его мыслящей головы. Тот, кто любит и чувствует настоящее искусство, помимо таланта и вдохновения замечает и ценит руки виртуоза-скрипача. Или уникальное тело артиста балета, которое путём изнуряющих репетиций, превращается в специально выточенное для танца выразительное средство хореографического искусства.

Люди творческого склада не только высокоодарённые, наделённые каким-то особенным талантом люди, но и ещё большие умельцы, мастеровые, профессионалы своего дела.

Понимание творчества как труда, связанного только с деятельностью "головы" (для писателя или учёного), "рук" (для художника или музыканта), "тела" (для актёра или танцора), было бы ограниченным. Труд физический (материальный) или умственный (духовный) диктуется образом жизни каждого человека. Надо только не забывать, что в процессе любого труда есть романтика познания, радость творчества, внутренние искания каждого...

  1. Что значит труд для человека?

  2. Можно ли считать, что творчество тоже есть труд? Почему?

  3. Что объединяет творческих людей разных профессий?

Ответы на вопросы после текста учителю следует обобщить с целью осознания каждым вывода, изложенного в рубрике «Обращаем внимание».

Резюме

Вывод, представленный в рубрике учебника «Обращаем внимание» является логическим обобщением заключительной темы. Несмотря на краткость, в нём отражена важная идея, которую должен осмыслить ученик, а именно: понятия «труд» и «творчество» неразделимы, и именно творчество возвеличивает деятельность человека и вдохновляет его. Целесообразно предложить учащимся дополнить утверждение собственными размышлениями об отношении к жизни, к труду, к творчеству.

Радость творчества - это не только прилив сил, восторг вдохновения, но и "отдых" души, наслаждающейся любимым занятием, а именно - творческим трудом.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает учеников встать в круг и по очереди прочитать стихотворение Э. Асадова, написанное на плакате. Каждый при этом читает 1-2 строчки, в зависимости от количества человек в группе.

Я так хочу стихи свои писать

Эдуард Асадов


© 2010-2022